Столетие.Ru | Андрей Арешев | 01.09.2008 |
Так, по некоторым признакам, уже в начале сентября обстановка в Армении может серьезно обостриться. Авантюра Саакашвили в Южной Осетии очевидным образом ослабила региональные позиции Еревана, вплоть до перебоев с поставками жизненно необходимых грузов. Лидеров армян Джавахка грузинские власти нейтрализовали непосредственно перед началом осетинской операции, а сегодня, похоже, полностью отрезали регион от внешнего мира.
В этой ситуации возможностей внешнеполитического маневра у официального Еревана, учитывая транспортную зависимость от Грузии, было не так уж и много. В интервью австрийской Standard Серж Саргсян говорил о том, что малые государства должны смягчать противоречия между сверхдержавами — как известно, Саакашвили занимался прямо противоположным. Президент Армении ещё раз подчеркнул ключевое значение для обеспечения безопасности страны функционирования 102-й российской военной базы в Гюмри и членства Армении в ОДКБ. Однако позиция армянских властей немедленно стала объектом резкой критики со стороны радикальной оппозиции, использующей все возможности для нагнетания внутриполитической напряженности.
Приготовления к новой попытке силового захвата власти идут полным ходом. Оппозиция, объединяющаяся вокруг Тер-Петросяна и сорганизованная в так называемый «Армянский национальный конгресс» (АНК), получает ресурсы, необходимые ей для того, чтобы уже через неделю (очередной митинг назначен на 5 сентября) вновь попытаться повторить трагические февральские события, не брезгуя при этом никакими средствами. Одним из поводов для раскачивания ситуации может стать и намеченный на 6 сентября футбольный матч сборных Армении и Турции.
25 августа в центре Еревана была разогнана несанкционированная сидячая акция протеста сторонников оппозиционных группировок, длившаяся с 20 июня. Митинг АНК 5 сентября был накануне официально запрещен мэрией Еревана, однако нет никаких сомнений, что радикальные оппоненты властей этот запрет проигнорируют.
Представители посольств, Евросоюза, госдепа США, Совета Европы и т. д. ведут плотную работу с лидерами прозападной оппозиции. В сентябре в Ереване высаживается новый американский посол Мари Йованович, некогда — временный поверенный на Украине, а позже — посол в Киргизии.
Левон Тер-Петросян 24 августа встретился в Ереване со специальным представителем ЕС на Южном Кавказе Питером Семнеби. Сообщается, что в ходе этой встречи обсуждалась как ситуация в Грузии, так и внутриполитические события в Армении. А на прошлой неделе в Москве побывал ближайший соратник Тер-Петросяна, руководитель армянского отдела «Международной кризисной группы» Левон Зурабян. Непосредственно перед своей поездкой в российскую столицу Зурабян заявил: «В сентябре ожидаются довольно-таки серьезные события, довольно серьезная борьба. Основным лозунгом движения стал отказ от власти нынешнего президента Сержа Саргсяна. Перед тем, как начать этот политический процесс, необходимо, чтобы была мобилизована вся политическая база содействующих нам людей». С целью «мобилизации воли» было объявлено о начале «индивидуального приема» в АНК, и вполне возможно, что армянское сообщество России попытаются в очередной раз расколоть по признаку тех или иных политических симпатий.
В Москве Зурабян дал большое интервью газете «Время Новостей». Основная цель оппозиции — повторные выборы, на которых будет объявлено о победе Тер-Петросяна. Представитель АНК, в частности напомнил, что Буш до сих пор не поздравил Сержа Саргсяна, так что быстрая поддержка армянских «оранжевых» со стороны Вашингтона вполне реальна. Предполагается, что в реальности оппозиционеры готовы пойти до конца и не ограничатся открытием армяно-турецкой границы, которое, если не будет должным образом подготовлено, то не принесет национальной экономике ничего кроме вреда. Конечной целью нового-старого президента Тер-Петросяна (которого не без оснований называют армянским Ющенко) может стать постановка вопроса о вступлении республики в НАТО и о выводе (любым путем) российской военной базы (а в перспективе, можно предположить — и размещение инфраструктуры американской ПРО). «Пророссийские» высказывания бывшего президента в связи с событиями в Южной Осетии являются, скорее всего, отвлекающим маневром, заранее согласованным с американским посольством. Тер-Петросян изо всех сил стремится приобрести дополнительную популярность в обществе, где сильно сочувствие осетинскому народу, и пытается выжать из этого сочувствия максимум возможного (а заодно, возможно, стремится обратить внимание на свою персону в России). Неуклюжий пиар лидера АНК вряд ли способен кого-либо ввести в заблуждение относительно его истинной позиции: «левонаканы» являются отменными мастерами информационных войн. Тем более что Левон Зурабян сразу поспешил скорректировать высказывания своего шефа, опровергая утверждения о том, что Тер-Петросян допустил пророссийские заявления: мол, несмотря на то, что «в некоторых пунктах позиции России и первого президента Армении совпали», это не может никак повлиять на отношения армянской оппозиции с Западом. «У Армении есть ожидания не только от Запада, но и от всей международной общественности, в частности, для нас очень важно, чтобы события, происходящие в Армении, были правильно истолкованы странами, входящими в Совет Европы», — намекает Зурабян.
Сегодня речь идет о «победе демократии» в Армении любой ценой и любыми средствами.
В качестве «морковки» может быть объявлено о чем угодно — например, о скором признании НКР со стороны США (но только в случае «правильного» выбора армянского народа). В условиях неопределенной позиции Москвы по карабахскому вопросу любая дезинформация, соответствующим образом вброшенная «в массы» и раскрученная, может привести к сдвигу общественного мнения в нужном направлении. Именно Россия виновата в геноциде армян 1915 года — это уже объясняют активисты проверенных НПО (армянский аналог украинских адептов Ющенко с их специфическими штудиями на тему «голодомора»). И теперь, дескать, «плохая» России (помимо всех прочих своих «грехов») не признаёт НКР, а вот «хороший» Запад и финансовую помощь оказывает, а вдруг возьмет да и признает. И сделать-то для этого стоит самую малость. Предшествующие события свидетельствуют: наэлектрелизованное массовое сознание способно воспринять еще и не такой абсурд. Следующим шагом в случае успеха этой затеи будет вытеснение из общественной и политической жизни республики всех пророссийских сил. К чему могут привести подобного рода эксперименты, хорошо видно на примере Украины и той же Грузии, а в случае с Арменией последствия могут быть еще более тяжелыми.
В случае очередной дестабилизации в Армении возможна и разморозка карабахского конфликта (нападение Баку на Степанакерт при полной безучастности официального «оранжевого» Еревана, новая гуманитарная катастрофа при молчании Запада, ответные удары по коммуникациям, всеобщая паника). Конечным результатом может стать переброска в регион воинских контингентов США и Великобритании под формальным предлогом охраны трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан, тем более что подобный опыт уже отрабатывался (вспомним программу «Каспийский страж»). Россия никогда не вела «войны нефтепроводов» и не собирается это делать. Тем не менее, в дни активной фазы конфликта руководитель Центра экономических и политических исследований, бывший президент Госнефтекомпании Азербайджана Сабит Багиров утверждал, что «азербайджанский участок (!) подвергся удару с воздуха со стороны российской авиации». Более того, он открыто намекнул на «целесообразность» обеспечения охраны нефтепровода силами так называемых «зарубежных специалистов». Однако в случае военного нападения Азербайджана на НКР последствия могут быть непредсказуемыми.
В реализации планов по установлению западного военного контроля над Закавказьем как нельзя кстати могут оказаться совместные и учения «Совместный лук / Совместный копьеносец-2008», запланированные в Армении с 29 сентября по 21 октября. В них будут задействованы около 1,1 тыс. военнослужащих из 21 страны. Семь из них являются членами НАТО, 12 — участниками программы «Партнерство во имя мира». Сценарий маневров будет основываться на уполномоченных ООН и возглавляемых НАТО «Действиях по реагированию на кризисы» и заключается в отработке совместных действий вооруженных формирований участников НАТО и стран-партнеров. На какие кризисы будут реагировать участники мероприятия — остается только предполагать, однако в нынешней ситуации подобные маневры выглядят несколько двусмысленными. Напомним, в ходе состоявшихся в июле 2008 года в Грузии американских учений «Немедленный ответ — 2008» отрабатывались навыки по «зачистке территории», продемонстрированные в августе грузинскими войсками в Цхинвале.
США и НАТО потерпели политическое поражение в Грузии, и для восстановления военной инфраструктуры этого непотопляемого кавказского авианосца потребуется немало времени. К тому же осуществлять форсированное перевооружение грузинской армии придется в менее выгодных стратегических условиях, связанных с окончательной потерей официальным Тбилиси двух своих бывших автономий.
Дестабилизация в Армении создаст необходимые условия и для политико-дипломатического (а возможно со временем и военного) реванша Запада в Южной Осетии и Абхазии, вплоть до постановки вопроса о введении туда «миротворческих сил под эгидой ООН». Успех «оранжевых» в Ереване с их антироссийской ориентацией способен во многом обесценить успехи на «грузинском» направлении.
Заметим, что временное поражение «грузинского проекта» (включая потерю большей части армии) вполне могут попытаться «компенсировать» на еще более опасном, пограничном с Ираном, участке потенциального «фронта». В случае возобновления боевых действий в Карабахе вероятность крупного регионального конфликта, связанного с нападением США на Иран, сильно возрастет. В случае реализации наихудшего сценария уже в декабре на саммите НАТО под давлением США может быть поставлен вопрос об одновременном приеме в альянс всех трех республик Закавказья и Украины, что почти автоматически будет означать новый, гораздо более опасный виток конфронтации с Россией.
В этих непростых условиях российско-армянское сотрудничество в военно-политической сфере (как на двусторонней основе, так и в рамках региональных организаций) должно получить новый импульс, несмотря на позицию официального Еревана в отношении признания Абхазии и Южной Осетии, которая в силу известных причин пока выглядит достаточно неопределенной. Неурегулированный карабахский конфликт способен существенным образом влиять как на внешнюю политику Армении, так и на внутриполитические процессы в республике.
Позиция Москвы по «карабахскому вопросу» в новых условиях после признания Южной Осетии и Абхазии не может не претерпеть определенных изменений.
Отражение грузинской агрессии сделало ситуацию в Абхазии и Южной Осетии в чем-то типологически схожей с карабахской: произошел обмен населением (например, об осетинских беженцах из внутренних районов Грузии и об их интересах забывают точно так же, как и об армянских беженцах из Баку, Сумгаита и внутренних районов Азербайджанской ССР), ликвидированы военизированные анклавы вокруг Цхинвала и в Кодори, особую актуальность приобрел вопрос о создании «буферной зоны». Армия обороны НКР и пояс безопасности по периметру границ республики гарантируют стабильность в регионе, выполняя, по сути, миротворческую функцию. Исторические и цивилизационные симпатии карабахцев также не являются ни для кого секретом.
Официальным признанием Южной Осетии и Абхазии Россия резко ограничила возможности Запада использовать «миротворческий» инструментарий в целях реализации своих геополитических интересов. В то же время идея ввода «западных миротворческих контингентов» все еще муссируется применительно к урегулированию карабахского конфликта. Однако ситуация, при которой российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ будет и дальше соглашаться со всеми идеями неугомонного Мэтью Брайзы, уже вряд ли может продолжаться долго. Минская Группа исчерпала свой потенциал. Необходим поиск новых форматов урегулирования карабахского конфликта, в рамках которых на первоочередном этапе можно было бы начать решение вопросов гуманитарного характера (напомним, что до сих пор сохраняется информационная, почтовая, экономическая блокада НКР и т. д.). При обсуждении же вопросов политического статуса необходимо учитывать новые политико-правовые реалии, сложившиеся после признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии.
http://www.stoletie.ru/geopolitika/oranzhevi_scenari_dlya_erevana_2008−08−29.htm