Пресс-служба Псковской епархии | Елена Чудинова | 29.12.2005 |
На встрече присутствовали и представители псковского духовенства, и информационной службы Псковской епархии. Состоялся интересный разговор, который мы публикуем.
В преамбуле своего выступления Елена Чудинова отметила:
«Война Креста и полумесяца уже идет, но идет в одностороннем порядке со стороны „полумесяца“. Моя главная задача была заставить шокирующим, болевым способом задуматься — христиане должны вернуться к Кресту, иначе мы будем отступать под натиском полумесяца, а, как известно, отступая, нельзя остановиться».
Елена Петровна, Ваша книга, в высшей степени, своевременная и нужная, мы находимся перед большой пропастью, и как бы не случилось так, что будет поздно сопротивляться. Был ли услышан Ваш голос на уровне иерархии Православной Церкви?
Мне сложно ответить, но скажу одно — ни один священник не сказал плохого слова о моей книге. Ни один. И ни каком уровне Православная Церковь меня не осудила официально, что тоже очень важно.
К сожалению, надо сказать, голос нашей Церкви ограничен храмом, а большинство людей в церковь не ходят, особенно, интеллигенция. Она и принадлежит к той части секуляризированного мира, которому все равно, лишь бы это не касалось их собственной квартиры. Но наша вера в том и заключается, чтобы не только ее исповедовать, но и отстаивать.
У нас идут постоянные государственные игры в «хороших» и «плохих» мусульман. И когда «плохие» нам что — то делают, взрывают нас, то мы бежим к «хорошим» и говорим, что они тут не причем. То есть мы играем в поддавки, а Церковь вынуждена считаться с позицией государства. Но, когда эти игры прекратятся это, может быть, зависит от мирных верующих, от каждого человека. Хочу подчеркнуть, что у меня никогда не было личных конфликтов с носителями мусульманской религии, никогда и никаких. И если кто — то попадал в мою орбиту — это достойные и приятные люди, как правило. Сам вопрос исключительно принципа, вопрос исключительно христианской совести и русской гражданственности, но это не личный вопрос. Никто лично мне из мусульман ничего плохого не делал.
Как Вы считаете: основная беда Европы и надвигающаяся в России — секуляризация, омирщение веры, переведение ее в уровень культурного феномена?
Разумеется, я об этом пишу, об апостасии. Было сказано давно, что духовные станут как мирские, а мирские как свиньи. В Европе по этим словам все и произошло, и у нас идет этот процесс, но более сложно. Я описываю кризис современного неокатолицизма, когда после II Ватиканского Собора, католическая церковь, которая до этого, пусть с еретическими догматами, была Церковью Христовой, хранящей Апостольское преемство и держала над Европой крест, после Собора она побежала перед народом, стала служить «веку сему» и «миру сему». У меня показано поэтапно, как это произошло. И поэтому в катакомбы ушли только «лефевристы», раскольники, те, кто не принял II Ватиканского Собора. Нам надо на Европу смотреть с микроскопом и бояться смертным страхом духовного реформаторства, модернизма Церкви. Католики убрали латинский язык Богослужения, и в нашей Церкви тоже есть ревнители убрать церковно — славянский, упростить службу, лишь бы не напрягать, не утруждать.
А когда человека перестают напрягать и утруждать, то он начинает думать, а зачем я туда вообще пойду, лучше остаться дома и полежать на диване, или по телевизору проповедь посмотреть. А потом начинается такой «праздник непослушания»: блудить можно, аборты делать можно, венчаться однополым можно… И наступает ужас. Человек, как ребенок, он смотрит всякую дрянь и ест всякую гадость, но ему хочется, чтобы кто — то сказал, что это плохо, а что хорошо. И хорошо, если объевшийся человек, мятущийся в поисках строгих родителей, попадет в православную Церковь, но до нее он может не добежать, а успеет добежать до мечети.
Мой знакомый иеромонах рассказал как — то, что на той улице в Германии, где находится его православный храм, есть пять нелегальных мечетей. В мечети нуждающемуся дадут камень вместо хлеба, Магомета вместо Христа, скажут — пять раз в день молись, этого не ешь… И он не поймет сразу, что ему дали, но ему стало легче, он получил какую — то систему координат во всем этом вседозволенном мире.
Святитель Филарет Митрополит Московский, современник А. Пушкина, пастырь прозорливый, однажды сказал, что видит черную тучу с Запада, которая идет на Россию, но не может понять, что это значит. Вы согласитесь с тем, что духовно нам страшнее все — таки Запад, чем ислам?
Возражу двумя тезисами для меня существенными: западный мир до всех ужасов Реформации и прочего стоял на том же самом Апостольском преемстве, что и мы, сколь не велико наше расхождение с ними догматическое, очень медленное, кстати. Как мы можем равнять это с исламом, который говорит, что Иисус был всего лишь пророком? Другое: ужас в том, что от вас лично, от меня лично, от каждого лично зависит: поддадимся ли мы на духовный соблазн западной культуры, на безрелигиозное существование. Но это уже наше внутреннее духовное борение. И если мы его не выстоим, это будет наша проблема, а не Запада. Но если придут с ножом к горлу на предмет произнесение шахиды — клятвы правоверных, то будет проблема другого уровня, и ее не мы с вами решаем. И это не наша будет вина. Это для меня существенно.
Вы, Елена Петровна, разделяете католическую Церковь до II Ватиканского Собора и после, Ваше отношение к современному католицизму?
Скажем так: был католицизм, с которым у нас были непростые отношения, но это был католицизм. После II Ватиканского Собора католицизм умер, и ему на смену пришла абсолютно новая, качественно иная религия, под условным названием неокатолицизм, что — то вроде иерархического баптизма. И мне, как простому человеку, становится страшно, когда я думаю о том, что эти странные люди делают со Святым Апостольским преемством, которое еще недавно у них было. И наше противостояние ныне уже с совершенно другой религией, тот католицизм умер. Единственное, что Запад может: обратиться в Православие, и он обращается. В Англии много православных, в Австралии. Запад должен принимать Православие — у него нет другого выхода, говоря о том, что его может спасти, если вдруг, паче чаяния, он захочет спастись.
Известный историк Арнольд Тойнби, утверждал, что цивилизации губит сначала внутренний пролетариат, потом внешний, то есть бедный рабочий. Можно ли, упрощая проблему, увидеть ее суть в таком человеческом грехе, как зависть, который разрушает государства, хоронит цивилизации?
Я бы не рискнула в этом искать причины одержимости, которые вдруг сделали опасным для человечества ислам. Но это одержимость, и это страшно.
На своей пресс — конференции Вы говорили о теократических формах государства, которые могут остановить ислам и привести в чувство наше атеистическое население, но у нас уже было практически теократическое государство, и все закончилось в 1917 году?
Нужны новые формы, над которыми должны думать лучшие аналитики, искать. Это сложно как теорема Ферма, чтобы они отвечали современным требованиям и давали возможность нам в этом мире быть христианами, быть православными. Нужно найти новые сложные теократическое формы, не те, что были, уже использованные и скомпрометированные. Это сложный путь, но легкого у нас нет. Конечно, передать сейчас власть Церкви невозможно, она окажется к этому не готова на гражданском и на человеческом уровне, а на другом — у нее вся власть есть. Да Церковь и не примет такую власть. Но искать новые формы теократического государства человечеству необходимо, в XXI веке оно обречено искать новые формы цивилизационного существования. Старые уже распадаются, всё секулярное рушится, хрустят обломки под арабскими ногами.
Но мы же все равно глобализируемся, создается мировое общее секулярное государство, в котором будут жить все вместе?
Это было бы еще пол — беды, но когда глобализировать будет мусульманин… У меня этот сценарий в книге есть. Они просто берут Евроислам, натовскую структуру и меняют изнутри.
Господь сказал: «Не бойся, малое стадо, ибо Я победил мир». Мы никогда не будем большим стадом, как мусульмане?
Но, может, мы будем через несколько веков большим христианским? Кто знает?
На встрече руководитель информационной службы Псковской епархиисвященник Андрей Таскаев сказал, обращаясь к Елене Чудиновой:
«Ваша книга нужна, но Вы встали на путь очень тонкий, где чуть влево и начинаются националистические взгляды, а борьба сейчас идет на уровне души, а не на уровне нации. Борьба с исламом должна вестись за души людей. Пока мы не находим выхода в этой проблеме. А что делать, чтобы ислам не занял нашей души?
Е. Ч.: Проповеди.
Отец Андрей:
К сожалению, в храмы мало, кто ходит, а священнику нет выхода в СМИ. Поэтому просьба к властям — обратить на преподавание Основ православной культуры в школах. Этот предмет преподают едва в десяти школах области, остальные не хотят узнавать о православной культуре.
Реплика протоирея Владимира Попова: В то время как в Чечне и на Кавказе мусульманские уроки обязательны.
Отец Андрей:Я вижу выход в том, чтобы давать детям нормальное православное знание, устраивать встречи и со светскими православными людьми по проблемам нашего православного мира.
Е.Ч.: Отче, Вы правы. Я понимаю, что моя позиция находится на острие ножа, и я могу только просить молитв, чтобы не соскользнуть ни в одну из ненужных сторон.
Спаси Господи.
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=937