Русская линия
Православный Санкт-ПетербургПротоиерей Сергий Тарасов30.12.2005 

Антиномия
2 января — Память святого праведного о. Иоанна Кронштадтского

В 1964 году в Колтушах прогремел взрыв… это был уничтожен очередной православный храм — церковь свв. апп. Петра и Павла. А ее последний настоятель о. Иоанн Вишневский был арестован еще в 1937 году и расстрелян в Левашовской пустоши. В конце 60-х годов на месте храма вырос магазин — монстр из красного кирпича, «украшающий» поселок и по сей день. Когда в начале 90-х годов возникла необходимость строить в поселке церковь, местные власти взамен утраченного участка церковной земли выделили территорию парка в пять гектаров, соседствующего с магазином. Здесь семь лет назад, средь вековых дубов и старых лип протоиерей Сергей ТАРАСОВ и заложил фундамент нынешнего храма во имя св.прав. Иоанна Кронштадтского. Сегодня о. Сергий наш гость.


— Я родился в простой семье: мама, родом из псковской деревушки Углы, трудилась на ленинградском мясокомбинате; отец, в 13 лет лишившийся левой руки, был почтальоном. Инвалидом он стал во время войны: под Кингисеппом, где жила его семья, стояли немцы, и отец с другом решил разрядить немецкие снаряды — снаряд рванул… В церковь родители не ходили. Но! в один голос наказывали, чтобы я не смел говорить что-то хульное о Боге.

Мои метания и поиск смысла жизни начался по возвращении из армии. Я увлекся философией, зачитывался Кантом… В это же время появились верующие друзья и, однажды войдя под своды православного храма, я сказал себе, что нашел, что искал. А ночью приснился сон, будто бегу по темному коридору, а впереди загораются лампочки и складываются в слово — «антиномия». Проснувшись, схватился за словарь: с греческого слово означало «противоречие в законе» — то есть противоречие между какими-то положениями, каждое из которых признается логически доказуемым, как то: Бог есть — Бога нет… Я понял — мне показано, что я стою на перепутье и должен сделать выбор. Я выбрал Бога.

А потом была первая исповедь у о. Василия Лесняка. И я ехал после домой, и мне хотелось рыдать от счастья, такое было очищение… Вскоре о. Василий предложил работать в храме. И я стал дворником, сторожем и кочегаром, потом столяром и плотником. А батюшка еще требовал, чтобы во время богослужения я был в алтаре — смотрел, слушал. И я стал еще и псаломщиком. Наконец о. Василий спросил: «Хочешь быть священником?» — «Хочу». — «Готовься». Но тут произошел случай, который чуть все не испортил. Я должен был читать на службе и… проспал. Явился в храм, говорю тихо: «Ничего у меня не получится, я недостоин. Лучше я буду хорошим мирянином, чем плохим священником». — «Хорошо, — ответил о.Василий. — Пусть будет так». И все пошло по-старому.

Спустя время вижу, священники в алтаре говорят о чем-то. Сердце заколотилось: неужели? Тут о. Василий подзывает меня: «В Колтуши священник нужен. Поедешь?» — «Благословите — поеду». Так решилась моя судьба 13 лет назад. В августе 1992 года я был рукоположен во диакона, а через 26 дней — во священника.

«За грязьми да болотами…»

— Красивый в Колтушах храм — прямо теремок резной, ажурный.

— Это новгородский стиль, ведь Колтуши — древняя новгородская земля. Просто в определенный исторический момент земли эти по Столбовскому договору отошли Швеции. Но все вновь переменилось, когда на российский престол сел Петр I: взяв Орешек, русские выбили шведов со своих земель, а мыза Колтуши была жалована графу Ягужинскому. В 1733 году граф обратился в Святейший Синод с просьбой построить здесь храм, ибо «за грязьми да болотами крестьянам ходить на Охту в храм чинится великая нужда». Вскоре был выстроен храм свв.апп.Петра и Павла, поначалу деревянный… Поэтому когда перед нами встала задача строить церковь, решили строить деревянный в новгородском стиле, а за основу взяли одну Богородичную часовню, виденную мною в музее-заповеднике деревянного зодчества под Новгородом.

Церковь освящена во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского неспроста. До того, как построили этот храм, при институте Физиологии им. Павлова была организована домовая Иоанновская церковь. Это очень знаменательно, что в институте — царстве нынешней интеллигенции — появился храм Иоанна Кронштадтского, который в свое время крушил и громил современную ему русскую интеллигенцию, пошедшую за ложным кумиром, «зеркалом русской революции» Л.Н.Толстым, названным о. Иоанном антихристом.

— Современники пишут, что каждый день о. Иоанн ложился без копейки в кармане, несмотря на то, что на другой день только на поддержание благотворительных учреждений ему нужно было более 1000 рублей. И утром следующего дня нужная сумма приходила. Были ли подобные случаи у вас при строительстве храма?

— По милости Божией и по молитвам к св. Иоанну Кронштадтскому бывали случаи чудесные. В тот день, когда о. Василий Лесняк благословил меня строить в Колтушах «пусть небольшой храм, но на своей земле», я вышел из Спасо-Парголовского храма и, как был в рясе, поймал машину. Разговорившись с водителем, посетовал, что церковь строить надо, а денег нет. Водитель, ставший впоследствии постоянным помощником и благотворителем, сделал первое крупное пожертвование. Строительство началось.

— Раздавая бедным все свои средства, о. Иоанн понимал, что такая благотворительность недостаточна. И в 1874 году он основывает при Андреевской церкви православное христианское братство «Попечительство св.ап.Андрея Первозванного», создает Дом трудолюбия. Ваш приход продолжает традицию социального служения?

— У нас работает Православный культурный центр, при котором открыта воскресная школа и дневной стационар для детей, компьютерный класс, кружки декоративно-прикладного искусства, рисования и лепки, рукоделия, дизайн-студия «Яблоко» и детский театр «Легенда». Центром окормляется более ста детей; многие из семей, где нет отца или матери, а то и обоих родителей, и внуков воспитывают дедушки и бабушки. Это и есть наша социальная деятельность, если не считать, что наш приход окормляет еще воинскую часть. Неплохие отношения сложились у нас с местной школой. До недавнего времени Основы православной культуры там преподавала учитель математики этой школы — наша прихожанка. В этом году родители и директор школы (наша прихожанка) согласны, чтобы с детьми занимался я. А я знаю твердо — к детским душам надо прорываться, пока они восприимчивы, пока не произошел перелом духовного позвоночника. Многие мальчики и девочки — мои прихожане, на исповедь и причастие очередь выстраивается.

И каялись вслух, грехов не стесняясь

— Кстати, об исповеди. Св. Иоанн Кронштадтский учил: «Когда падешь во грех, тотчас осуди себя искренно и делай на себе крестное знамение, говоря: «Господи! Грехи наши на кресте пригвоздивый, пригвозди ко кресту Твоему и настоящий мой грех и помилуй мя по велицей милости Твоей (Пс.50.3); и грех твой очистится». А может ли такое действо заменить исповедь?

— Если болен человек или в дороге, можно ограничиться этим действом и молитвой, но впоследствии исповедь обязательна.

— Не раз слышала: «Не могу я рассказать об этом своему батюшке… что он после этого обо мне думать будет?! Поеду в какой-нибудь дальний храм, где меня никто не знает и исповедуюсь».

— Вот она гордынюшка-то! Стыдно? — не твори стыдных грехов. А что толку, что перед священником человек предстанет «во фраке и с бабочкой», но при этом, не договаривая на исповеди главного, всякий раз будет отходить со смущенным сердцем, с занозой в душе. Вот мне 42 года, а разве я не ловил себя на какой-нибудь мерзкой мысли? Ловил. Но я, с Божией помощью, смог совладать с собой, а другой оказался слаб… но он принес эту горечь на исповедь. Как говорил о. Василий Лесняк: «Священник — это, простите, помойка, в которую люди приносят и кидают свои нечистоты. А я рад… потому что, кидая духовные нечистоты в меня, человек от них освобождается». Не надо бояться или стесняться священника — он такой же грешный человек. Тут важно понимать другое… Я вот вспоминаю, читал, как одного старца укоряли: «Ты ведь сам такой-сякой…» Старец сокрушается: «Верно, грешен, грешен…» — «У тебя, поди, и помыслы греховные бывают?» Старец тихо: «Верно, грешен и в этом…» — «Да ты ведь, наверное, еще и еретик!» — «Никогда не отступал от истины Православия!» — воскликнул тут старец. Вот оно — главное: каждый может оступиться, было бы раскаяние чистосердечным да вера твердой.

— Одна женщина рассказала. Она вела в воскресной школе урок Закона Божиего у малышей. А как-то на исповеди призналась, что в молодости сделала аборт, а ныне на домашних бывает и матом ругнется… - «Чему ж ты, детоубийца и матерщинница, детей научишь?» — вскричал батюшка. Все слышали. Она уволилась и уехала

— Именно поэтому я всегда говорю своим прихожанам: «Говори тише, не кричи, Господь слышит твой покаянный шепот».

— Но о. Иоанн нередко проводил общую исповедь: люди каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь, свои грехи.

— Так то был святой Иоанн Кронштадтский! — он всех слышал. И общую исповедь проводил по необходимости, из-за огромного количества желающих исповедоваться у него; и люди раньше были другие. А сейчас проведи такую исповедь, потом некоторым прихожанам хоть место жительства меняй. Жизнь у нас нынче не апостольская, когда апостолы исповедовались друг другу. Исповедь должны слышать трое: исповедующийся, священник и Бог.

А нам надо стараться жить по правде Божией, и в трудную минуту молиться: «Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь».

Адрес: 188 650, Ленобласть, Всеволожский р-н, п. Колтуши, д. 30. Тел.8(813)70−71−111.

Записала Ирина РУБЦОВА

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n168/ta012.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика