Русская линия
Православный Санкт-Петербург Наталья Крутицкая,
Лариса Тихомирова
27.12.2005 

Красноречиво руки говорят

Школу-интернат N1 для глухих детей, которой 15 декабря исполнилось 199 лет, называют колыбелью российской сурдопедагогики. А дело было так… однажды императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, прогуливалась в парке, навстречу ей шла фрейлина, племянники которой, общаясь меж собой, жестикулировали. На следующий день императрица разыскала фрейлину: «Я всю ночь не спала, все думала о ваших племянниках» и предложила послать их учиться за границу, где были школы для глухонемых. Но родные не захотели расстаться с детьми. Тогда императрица приняла решение открыть такую школу в России. И в 1806 году в Павловске, по ее указанию, князь Волконский в три месяца организовал училище для глухонемых. Сурдопедагоги приглашались из Франции и Германии — в России таковых не было. В 1810 году школа была переведена в Петербург. С 1820 года она размещалась на ул. Гороховой — ныне там один из корпусов педуниверситета. В 1968 году школе стало там тесновато, ибо была она в те времена всесоюзного значения и в ней обучались группы детей из Грузии, Эстонии, Армении… Тогда школа переехала в бывшую усадьбу Ланских, где находится и поныне. О работе школы в наши дни рассказывают директор Наталья Михайловна КРУТИЦКАЯ и замдиректора на учебно-воспитательной работе Лариса Васильевна ТИХОМИРОВА.

«Колыбель русской сурдопедагогики» оказалась уютной

Н.Крутицкая: — По первому Уставу училища, утвержденному императрицей Марией Федоровной в 1810 году, устанавливался шестилетний срок обучения и изучение Закона Божьего, русского и французского языков, арифметики, основ геометрии, истории, рисования, преподаваемых мимическим методом при одновременном переводе на письменную речь. Также вводится трудовое обучение, исходя из принципа сословности: дети из богатых семей обучаются каллиграфии и живописи, остальные — столярному, токарному, переплетному делу мальчики; рукоделию, шитью и стирке тонкого белья — девочки.

Но история нашей школы — это не только история российской сурдопедагогики, но и славная страница истории города, потому что немного осталось учреждений, которые основаны так давно и продолжают дело, к которому были предназначены. А мы и спустя два столетия занимаемся делом, о котором радела императрица Мария Федоровна. Но теперь мы школа-интернат для глухих детей, потому что благодаря новым методикам обучения немота отступила — наши дети разговаривают. Конечно, между собой они общаются жестами, но вступая в разговор со слышащим человеком, включают голос, а слова собеседника считывают с губ. Постановкой голоса мы занимаемся с первого класса.

— Значит, когда ребята, закончив школу, поступают в училища, техникумы, университеты, они отвечают на экзаменах голосом?

— Это зависит от того, насколько внятна их речь, и куда они поступают. Если в комиссии работают люди, чье ухо привычно к такой речи, — наши выпускники отвечают голосом, если нет, — пишут ответы на бумаге.

Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем

— Знаю, что и обыкновенного-то ребенка тяжело заставить быть внимательным все 45 минут урока. Как удается удерживать внимание первоклашек с дефектом слуха, ведь от них требуется большая сосредоточенность?

— В обучение включены элементы игры. Да и сами уроки проходят интересно. Давайте пройдем в кабинет для индивидуальных занятий по постановке голоса.

Когда мы подошли к кабинету, оттуда выскочил вихрастый мальчуган, очень похожий на «вождя краснокожих» (помните фильм по рассказу О. Генри?), увидев новое лицо, он быстро стал складывать пальчиками какие-то знаки, спрашивал кто это? Удовлетворив свое любопытство, повел нас в класс. В маленькой комнатке кроме различных учебных пособий и книг бросалось в глаза висящее на стене большое зеркало. Перед ним-то и устроились учительница и «вождь краснокожих» Родион. В тот день мальчик осваивал произношение гласных звуков. Следя в зеркало за артикуляцией учительницы, он в точности пытался произвести ее. Потом пытался придать звуку «а» различные оттенки — вопросительный (он помогал себе движениями — поднимал брови, разводил ладошки в стороны), восклицательный (с важностью поднимал пальчик вверх). Вот так шаг за шагом Родька учится говорить…

Лариса Васильевна пояснила: — Вспомогательные движения очень важны. Вот взять такой сложный даже для обычных детей звук — «р"… Когда наши дети осваивают его, они активно крутят перед грудью сжатыми кулачками — изображают работающий мотор. А индивидуальные занятия проводятся с каждым ребенком шесть раз в неделю по 20 минут.

Я вспомнила, как побывала однажды на уроке глухих детей лет 20 тому назад. Малыши осваивали звуки «з» и «с». Учительница достала тогда комара-игрушку, и мальчишки и девчонки, передавая его из рук в руки, старательно звенели «з-з-з…», потом по классу «летала муха», сопровождаемая слабым «с-с-с…».

Лариса Васильевна: — Мухи и комарики остались в прошлом. Сейчас мы используем компьютеры. На экране — грибок, который растет, если слышен громкий звонкий звук. Детки кладут руки себе на горло и произносят «з», чувствуется вибрация, грибок растет. При произнесении звука «с» вибрация отсутствует, шелестящий звук почти не слышен, и грибок не растет. Так ребята узнают, правильно ли произнесли звук.

Не учи безделью, а учи рукоделью

Наталья Михайловна: — Кроме общеобразовательных уроков и спецпредметов, дети осваивают различные ремесла и рукоделья, которые могут стать в будущем профессией. У нас есть швейная мастерская, кабинет кулинарии, кружки вышивки и вязания. Мальчики работают в столярной и слесарной мастерских.

— Есть расхожее мнение, что глухой человек — это рабочая косточка, но ведь сегодня, думаю, дети могут выбрать и творческие профессии. У меня был знакомый глухой парень, который работал фотокорреспондентом в республиканской газете.

— Конечно, выбор будущей профессии зависит от уровня знаний, стремлений и творческой жилки самих ребят. Получив, например, профессию швеи, девочки могут стать дизайнерами и модельерами. А работа столяра-краснодеревщика — это же художник, воплощающий свои замыслы не на бумаге, не на холсте красками, а резцом в дереве. Многие наши выпускники получают высшее образование, поступая в педуниверситет им. А.Герцена, в Ленинградский областной пединститут, в академию физической культуры им. П. Лесгафта, в университет культуры и искусства им. Н. Крупской. Кстати, из 45 учителей в нашей школе — 12 инвалиды по слуху. Это лучший пример для детей, которые понимают, что всего можно добиться, если трудиться.

Стараемся мы развивать и творческие способности наших детей: в школе работают ИЗОстудия, хореографический кружок, кружок «Зримая песня». Наши ребята танцуют, поют, декламируют стихи. Поют, конечно, не голосом — руками, а синхронно идет звук. А какие театральные постановки готовят наши дети! В прошлом году подготовили спектакль «Если будет Россия, значит, буду и я», посвященный истории государства российского, где отдельными сценами были показаны: Русь языческая, крещение Руси, освобождение от татаро-монгольского ига, война 1812 года… Смотреть было очень интересно, ведь движение, мимика порой бывают более выразительны иного многословного монолога. А жестом и пластикой наши дети владеют в совершенстве.

Также работают у нас спортивные секции — баскетбола, футбола, легкой атлетики. Мы участвуем в различных соревнованиях. Вот в прошлом году в Мельбурне прошла очередная Олимпиада для глухих, в которой участвовали 76 команд из разных стран. В российской команде шесть человек были выпускники нашей школы. А наш ученик Алеша Ландарь в прошлом году стал чемпионом Европы по прыжкам в высоту среди глухих спортсменов.

Участвуем мы и в различных городских конкурсах. В прошлом году приняли участие в акции «Молодежь против наркотиков», которую проводила Александро-Невская Лавра. Тесно сотрудничаем с благотворительным обществом «Кедр», благодаря которому наши ребята ездили на Коневец в детский лагерь труда и отдыха.

Три ступени к взаимопониманию

Наталья Михайловна: — Из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что у нас «тишь, гладь да Божья благодать». К сожалению, проблем хватает. Нам бы хотелось, например, чтобы круг профессий для наших детей стал шире, ведь наши дети поступают только в те учебные заведения, с которыми налажена многолетняя связь. Поступить в иные нет возможности из-за нехватки сурдопереводчиков, которые являются связующим звеном между лекторами и учащимися. И потому нам практически заказан путь в те училища, техникумы и университеты, где нет специальных групп для глухих и слабослышащих. Та же проблема и с трудоустройством.

— В советские времена были специальные учебно-производственные комбинаты для инвалидов по слуху. Разве сейчас их нет?

— Есть и сейчас. Но выбор профессий там невелик — швея-мотористка, сапожник, столяр, плотник… а вы уже могли убедиться, что наши дети — личности творческие, думающие, образованные. Но из-за проблем с общением их неохотно берут на работу.

— Я знаю случаи, когда бригада, в которую попадал неслышащий человек, выучивала язык мимики и жеста…

— В наше время люди несколько очерствели сердцем, заняты только своими проблемами… Что уж говорить, если практически отсутствует сурдоперевод на телевидении. Инвалиды по слуху не могут узнать даже последние новости, поскольку они для них представляют малопонятный видеоряд. Вот и бегут к нам. Чтобы разъяснили, что это они вчера смотрели по телевизору, что произошло в стране и в мире. Почему такое пренебрежение к инвалидам?

Или вот, например, в городе работает программа «Помоги человеку с белой тростью». И это очень хорошо. Но почему нет аналогичной помощи для глухих людей? Представим ситуацию: в метро что-то случилось; мы, люди слышащие, получим команду, как нам действовать дальше, по динамику, установленному в каждом вагоне,. Но глухой-то ничего не слышал! И люди вокруг не владеют жесто-мимической речью… Неужели так трудно устроить в вагонах так называемую бегущую строку или хотя бы «тревожную лампочку»? Да, дорого. Но жизнь и здоровье людей дороже. А пока мы на уроках ОБЖ просто учим наших детей: «Если все побежали из вагона — тоже беги. Потом разберешься».

— Если продолжить вашу мысль, то и в церквах неплохо было бы сделать такую бегущую строку, чтобы неслышащие люди, среди которых много верующих, могли понимать смысл и следить за ходом богослужения.

— А вот в этом направлении кое-что как раз сделано. Наш бывший воспитатель Денис Заварицкий занимается сурдопереводом во время богослужений в церкви свв.апп.Петра и Павла при педуниверситете им. Герцена. Это оказалось делом его жизни. Недавно он приходил к нам в гости. Подарил две необычные книги — перевод божественной литургии на жестовый язык.

Прием в школу осуществляется через медико-педагогическу комиссию по направлениям Комитета по образованию. Занятия проходят в одну смену при пятидневном обучении. Наполняемость классов 6−8 человек. есть группы продленного дня и интернат для проживания (с понедельника по пятницу). Программы обучения: государственная общеобразовательная за 10 и 12 лет; компенсаторно-адаптационная — 9 лет. Возможно обучение на дому.

Адрес: СПб, школа-интернат N1 для глухих детей, пр. Энгельса, 4. Тел/факс: 244−04−01.

Побывала Ирина РУБЦОВА

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n168/ta013.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru