Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне | Монах Лазарь (Афанасьев) | 03.09.2008 |
Для наслаждения видимой природой лучшее время есть весна, а для обозрения самого себя лучшее положение есть уединение.
Случалось мне летом с приятностью смотреть, как пчелка или бабочка, летая с цветка на цветок, весело взвивались в воздухе. И усваивал я себе мысль, что надо благодарить Бога и за минуту наслаждения разумной души. И это так! А себялюбие готово кричать: подольше и побольше!
Несколько дней провел я в пустыне Параклит. Это в семи верстах от Лавры, место уединенное, в лесу, и лес чистый, березовый. С душевной приятностью провел я там безмолвно время. Целый день в лесу, который в нескольких шагах от моей келлии, и только дождь прогонял меня в нее.
Какие чудные читаются тирады в природе, в ее величии, тишине, где иногда ни малейший листок не шевельнется ветром! То бабочка, роскошно украшенная, весело летает с цветка на цветок, то птичка своевольно перелетает с одного дерева на другое. Какая во всем видна свобода, какое довольство!
И это прекрасное, свободное, довольное, как царю, подчиненно человеку. Но увы! — великий царь, обладатель твари, едва ли не нищий проситель потребного себе, завистливо посматривающий на довольство своей подчиненной. Какая незавидная царская доля!
Ни луны, ни света звездного! Ничто не освещает темный покров ночи.
А как могущественна и прекрасна душа христианина! Для нее нет ночи: и во мраке видится ей свет, и в тишине ночной слышится говор природы.
Светом разума чудится (удивляется) человек премудрому делу Божию, порядку и равновесию, а любовью сердца стремится к Нему, как к Отцу и благодетелю.
Человек есть малый мир! — и в нем тоже совершается нравственно и духовно то, что совершается в мире, видимом материально.
В нем есть своя весна, свои цветы, свое лето, жары, своя осень и зима.
Как видимый мир покрыт облаками дождевыми, так отчасти, по аналогии, и наша душа страдает от налетающих темных мыслей и чувствований.
В видимом мире отраду и обновление дает солнце, а в малом мире, человеке, — Бог! Бог есть солнышко нашей души. Так Псалмопевец призывает скорбную душу свою: «Зачем скорбишь, уповай на Бога, Он спасение лица моего и Бог мой!»
Ненастье прояснится, и солнце взглянет в душу твою из облаков. Уповай на Бога, Он — спасение лица твоего, Он — Бог, Спаситель твой.
Невольно взглянул я в окно: свет меркнет от мрачных облаков; дождь холодный сыплет как из решета. Все живое жмется, прячется, птички большие и малые, которая — под кровлю, которая — под куст с полным безмолвием.
И человек по необходимости связан с природой, только то имеет он преимущество, что силою воли и разума может пробиваться и сквозь мглу к своему солнышку — Богу, и может сказать Ему: «Ты — спасение лица моего, Ты — Бог мой!»
…Как ветер разгоняет облака и лучам солнца дает путь освещать лице наше, так молитва возвышает к небу и открывает путь благодати Божией освещать и согревать наше сердце.
Чаще повторяй: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс. 50). Также чаще повторяй молитву ко Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…»
И душа твоя войдет, как в сад, в рай Божий и насладится милостью Господа.
У нас зима облекла прекрасным снежным, но тонким еще покровом землю. Из руки Божией все прекрасно выходит, где не портит человек. Перед окнами моими даль, поля так чисто покрыты белым полотном, а ближе к жилью человека уже снег испачкан — то дорожной ездой, то пешеходной стопой человека.
Все четыре времени года — зима, весна, лето и осень имеют необходимое свое хорошее. Недостаток приятностей зимы восполняет небо звездным украшением, и мне очень нравится молчаливость зимняя.
Весна отличается игривостью природы: все как бы просыпается к призванной деятельности; она шумлива и надежна.
Лето — царица времени — солнцем, как скипетром, дает жизнь и указует цель влаге, оживляя корень дуба, былинке дает цветок, а птичке гнездышко, и все спешит выполнить задачу жизни, от насекомого до человека.
Осень — сбытие надежды, благостью Господа все собирается; кто прячет, кто расточает, кто кормится, кто умирает. Есть инфузории с часовой жизнью, и есть насекомое с жизнью на одно лето. Какая громадная работа во всей природе! И вся тварь подчинена однажды данному Богом закону. Один только, той же твари высшее звено, человек самовластный, мыслит и волею действует не всегда покорно законам Творца своего. Но вечная любовь Отца Небесного изобрела ему амнистию — и за одно только слово: «Прости!»
Не сетуй на свои слезы: засуха вреднее дождя! Дождь ли сквозь солнце благодати, ненастье ли житейских печалей, или просто бессознательно набежала туча и разрешилась дождем слез: пусть покропят! Засуха самодовольства не только цвет, но и коренья вредит. Как роса для цветка, так слеза для души полезна. Я наблюдал иногда в раннее утро лета, как прекрасно и бережливо сердце цветка хранит каплю росы! Пусть и твое сердце, чем бы ни подвигнуто было пролить слезу, да знает, что это вода чистительная, вода, размягчающая жесткость самодовольства и самолюбия. Знаешь ли ты, друг мой, что лучший момент в жизни человека — недовольство собой? Это растворяющаяся дверь к смирению, а смирение есть прямой путь к спасению.
Люби находить Бога в себе, в своем сердце, люби созерцать Его в природе, в красотах небесных! Мудрствуй о Нем выше облаков и солнца! Там, где свет Его, в Его свете. И там падай пред Ним и молчи, покуда не дастся слово сердцу — Отец мой, помилуй меня! И как после света молнии облака разрешаются дождем, так чувства освященные твои прольют теплые отрадные слезы.
Семя, не дав корней земле, не вынесет колосьев плодных при свете солнечном, который окончательно формирует растения по его свойству. Господь чудной гармонией соединил все творение!
Мы невольно любуемся всем порядком в природе неба и земли. Только, к сожалению, не постоянно и не последовательно себя подчиняем законам правды и любви, а о любви сказал Спаситель законнику, спросившему, что в ней утверждается весь закон и пророки.
Когда утренний луч проникает в окно, то мириады сора и нечистот плавают по лучу солнечному, сколько он занимает пространства. Вне же его в комнате все имеет обыкновенный вид.
Это, радость моя, подобие того, что, когда благодать касается сердца человека, то в разуме, мыслях и сердце как бы некоторая делается тревога, все выказывается неправильное жизни, как пыль получу солнца. И это первый прием и побуждение человека к сознанию своих немощей и смирению. Не тот момент вреден для нас, когда мы смущаемся внутренними нашими неприятностями, а тот, когда мы ничего не чувствуем укоряющего нас.
Душа — как птичка в клетке: у птички все есть — и семечки, и вода, словом, все ее выгоды, а птичка все прыгает туда и сюда, носиком свободы от перегородки ищет. Так и душа. Дом ее есть вечность, обладатель — Спаситель. С целью единения с Ним душа все порывается к Нему — Господу, как к своему началу и цели блаженства.
Сердце, подобно облаку, производит слезы сильными впечатлениями. Так, есть слезы скорби, слезы умиленного размышления, слезы тихие, но есть слезы, которые движет Дух Святый. А потому всякая слеза полезна даже физически человеку, а тем более нравственно и духовно.
Есть древняя характеристика Господа Иисуса Христа, где между прочим сказано: никогда Его не видали смеющимся, а часто видели плачущим.
1870−1871
Свято-Троицкая Сергиева Лавра