Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Григорий Дьяченко29.12.2005 

29 декабря — память пророка Аггея

Святой пророк Аггей, память коего совершается ныне, вступил на пророческое служение вскоре по возвращении иудеев из плена вавилонского (в начале VI в. до Р. X.). Он укорял их, живших в хороших домах и пренебрегающих довершением храма Господня, который начали они восстанавливать по возвращении из плена.

«Так сказал Господь, — передает пророк возвещенное ему Духом, — этот народ говорит: не пришло еще время, не время строить дом Господень. А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как этот дом в запустении?»

«Поэтому ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши».

«Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь; а не согреваетесь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. За что? — говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый своему дому. Посему-то небо заключилось, и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений"…

«Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши».

«Взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь"…

Из проповеди пророка Аггея, упрекавшего по повелению Божию иудеев в недостатке усердия к построению и благоукрашению храма истинному Богу в Иерусалиме, вы видите, братия, как угодно Богу наше усердие к созиданию и благоукрашению храмов Божиих, где мы благодарим Господа за Его бесчисленные к нам, грешным и недостойным Его рабам, благодеяния, где в церковных песнопениях прославляем неизреченные Его свойства, где в молитвах просим о своих нуждах и получаем обильные благодеяния и ощущаем спасительные действия благодати Божией, зовущей нас к святому спасению чрез исправление нашей жизни.

Правда, Бог наш не в рукотворенных храмех живет, ни от рук человеческих угождение приемлет, требуя что (Деян. 17, 24); Он говорит чрез пророка: аще взалчу не реку тебе; Моя бо есть вселенная и исполнение ее (Пс. 49, 12).

Но нравственное чувство всякого человека, если только он истинно благочестив и боголюбив, влечет его к посильным приношениям в пользу храма Господня.

Иногда это чувство есть чувство благодарности к Богу, дающему нам живот, дыхание и вся (Деян. 17, 25). Человек, истинно боголюбивый, сознавая с одной стороны свое недостоинство, а с другой, обилие и величие благодеяний Творца, Который оградил вся внешняя и внутренняя дому его, дела же рук его благословил (Иов. 1, 10), не удовлетворяется одними благотворениями Христу, в лице меньшей братии Его: благородное чувство влечет его далее, к самому престолу Божию! Для него невыносимо бывает, если сам он живет в дому кедровом, кивот же Божий стоит посреде скинии (2 Пар. 7, 2); подобно Неемии, сердце боголюбивого человека сжимается скорбью при виде собственного благоденствия и запустения храмов Божиих. Этим-то чувством благодарности руководились Давиды и Соломоны, Константины и Елены и многие другие венценосцы и сильные земли. Высокое в этих святых людях, щедро разверзавших руку свою на украшение храмов Господних — это чувство представляется, так сказать, еще выше, или, по крайней мере, поразительнее в тех простых, но боголюбивых людях, которые не от избытка, но часто от лишения, все житие, еже имеют (Лк. 21, 4), повергают к подножию алтаря Господня.

Вспомним те слова Спасителя, которыми Он оправдал жену, помазавшую драгоценным миром ноги Его: это оправдание. (Мф. 26, 9), торжественно произнесенное Им пред апостолами, дает нам разуметь, что и всякое приношение верующего, совершаемое с любовью для Господа, не может не быть приятно и благоугодно пред Ним, ибо Он зрит не на самую приносимую вещь, но на сердце приносящего: две лепты бедной вдовицы были очень скудным и почти ничтожным приношением в богатый и великолепный храм Иерусалимский; но пред очами Всевидящего они были несравненно выше всех сокровищ тщеславных фарисеев, потому что по-жертвованы были из редкой любви и усердия к Богу.

В Ветхом Завете закон, хотя не прямо, обязывал всякого возрастного иудея ежегодно жертвовать в пользу храма Господня в Иерусалиме небольшую сумму (Лев. 27, 12, 14); но Иисус Христос не возложил на Своих последователей подобной обязанности, а предоставил это собственному произволу и усердию каждого. Однако, во дни земной жизни Своей, в качестве Сына человеческого, и Он взносил Свой статир в пользу дома Божия (Мф. 17, 27), и фарисеев, как лицемерны и лукавы они ни были, не останавливал от благого обычая — вносить десятину в дом Божий — обличал в них только недостаток при этом правды, милосердия и веры.

Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена, но и самые могилы наши — исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений. Но если, во дни земной жизни нашей, мы отверзали руку свою к посильному благодеянию храмам Божиим, то никогда не забудет о сем святая Церковь. Всякий раз, когда будет возноситься на алтаре Господнем умилостивительная жертва, она и сама будет умолять Господа, и возбуждать всех предстоящих чад своих к прилежной молитве о создателях и благодетелях храмов Божиих!

http://orthodox.etel.ru/2005/47/k_29aggey.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru