Невское время | Павел Виноградов | 29.12.2005 |
Печальное несоответствие между церковным и светским календарем вновь создает проблемы для тех, кто намерен прийти к светлому празднику достойно. В старой России Новый год завершал праздничную череду, в новой — начинает. Увы, для многих пост нарушается, прерывается благоговейное ожидание рождественской радости. Однако, как ни удивительно, год от года на литургии утром 1 января число причастников все возрастает. Если вспомнить, что подходить к Святым Дарам следует после нескольких дней строгого поста, факт этот говорит о том, что многие люди предпочитают выполнение христианского долга пьяному застолью.
Впрочем, в этом году получилось некоторое послабление — 1 января приходится на воскресенье. Это значит, что пост, весьма строгий в предрождественские дни, в этот день несколько смягчается. Во всяком случае, разрешается употребление рыбы. А это значит, что, не нарушая церковных уставов, можно сесть в Новый год за праздничный стол, выпить шампанского, закусить икрой, балыком, съесть постный рыбный пирог. Только к литургии в таком случае 1 января лучше не ходить.
Тем более что для этого еще будет время — вплоть до сочельника, 6 января (н. с.). В сочельник служится более долгая и торжественная литургия Василия Великого, а вечером, обычно в шесть часов, начинается праздничное всенощное бдение. По традиции в сочельник следует поститься «до первой звезды», то есть до темноты. На деле православные садятся за стол, вернувшись с вечерней службы. При этом не надо набивать желудок скоромным — разговение происходит на следующий день, после праздничной литургии. Традиционная пища сочельника — сочиво, пшеничная каша с изюмом, медом и орехами. Но можно и просто перекусить чем-нибудь постным.
Самая главная служба Рождества — литургия 7 января. Все духовенство в белых облачениях, запах ладана упоительно смешивается с запахом хвои от стоящих там нарядных елок.
Вот теперь настают Святки — святые дни. Нет поста (даже по средам и пятницам), запрещены земные поклоны и не совершается венчание. С языческих времен перешли сюда традиции разгульного неблагочестивого буйства, чего церковь никогда не одобряла. Однако никому не возбраняется, не теряя человеческий образ, повеселиться в дни, когда, по легенде, бесы не в силах находиться на земле, освященной Рождеством Спасителя.
Все Святки церковные службы отличаются особой праздничностью и торжественностью. В Петербурге есть еще дорогая православному сердцу традиция рождественской вечерни и поздравления митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в Исаакиевском соборе — некогда главном храме Российской империи. Это происходит 8 января, и тогда огромный Исаакий с трудом вмещает толпы православных петербуржцев.
Святки заканчиваются 17 января (н. с.). На следующий день верующие строгим постом готовятся к празднику Богоявления — Крещения Господня.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=229 529 920