Православный Санкт-Петербург | Священник Феодор Гуряк | 27.12.2005 |
— Я в жизни не видел, как колядуют. Даже представить себе не могу, — как это: вдруг в дом заходят дети с песнями… Удивительно! Скажите, а как вас люди принимали? С радостью, или так — смиряясь с обычаем?
— О, с радостью! С настоящей, теплой, нелицемерной… Понимаете: праздник, Рождество, «возсия мирови свет разума», — и душа у взрослых жаждет света. Целый год они трудились, суетились, не всегда у них хватало времени, чтобы проявить к своим ближним любовь… А душе хочется не только быть любимой, но и самой любить, быть доброй, ласковой, — но не всегда это в суете удается. И вот загорается Рождественская звезда, в дом приходят дети — и взрослые спешат, так сказать, вернуть долги, одарить любовью этих детей, отдать им то, что недодали своим родным. Поэтому нас встречали очень тепло. И вот еще какое обстоятельство: в Рождество души каким-то таинственным образом «припоминают» Ту Самую Ночь в Вифлееме, так, как будто мы сами там присутствовали, — мы чувствуем себя теми пастухами, перед которыми внезапно разверзлось небо; и дети с колядками — это словно воинство ангельское, воспевшее нам: «Слава в Вышних Богу! На земли мир, и в человецех благоволение!»
— Интересно, а до какого возраста можно колядовать? Подростку не скажут: «Куда ты, верзила, с маленькими лезешь?»
— Да нет, ни в коем случае! Я, например, колядовал почти до окончания школы. Помню, — мне как раз было лет двенадцать, — мы с другом решили поколядовать у одного нашего хорошего знакомого, очень уважаемого человека. А жил он на самом краю поселка; идти далеко, зима была снежная — и вот бредем без пути, без дороги, проваливаемся в сугробы… Я раз даже по самую шею провалился — товарищ меня долго откапывал… И холодно очень было… Но — дошли, пропели, поздравили хозяев. Старики даже прослезились: «Мы живем на отшибе, к нам никто колядовать не ходит! Вы одни пришли, принесли нам свет! Спаси вас Господь!»
— Как по-вашему, батюшка, Рождественская радость отличается чем-нибудь от Пасхальной?
— Радость — всегда радость, но вот оттенки у нее бывают разные. Пасха — это духовный восторг, это праздников Праздник, а Рождество Христово — это тоже великая радость, но более тихая, более домашняя. Все празднуют рождение Младенца — это по самой сути своей семейный праздник. А ведь с Этим Младенцем мы и сами рождаемся: Бог воспринимает наше человеческое естество. Это всеобщий День рождения. Бог становится Человеком, — по слову св. Афанасия Александринского, — чтобы человек стал богом; и в предчувствии этого будущего обожения и трепещут от радости наши души.
— Рождество Христово справляли с незапамятных времен… Скажите, сегодня не исказился ли в душах людских смысл этого праздника? Не справляем ли мы его по-западному сентиментально?
— Не надо судить так сурово. Запад радуется Рождеству — и слава Богу! И так уже есть опасность, что скоро это будет запрещено: я был неприятно поражен, когда узнал, что теперь в Америке постепенно убирают такие понятия, как, например, «Рождественская елка» — говорят: «Праздничная елка». Вот она, ересь новейшего времени — «политкорректность»! Нет, пусть уж празднуют Рождество, как умеют, пусть и Россия — воцерковленная и невоцерковленная, — как умеет, празднует этот великий день. Пусть свет Рождественской звезды согревает человеческие сердца, — и так у современного человечества мало радостей. Знаете, на кого похож современный человек? На веточку, оторвавшуюся от дерева. Она еще зеленая, она еще думает, что живет, что все, как прежде, что ничего не изменилась, но мы-то знаем, что недолго ей жить без своих корней. Пусть хоть раз в году человек попробует понять, чего он лишен, поживет в ладу со своей душой, забудет про свои вечные проблемы… Ведь Рождество — это поистине праздник для всех: к яслям в Вифлееме пришли и вавилонские волхвы — вероятно, самые ученые люди своего времени, — и пастухи, — а кто может быть проще пастуха?
— Вам не кажется, что Новый год — он как бы заслоняет Рождество? Он когда-то, после реформы календаря, вылез вперед, в пост — ни к селу, что называется, ни к городу, — и праздновать его не хорошо, и не праздновать, когда все вокруг веселятся, — тоже как-то глупо… А нецерковные люди — те вовсе считают Рождество лишь «безплатным приложением» к Новому году… Как тут быть?
— Да не стоит так волноваться! Христианин должен жить в радости, и праздники для него не могут быть серьезной помехой. Разумеется, наши праздники — тише, спокойнее, смиреннее… Новый год пусть будет сообразен с постом, но почему не воспользоваться возможностью лишний раз побыть в кругу близких, посидеть за одним столом, сказать им теплые слова? Давайте будем справлять и Новый год, и Рождество, и Старый новый год — только не станем забывать, что всякому празднику своя честь. И не надо сердиться на нецерковных наших ближних, на их шумное, отчаянное новогоднее ликование. Ну, шумят, взрывают шутихи, кричат… Это же понятно: человеку так тяжело — надо же ему хоть как-то сбросить груз забот. Он весь год чувствует к себе ледяное равнодушие, никто его не замечает, никто с ним не считается, он чувствует себя настолько маленьким в этой жизни, что сам порой не знает, есть ли или нет. И вот в Новый год он кричит и грохочет шутихами, чтобы хоть как-то заявить о себе: «Я все-таки есть! Я жив, несмотря ни на что — и я радуюсь этому!»
— Батюшка, для священника праздники — самые рабочие дни. Удается ли вам выкроить время, чтобы встретить Рождество в кругу родных?
— Да какое там… Нет, удается порой — но очень сжато, почти на бегу. И, знаете, это не так уж плохо. Во время праздников священник должен быть и со своей большой семьей — с приходом. Может быть, праздники и дают нам почувствовать, что кроме малой семьи, у нас есть и большая, которая тоже (или даже — в первую очередь) нуждается в отеческой любви, в праздничном единении. Приходят на Рождественскую службу и наши родные — и как это тепло отзывается в сердце: малая церковь — семья — сливается с большой семьей — церковью… У нас в храме мы стараемся сделать все, чтобы сохранить семейность Рождества: дети в эти дни все — именинники, для них устраивается утренник, им раздают подарки, а 8 января всю Литургию поет детский хор воскресной школы. Тут не просто желание сделать приятное детям, — нет, тут указание на главный смысл праздника: Сын Божий становится Младенцем и всех нас призывает стать детьми, уподобиться младенцам. Нужно хотя бы на время отбросить все идолы взрослой жизни — грубую силу, голый рассудок, ставку на эффектность… Надо уподобиться ребенку, который чист, доверчив, открыт, у которого горе и радость рядом и быстро сменяют друг друга. Огорченный ребенок тотчас же может утешиться, не станет держать зла, и эту детскость в нашем суровом мужском мире нужно позаимствовать, чтобы Бог открылся нашим душам. Если мы в Рождество умалим себя до младенцев, то Бог даст нам и радость, и вдохновение, и силы, чтобы молитвенно потрудиться.
— А сами младенцы — ваши приходские дети — понимают, какая важная роль им отведена?
— Они все понимают! Не могу забыть, как однажды, при раздаче Рождественских подарков, ко мне подошел один малыш и попросил второй подарок. «Тебе же дали один! Зачем тебе второй?» — «А у меня братик заболел и не смог прийти! Я не хочу, чтобы он остался без радости. Я хочу, чтобы и к нему Христос пришел. Ведь это Сам Христос приготовил нам сегодня эти подарки? Ведь правда?» Я после этого разговора весь год ходил под впечатлением от такой детской заботливости, непосредственности и — я бы сказал — верного понимания сути праздника. Вот такую бы чистую радость, веру и любовь и всем нам! Могу пожелать это всем читателям газеты «Православный Санкт-Петербург»! И еще хочу пожелать им мира и любви, чтобы в каждый дом, в каждое сердце пришла радость о воплотившемся Богомладенце и Спасителе мира! Пусть те, кому очень трудно, кто прикован к постели, кто не имеет возможности в эти радостные дни прийти в храм Божий, и только читая газету, приобщается к жизни церковной, тем, кто стоит на грани отчаяния, — пусть им придет от Воплотившегося Господа радость и сила душевная! Пусть мир Божий придет в дом каждого верующего человека!
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН
http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n168/ta007.htm