Русская линия
Фонд стратегической культуры Анатолий Цыганок03.09.2008 

Стратегическое значение Абхазии для России

С точки зрения геостратегической важности территории, Абхазия расположена на побережье Черного моря и имеет плодородные земли, запасы угля, на ее территории находятся популярные курорты. Автомагистраль военного назначения М-27 и железная дорога, проходящая через территорию Абхазии, являются важными транспортными коммуникациями для тылового обеспечения российских войск в Закавказье и в Армении. Через Абхазию Россия получает выход в западные районы Грузии. Сурамский перевал делит Грузию на западную и восточную части, проходя далее через Аджарию к Турции. Южная Осетия играет для Россию такую же роль связующего коридора, но ведущего к центральной части Закавказья, — через нее проходит Военно-грузинская дорога, соединяющая Россию и Грузию.

В стратегическом отношении территория нового кавказского государства, Республики Абхазия, занимает узкую полоску черноморского побережья, защищенного труднопроходимыми горами Большого Кавказского хребта. Его разрезает Кодорское ущелье, которое спускается прямо к Сухуму. Лишь Колхидская низменность на севере оставляет простор для маневра. И то с известными оговорками — ее пересекает множество бурных рек, берущих свои истоки на высокогорье. Главная из них — полноводная Ингури, по которой и проходит сейчас основная разделительная линия с Грузией. В отличие от Южной Осетии Абхазия отделена от остальной территории Грузии природными барьерами, которые становятся естественными рубежами обороны, способными разделить противостоящие стороны. Даже в том случае, если они обладают значительным наступательным потенциалом, в том числе тяжелым вооружением — танками, самоходными установками, бронетранспортерами. Абхазия имеет границу с Россией и связана с ней железнодорожной веткой и Черноморским шоссе. Вдоль этих коммуникаций, в отличие от Транскавказской магистрали в Южной Осетии, нет сел с компактным проживанием грузинского населения.

Территория Абхазии уже становилась регионом крупномасштабного вооруженного конфликта, переросшего в реальную локальную войну и завершившуюся полным поражением одной из сторон. Здесь накоплен реальный опыт организации ведения боевых действий «полного цикла» практически во всех районах республики — горных, равнинных, городских.

Признание Абхазии и Южной Осетии создало в зонах конфликтов совершенно новую ситуацию. Старые механизмы поддержания мира нуждаются в корректировке. Однако признанные государства располагают гораздо большим арсеналом законных средств для обеспечения своей безопасности. Оборудованная по всем правилам госграница — одно из таких средств. Граница слабо контролируется, особенно в нижней части Гальского района. Там болотистые места. Броды в устье Ингури закрыть проблематично. Часть грузинского населения района поддерживает действия властей Грузии, является опорой диверсионно-террористических групп. Грузинская разведка чувствует там себя вольготно.

Есть проблемы с контролем участка границы от моста на Ингури до Кодорского ущелья. Рельеф местности не позволяет создать там надежную систему охраны границы. Для этого нужны огромные финансовые вложения и многолетнее строительство объектов инфраструктуры охраны границы.

До сих пор граница Абхазии и Грузии, проходящая по реке Ингури, не была оборудована. Не было пограничных столбов, контрольно-следовой полосы, проволочных ограждений. Приграничная территория входила в зону безопасности, установленную в соответствии с Московским соглашением от 1994 года, которую контролировали российские миротворцы. Во сколько обойдется Сухуму укрепление границы, сказать трудно. Но если учесть, что обустройство 1 метра российско-казахстанского рубежа обошлось Москве в 2005 году в 6500 рублей, и помножить это на абхазский периметр, можно составить приблизительное представление об общей сумме пограничных издержек.

Намерение оборудовать вдоль границы по реке Ингури погранзаставы подтвердил президент Абхазии Сергей Багапш: «Конечно, мы будем укреплять границу, — заявил он. — В зоне безопасности будут пограничные заставы. Мы не могли там строить пограничные заставы, потому что соблюдали договоренности, это была зона ответственности миротворческих сил. Сейчас граница будет обустраиваться, как положено. Тем более что у нас есть намерения выстраивать отношения с Россией в области таможенной политики, сейчас готовится ряд договоров по безопасности. Ситуация требует безотлагательного решения именно этого вопроса"1. Погранзаставы будут оборудоваться и на грузинско-югоосетинской границе. И.о. премьер-министра Южной Осетии Борис Чочиев сообщил, что «граница пройдет точно по границе бывшей югоосетинской автономной области». Чочиев подтвердил, что «намерение руководства республики подписать военный договор с Москвой, на основании которого российские войска могли бы остаться в Южной Осетии на постоянной основе, остается непреклонным"2.

Наиболее важным в стратегическом отношении является Гальский район Абхазии, где расположена единственная в этом регионе Ингурская ГЭС, питающая электричеством почти треть Грузии и всю Абхазию. Пульт управления этой ГЭС, построенной еще в советские времена, находится на абхазской стороне. В систему ГЭС входит канал, идущий по абхазской территории вдоль Ингури на расстоянии 12−16 км от реки. Если ранее пространство между рекой и каналом плюс такая же территория на грузинской стороне была зоной миротворческих сил СНГ и по четырехстороннему договору (между Абхазией, Грузией, Россией и ОБСЕ) туда не должны были вводиться ни абхазские, ни грузинские войска, то после признания Россией Абхазии, в этой зоне будут находиться только пограничные войска Абхазии.

Признанный статус Абхазии позволит также России использовать военный аэродром в Гудауте, где ранее базировался полк истребителей СУ-27, и два аэропорта — Бабышера и Бамбоура. Абхазия в свою очередь сможет разместить на своей территории пункты контроля вдоль черноморского побережья. Если откроют Сухумский аэропорт, «Россия будет использовать в своих интересах одну из лучших взлетно-посадочных полос в мире на этой широте, где могут садиться «Русланы""3. Полоса сухумского аэропорта уникальна тем, что на нее можно садиться с обеих сторон.

Россия вряд ли откажется от 220-километровой береговой полосы, поскольку расчленением СССР ее фактически отрезали от Черного моря, а ее Новороссийский порт крайне неудобен и опасен для стоянки судов (в отличие от уютных бухт и портов Абхазии — Сухум, Очамчира и др.) ВМФ РФ могут интенсивно использовать абхазские порты, как американцы тайваньские. Наиболее подходящим является порт Очамчира, где раньше базировались советские пограничники — 6-я отдельная бригада пограничных кораблей4. В порту Сухум была хорошая ремонтная база, которой пользовались сейнеры со всех портов Черноморского бассейна СССР.

По состоянию на 29 августа в 150 км от российских берегов находились 10 кораблей стран-членов НАТО, ожидалось прибытие еще 8-ми. Из состава этой группировки можно сделать некоторые выводы о характере ее задач и дальнейших действиях, не слишком дружественных по отношению к России. Самыми мощными кораблями группировки являются американский эсминец McFall, на вооружении которого имеются 48 крылатых ракет «Томагавк», предназначенных для поражения наземных целей, противокорабельный комплекс «Гарпун» и зенитный «Стандарт». Ракетные комплексы корабля объединены боевой информационной системой Ageis. В 2001 году этот корабль несколько раз выпустил свои «Томагавки»: он участвовал в военных операциях против афганских талибов.

Эсминец прибыл в сопровождении корабля береговой охраны Dallas, который предполагается использовать как судно снабжения. Третий корабль, который США послали к берегам Грузии, — флагман 6-го флота ВМС США. Корабль управления Mount Whitney покинул итальянский порт Гаэта, где дислоцированы корабли американского 6-го флота, и «готов к походу» в Черное море. Среди крупных боевых кораблей в акватории находятся три фрегата — испанский Almirante Juan de Borbon, польский General K. Pulaski и немецкий Kholn. Малые союзники представлены кораблями поменьше — корветами. Румыния прислала свой Contraamiral Eustatiu Sebastian, а Болгария — «Смели».

В связи с отсутствием у Грузии на сегодняшний день флота как такового (в результате военного противодействия со стороны России), задачу по прикрытию грузинских морских рубежей отныне возьмут на себя военно-морские силы НАТО. Из этого следует, что группировка фактически будет находиться у российских берегов на постоянной основе.

Однако российскому Черноморскому флоту есть что противопоставить этой силе. Есть ракетный крейсер «Москва», прозванный в свое время «улыбкой социализма» за характерные изломанные наклонными пусковыми контейнерами ПКР П-500 «Базальт» обводы бортов. Однако эти ракеты изрядно устарели, и, как полагают многие специалисты, «Иджисы» если не справятся с ними полностью, то ущерб от «Базальтов» минимизируют. Модернизировать корабль такой размерности просто негде (вряд ли Украина согласится предоставить для этого верфи в Николаеве) и заменить его нечем. Крейсеров проекта 1164 «Атлант» у России осталось три. «В условиях сравнительно небольшой акватории Черного моря, ракетные катера представляют собой реальную силу в бою с кораблями первого ранга"5: по могуществу противокорабельного вооружения они не уступают последним, а большой запас хода и мощные средства ПВО им не особенно нужны — спасают скорость и малые размеры. Вполне возможно, что часть ракетных кораблей будут дислоцироваться в портах Абхазии.

При обороне портов в Абхазии стоят батареи береговой обороны, оснащенные дальнобойной артиллерией и средствами ПВО, которые могут поражать цели на расстоянии в 10 миль от берега.

После признания Абхазии возможен запуск радиолокационной станции. В зоне ее наблюдения окажется не только вся территория Абхазии, но и Азербайджан с Арменией, а также юг России. Установка российской РЛС в Сухуме является необходимой мерой еще по одной причине. Вопрос о вступлении Грузии в НАТО практически решен, и, соответственно, надо ожидать размещения американского воинского контингента на ближайших подступах к российской границе. Наиболее эффективным ответом в этих условиях является дислокация на абхазской земле, а точнее — в Сухуме, российской РЛС.

Стратегически важным для России является наличие на территории Абхазии месторождения нефти. И есть данные о немалых залежах углеводородного сырья на Черноморском шельфе.

В Абхазии достаточно хорошо развит наземный и железнодорожной транспорт. В приморской полосе Абхазии проходит электрифицированная железнодорожная магистраль Туапсе — Сухум — Самтредиа и автомагистраль Новороссийск — Сухум — Батуми. Глубинные горные районы обслуживаются железнодорожной веткой Очамчира — Ткварчели и автодорогами Бзыбь — Авадхара, Сухум — Клухорский перевал и др. Морские перевозки осуществляются через порт Сухум и портопункты Гагра, Гудаута, Новый Афон, Очамчира.

С признанием Россией Республики Абхазия для последней открыт путь к участию в олимпийском строительстве. Уже разрабатываются варианты строительства объездной дороги из Абхазии на Красную Поляну. В республике много строительных материалов, включая мрамор и гранит, щебень, песок, минеральной воды, радоновых и грязевых лечебных источников. Здесь была хорошо развита курортологическая сеть. Расположенная в благословенном краю с живописным ландшафтом и мягким субтропическим климатом, Абхазия всегда была излюбленным местом отдыха для множества людей.

Таким образом, стратегическое значение Абхазии состоит для России в том, что позволяет контролировать восточную часть Черного моря, сузить до 40−50 км государственную границу с Грузией, держать под контролем Ингурскую ГЭС, использовать в качестве баз Черноморского флота абхазские порты Сухум, Очамчира, взять под радиолокационный контроль территорию Грузии, Азербайджана, Армении, а также юг России, сократить пути доставки до портов Турции. Ракетоносная авиация может использовать военный аэродром в Гудауте; дальняя авиация может использовать Сухумский аэропорт как площадку подскока.


http://www.fondsk.ru/article.php?id=1586


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru