Православие и современность | 27.12.2005 |
Но если, скажем, в Белгородской области «Основы православной культуры» изучают ученики уже 75 процентов школ, то в Саратовской губернии этот культурологический предмет факультативно преподается лишь в 55 школах. В учительской среде упор постоянно делается на то, что Саратовская область является многоконфессиональным регионом (это при том, что в классах обычно находится не больше 2−3 учеников, чьи родители придерживаются нехристианского вероисповедания), и поэтому «Основы…», дескать, не могут являться обязательным предметом. В свою очередь, оживленную полемику вокруг уроков, призванных восполнить существенный пробел в гуманитарном образовании школьников, не устает поддерживать и определенный круг центральных и местных либеральных изданий.
Препятствуют приходу в саратовские школы нового предмета и другие серьезные обстоятельства. С нынешнего учебного года в саратовских школах в обязательном порядке должны преподаваться два практически идентичных предмета — «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и «Основы здорового образа жизни» (ОЗОЖ). Таким образом, из-за нехватки свободных часов уроки православной культуры волей-неволей оказываются на периферии учебного процесса. Несмотря на это, к учителям Балашова и Вольска, имеющим большой стаж преподавания «Основ…» или близких ему по содержанию предметов, в нынешнем году присоединились их коллеги из десяти саратовских и почти тридцати энгельсских учебных заведений.
Для того чтобы составить целостную картину реального положения дел с преподаванием в школах области различных православных курсов, мы обратились к учителям, директорам школ, чиновникам, представителям вузовской науки с просьбой оценить нынешнюю ситуацию с преподаванием на Волге предмета «Основы православной культуры».
Животворная струя
Тамара Константиновна МУРМАНЦЕВА,— Мы рассказываем нашим детям о православной культуре с 1991 года. Уже тогда один из родителей привел к нам отца Константина Проскурина. Батюшка навещал соседствующий с нашей школой офис телекомпании ИВК, где вел православную передачу. По его совету мы начали отмечать в школе православные праздники. Учителя начальных классов обратили внимание на проснувшийся у детей интерес к православной традиции и стали приглашать священника на свои уроки и классные часы. Дальше — больше. Сегодня «Основы российской культуры» нашим старшеклассникам читает священник Сергий Ксенофонтов, настоятель храма во имя Святого великомученика Димитрия Солунского, закончивший светский пединститут. Занятия в младших классах ведут сами учителя.
Детям проще. Они впитывают рассказы об иконописи, храмостроении, песнопениях, как губка. А вот учителям, выросшим в безверии, приходилось тяжелее. Знаю по себе, как непросто было воспринять иной взгляд на мир. Евангелие я взяла в руки в 41 год. Тем не менее появление в учебной программе православного «компонента» дебатов не вызвало. Педколлективу было очевидно, что воспитывать детей мы можем только на ценностях христианской культуры, которые, безусловно, включают в себя и евангельские заповеди, лежащие в основе всей современной морали. Конечно, можно было отказаться от воспитания детей вообще, как это сделало большинство наших коллег. Но в том разгуле безнравственности, в который погрузилась страна в начале 90-х годов, это казалось предательством по отношению к детям и к своим педагогическим принципам.
За все эти годы родители ни разу по поводу «православных» уроков претензий не предъявляли. Однажды, правда, ко мне обратилась одна взволнованная русская мама. Ее сильно озадачил крест в ученической тетради ее дочери. Оказалось, что человек настолько оторвался от своих духовных корней, что крест ассоциировался у нее исключительно с кладбищенской картиной, то есть смертью. А людям неверующим вспоминать о своей бренности крайне неприятно.
Но в первую очередь нас, конечно, интересует мнение самих учащихся. Анкетирование, проведенное в прошлом учебном году, продемонстрировало: 80 процентов старшеклассников считают интересным цикл лекций по «Основам российской культуры», являющимся частью обязательного предмета «Основы мировой культуры».
Я этому нисколько не удивлена. Наша школа по традиции имеет художественно-эстетический уклон, а потому существование, наряду с вокальными и хореографическими занятиями, специализированного культурологического курса выглядит более чем закономерным.
Трудно загадывать, что будет дальше. Мы до последнего времени не афишировали свою тягу к православному культурному наследию. При том настойчивом интересе к западному образу жизни, который демонстрирует наша политическая и экономическая элита, говорить о традициях предков — значит собственноручно записывать себя в консерваторы. А мы как были, так и остаемся гуманитариями. Вот и тема нашего недавнего педсовета была обозначена так: «Гуманизация образования и традиции православной педагогики». По его итогам решили создать в школе объединение православных педагогов и учащихся. Во внеурочное время все желающие могут принять участие в его просветительской деятельности.
Наша культура интересна всем
Владимир Александрович ОМЕТОВ,— Второй год я преподаю в своей школе курс «Православная культура». Утвержденная Министерством просвещения России, его программа была разослана в 2003 году по саратовским районам областным министерством образования. Грех было не воспользоваться случаем. Однако я не стал интегрировать его в свой основной предмет — историю, а веду как самостоятельный курс. Интеграция или факультатив для подобного курса — это несерьезно. Он слишком емок. К тому же очевидно, что ученики 9−11 классов получают сегодня очень мало знаний по культуре. Я так и объяснил это родителям, когда подготовил курс лекций «Православной культуры». Пришел на родительское собрание, положил перед собравшимися вузовские вопросы по истории и школьную программу. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы убедиться — между ними пропасть. Спросил, хотят ли они, чтобы их дети шли в институты более подготовленными. Все высказались «за».
Общепризнано: 90 процентов современной русской культуры составляет культура православная. Остальные десять — влияние язычества и Западной Европы. Культура — это также традиции и быт, поведение и восприятие всего, что нас окружает. Может, большинство наших современников и не придут в храмы, не увидят настоящих икон. Но они наверняка при случае заглянут в Третьяковку. А там «Боярыня Морозова» висит. Все ли сегодня помнят, какому событию отечественной истории посвящен сюжет этой картины? «Вы не обязаны верить, зато вы лучше узнаете родную культуру», — сказал я старшеклассникам на одном из первых занятий.
Им, конечно, на уроках «Православной культуры» пришлось потрудиться. Я читаю лекции под запись, потом принимаю зачеты. Тем много: устройство храма, его внутреннее убранство и прочее, прочее. Изучение православной литературы предполагает знакомство с Евангелием, житиями святых, жанрами хождений и проповеди. Рассказывает ученик на зачете о молитве — будь добр одну процитировать наизусть. Что понятно любому педагогу: ответ без примера не ответ. Раздел, посвященный иконописи, — это рассказ о наиболее известных образах, знакомство с каноническими сюжетами на евангельские темы: Рождество, Преображение, Вознесение…
Желающие могут сдавать «Православную культуру» на выпускных экзаменах. Нынешним летом ее выбрали 25 человек. Причем проявляют интерес к православной культуре и ребята, придерживающиеся иных вероисповеданий. Достаточно сказать, что один из моих учеников — мусульманин, — вырезал из дерева лик Иисуса Христа.
Можно предположить, что его привлекла высоконравственность христианской традиции. Мы обязательно вспоминаем на уроках тысячелетние заповеди: не воруй, не блуди, уважай старших… Говоря о нынешней телесной распущенности, я повторяю, что любовь к «Плейбою» отношения не имеет. Но ведь эту мораль нормально воспринимают и ребята, чьи родители явно не принадлежат к семьям «фундаменталистов». Кстати, другой одиннадцатиклассник сейчас выжигает репродукцию рублевской «Троицы». А со стороны посмотреть — настоящий панк, железа нет только в носу.
Понятно, что меня проверяют. Все эти разговоры о межконфессиональном напряжении пугают и администраторов, и учителей. А зря. Мне тоже как-то одна дама начала претензии высказывать: дескать, почему я преподаю именно православную культуру. «А что вам мешает разработать курс, посвященный своей культуре?" — поинтересовался я. Дама призналась, что не обладает нужными знаниями. «А почему же на этом основании вы отказываете в таком праве мне?».
По этой же самой причине и «Основы православной культуры» мало преподают. Учителю надо иметь большое желание, чтобы ради одного-двух культурологических часов в неделю осваивать огромный объем нового материала. Имея высшую профессиональную категорию и замечательных учителей (в рамках изучения научного атеизма наши педагоги из Коломенского пединститута в свое время возили нас по храмам Суздаля и Пскова), мне это сделать несложно. За других ручаться трудно. Думаю, степень охвата саратовских школ «Основами православной культуры» в конечном итоге будет зависеть именно от степени готовности самих учителей.
Время все расставило по своим местам
Евгений Петрович АНДРИАНОВ,
— Всю жизнь работая с детьми, я тяжело пережил то, что происходило с нашим образованием в 90-е годы. Резкая переориентация на либеральные образцы — худшее, что есть на Западе, — посеяла в умах учителей смятение. Фактически школе было предложено забыть о нравственном воспитании детей. Но, разрушив старую стратегию образования, за эти годы нам так и не предложили новой. Приходится разрабатывать свою. В ее основу мы положили воспитание в детях добродетелей, чистоты сердца, которыми так восхищаешься, читая жития святых. И разве не о том же думал Пушкин, когда писал: «А есть ли смысл для поколений порок и злобу умножать?».
Пятилетний опыт движения по этому пути помог педколлективу выстроить оптимальную, как нам кажется, систему обучения детей. В начальной школе это «Азбука добродетели», преподаваемая на внеклассных занятиях. С 5-го класса на факультативной основе детям читается «Культура Отечества». Собственно «Основы православной культуры» предназначены для старшеклассников. Настраивают школьников на позитивное отношение к Родине, семье и людям также рождественская елка и пасхальный утренник.
Спешка здесь не нужна. Школа — система консервативная. Мы прошли тот период, когда некоторые наши учителя пребывали в уверенности, что скоро их заставят переодеться в черные одежды и биться головой об пол. Сегодня все недоразумения позади. Уже десять преподавателей школы в большей или меньшей степени работают с «Основами православной культуры». Год назад их было восемь, пять лет назад — двое. Время все расставило по своим местам. Сегодня ученики тех преподавателей, кому любые формы преподавания в школе курса православной культуры казались неуместными, читают прекрасные доклады на городских Рождественских чтениях.
Естественно, с самого начала мы советовались с родителями, проводили анкетирование среди школьников. Теперь мы слышим от них одни благодарности. И ни одной рекламации. Из чего я заключаю — все разговоры о возможности возникновения межконфессионального напряжения вокруг «Основ православной культуры» беспочвенны.
Иное дело — содержание программы такого «инновационного» курса, как ОЗОЖ. С нынешнего года он стал обязательным. Считаю, что существование ОЗОЖа в учебных заведениях дискредитирует саратовскую систему образования, а также в значительной степени сведет на нет все усилия по воспитанию детей. Завтрашний день нашей школы будет зависеть не только от всемерной популяризации курса «Основы православной культуры», но и от того, сможет ли она избавить детей от всякого рода греховных нововведений.
Знания — сила
Николай Петрович КУЗЬКИН,Мы живем в обществе, где все религии взаимосвязаны. Взять наш лицей: примерно 40 процентов — это ребята из русских семей, 30 процентов — мусульманских, 20 процентов — еврейских. Я не сомневаюсь, если мы введем обязательный курс «Основы православной культуры», возмущения не избежать. Мне обязательно заявят: «А мы хотим свой курс». И придется разводить детей по классам. А что потом? Я достаточно долго работал в Конго и видел, какие крайности порой принимает недружелюбие представителей различных вероисповеданий. Нет, уж лучше мы будем обучать школьников физике и математике. Уверен, наши выпускники всегда будут жить дружно.
Другое дело — факультатив. В неучебное время, в воскресенье — пожалуйста. Проблем с помещением не будет. Мои родители были люди православные. Не побоялись крестить меня в 50-е годы, когда власти верующих и Церковь всячески притесняли. Я могу только приветствовать желание наших ребят узнать как можно больше о вере своих отцов. Но, честно говоря, в лицее такая большая учебная нагрузка, что у детей сил мало на что остается. Пусть уж лучше они пока знают один культ — культ естественно-научных знаний.
Все зависит от человека
Елена Владимировна АРИСТАРХОВА,— Вопрос преподавания «Основ православной культуры» — сегодня один из наиболее актуальных в саратовском образовании. Если за его внедрение разом взялось три десятка только энгельсских школ, значит, в нашей учительской корпорации назрела потребность принести в школу нечто новое, то, что востребовано временем. И я уверена — это движение уже не остановишь. Да и надо ли? Любой учитель подтвердит — мы выпустили из школы за последние годы столько юных людей без каких-либо принципов, что впору снова говорить о «потерянном поколении».
Постоянно общаясь с учителями, порой приходится слышать опасения, что в школах под видом культурологического курса будет насаждаться Закон Божий. Это неверно. На днях я присутствовала на открытом уроке «Основ православной культуры» для 1−2 классов в энгельсской школе N 9. Очень хороший практикум для учителей, желающих вести культурологические занятия и давать детям элементарные представления о нравственности. Еще более показателен удивительный пример Вольска. В восьми из двенадцати школ города детям рассказывают о богатой культуре их страны, христианских, цивилизованных нормах поведения. Первые подобные уроки начались здесь более десяти лет назад. Кто на них за это время только не побывал, кто только ими не восхищался. Сколько директоров школ под впечатлением увиденного готовы были начинать у себя «насаждение». Не тут-то было.
Чтобы преподавать «Основы православной культуры», нужны немалые знания, а также внутренняя мотивация. Начала свою просветительскую миссию в Вольске Вера Григорьевна Тимукина, и появились последователи, ученики. Нашлись заинтересованные специалисты в энгельсском управлении образования, и десятки учителей смогли реализовать здесь свое желание знакомить детей с православной культурой. В идеале, конечно, такие уроки должны вести люди верующие, любящие все то, о чем они рассказывают детям. Впрочем, любой хороший учитель любит свой предмет. Любой хороший директор постарается объяснить родителям суть новации, развеет все связанные с ней предубеждения.
Но личностный фактор — это полдела. Учителям истории, литературы, начальных классов, берущимся за культурологический курс православной культуры, приходится сталкиваться с огромными трудностями. Формирование нового предмета — это всегда процесс непростой. Действующие второй год в Саратовском госуниверситете курсы подготовки преподавателей «Основ православной культуры» дают учителям и всем желающим много дополнительных знаний. Но ведь знания надо еще суметь донести до учеников, надо владеть методикой преподавания. Наш институт при полной поддержке областного министерства образования готов помогать энтузиастам. В январе и марте мы планируем провести два семинара, а также интенсивные девятидневные курсы для учителей «Православной культуры». Будем помогать учителям и дальше.
«Культура» от слова «культ»
Наталия Викторовна ЦАРЕВА,— Не знаю, что это — ирония судьбы или Промысл Божий: в свое время в Харьковском университете я посещала атеистический кружок, а сегодня вот уже второй год читаю курс «Основы православной культуры». Жизнь по инерции окончательно закончилась для меня, когда «добрые» врачи из самых «гуманных» соображений стали уговаривать меня избавиться от уже живущего во мне ребенка. Я отказалась от детоубийства и назвала родившегося сына Богданом — Богом данным.
Надо видеть, в какой тишине слушают десятиклассники школы N 9 об избиении 14 000 вифлиемских младенцев. После чего я сообщаю, что в нашей стране примерно столько же детей уничтожается в материнской утробе каждый день с помощью абортов. Подростки сидят, как мыши. А меня предупреждали, что класс шумный.
Видимо, все дело в том, о чем с молодыми людьми разговаривать. О смерти, добре и зле — обо всем, что касается их сегодняшнего существования, они готовы слушать и говорить с глубочайшей заинтересованностью. Именно таковой оказалась для них тема «Нравственные аспекты христианства», построенная на знакомстве с такими отрицательными персонажами библейской истории, как Хам, Ирод и Иуда. Почему их имена стали нарицательными? Нет ли в нас самих тех черт характера, которыми печально прославились эти трое? — спрашиваю я ребят. Ведь Ирод был не только изувер, но и большой сребролюб. Не уподобляемся ли ему, когда бездумно пытаемся воплотить в жизнь усиленно навязываемый в первую очередь молодежи рекламный лозунг «Бери от жизни все!». А ведь в православной культуре богатство и наслаждения никогда ценностью не являлись. Чтобы продемонстрировать, к чему может привести последовательное воплощение этого лукавого совета, я цитирую предсмертную записку сына одного миллиардера. Встретила ее в книге православного священника Александра Захарова «К кому нам идти». Она гласит: «Взял от жизни все. Ничего интересного в ней не обнаружил. Ухожу добровольно».
С болью я убеждаюсь — наша молодежь не знает своей культуры. С советских времен народ упорно стремились оторвать от всего, что связывало его со своей историей. И этот план во многом удался. Теперь культурный вакуум усиленно заполняют всяческими эрзацами. На новогоднем плакате в одной из энгельсских школ изображен Дед Мороз, рядом надпись: «Наши пожелания всем одинаковы: побольше здоровья и денежных знаков». Такой вот модный идеал. Интересно, что находящийся в моем классе старшеклассник-мусульманин русскую культуру знает лучше самих русских. (Жаль только, я не могу побольше узнать о культуре ислама. Соответствующих книг не достать).
Тем удивительнее слышать от иных своих коллег: «Зачем вы лезете со своим факультативом в субботний день. Дети и так загружены занятиями, пусть отдохнут в выходные. Зачем в школе говорить о церковном искусстве, зачем вспоминать допотопные времена?».
«Слово „культура“, — напоминаю им, — произошло от слова „культ“». Удивляются. А я в связи с этим вспоминаю слова девочки из начальной школы, существующей на базе детского садика N53. Находясь в декретном отпуске, я имею возможность вести занятия по «Основам православной культуры» и там. Как-то она призналась: «Мама сказала, что это самый главный урок».
Надеюсь, что когда-нибудь большинство учителей и родителей согласятся с этим мнением. Вот тогда и можно будет ставить вопрос о включении «Основ православной культуры» в школьную программу.
Культура без традиции, что страна без истории
Священник Сергий Ксенофонтов,Сегодня перед школой и Церковью стоит единая задача — они призваны спасти детей от бескультурья и стихии примитивной религиозности. Нынешняя форма взаимодействия школы и Церкви дает возможность познакомить учеников с тем Православием, которое породило не только богатую церковную, но и великую светскую православную культуру. Церковь берет на себя ответственность за то, что будет преподаваться от ее имени, но государство должно поддержать тех учителей, которые приступают к преподаванию курса «Основ православной культуры» в школах.
Это поистине общенациональная задача. Россия имеет тысячелетний опыт сожительства народов с различными культурными и религиозными взглядами. Однако отечественная история не знает религиозного конфликта, инициатором которого бы явилась Православная Церковь. Прошлое убеждает нас в обратном: Церковь выступала стабилизирующим фактором в непростые моменты российской истории.
Все опасения, высказанные выше, вполне преодолимы. Незнание традиционной культуры более опасно. Болезненное отступление от традиционного пути развития в XX веке обернулось для нашего народа огромной трагедией, плоды которой мы пожинаем до сих пор. «Основы православной культуры» несут мощный импульс культурного развития. Вопросы технического, методического и кадрового обеспечения учителей, берущихся за его преподавание, вполне решаемы при условии доброго расположения как местных, так и областных властей.
Подготовил Владислав Боровицкий
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/84.html