Русская линия
Российские вестиПротоиерей Димитрий Сидор26.12.2005 

Наши в Закарпатье
Интервью с настоятелем храма Христа Спасителя в г. Ужгороде (Закарпатье), членом Президиума Сейма Подкарпатских русинов, Димитрием Димитриевичем Сидором

— Кто такие русины и с кем, с каким государством в настоящий момент этот народ себя идентифицирует?

— Русины как народ сформировался задолго до времен Кирилла и Мефодия и является древнейшей ветвью славянства. Они расселялись на обширных территориях Карпат до тех пор, пока венгры, появившиеся в этом регионе в Х веке, в XIV не оттеснили их на южные склоны горного массива. Именно с тех пор образовалась общность подкарпатских русин. Затем была жизнь в составе Австро-венгерской империи, после падения которой в 18-м году русины проголосовали за вхождение в Чехословацкую республику. Хотя тогда были и возгласы, что неплохо было бы войти в состав Соборной Украины или воссоединиться с Великой Россией (последних было больше, чем сторонников присоединения к Украине), но около 60 процентов высказалось за чехословацкую республику.

В этой связи можно сказать, что русины в разное время идентифицировали себя с разными государствами, и где бы они ни жили, они были всегда законопослушными, но в то же время и государства брали на себя обязанность специально не изменять пропорции национального состава Закарпатья. Так, мы тысячу лет жили с венграми и жили как братья, хотя и были небольшие случаи гонений. В составе Чехословацкой республики русины имели статус национальной автономии. В смутное предвоенное время на наших землях на короткое время образовалось даже независимое государство.

После войны нас силой присоединили к Украине. Воля народа была иной — 18 ноября 1944 года православные провели всекраевое собрание, на котором решили просить о вхождении в СССР в качестве союзной прикарпатской русской республики. Но Сталин, Хрущев и Мехлис решили иначе, в результате чего всех нас начали записывать украинцами. При этом была запрещена и русинская национальность. Это сделала тогда Москва — неважно, что она тогда была большевистской и атеистической — этим своим решением она нанесла сильный удар по русинам.

В 1991 году, когда распался Советский Союз, русины на проведенном в крае референдуме проголосовали за автономный статус края в составе Украины. Но антигосударственный режим Кравчука, Кучмы (а сейчас все продолжается, к сожалению, и при Ющенко) не признает волеизъявления народа. И это доказывает, что демократии в нашей стране нет. А референдум 1991 года оклеветали и оплевали.

— А как же «оранжевая» революция? Неужели ее лозунги свободы и демократии не действуют в отношении вас? Не может быть, чтобы нынешний Киев не шел вам навстречу.

— Многие у нас голосовали за Ющенко, потому что надеялись, что он изменит антинародный курс Кучмы. Но, к сожалению, мы ошиблись. Мы неоднократно обращались с нашими чаяньями к президенту и правительству, но они нас не слышат. Наоборот, киевскими властями против нас развязана жесткая компания. Для этого созданы псевдорусинские организации, находящиеся «на содержании» соответствующих служб. Кстати, численный состав последних в крае увеличивается из года в год, хотя в целом по Украине идут сокращения. Травля организована несмотря на то, что мы просим всего лишь автономию в составе Украины. Ведь мы никакие не сепаратисты и не хотим подрывать целостность страны.

Мы обращаемся и к Европе, я выступал во многих странах, но все они глухонемые к нашим проблемам. На Западе действуют двойные стандарты — они готовы раздувать шумиху вокруг проблем России, но не хотят видеть страдания целого народа в центре Восточной Европы. Но, к большому сожалению, нас не слышит и Москва.

— А какую помощь вы хотели бы получить от Москвы?

— Нам не нужны никакие деньги. Мы нуждаемся только в информационно-правовой помощи. В первую очередь, Москва могла бы помочь прорвать информационную блокаду, сложившуюся вокруг нас. Также русины были бы признательны, если бы к нам прислали юриста, специализирующегося в области прав нацменьшинств, с тем, чтобы он, изучив ситуацию на месте, дал нам соответствующие рекомендации.

— Общеизвестно, что большинство подкарпатских русин принадлежит к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Не могли бы вы прокомментировать этот вопрос поподробнее, а также осветить ваши взаимоотношения с Киевским Патриархатом?

— На самом деле, с древних времен и до 1944 года в крае действовала Карпаторусская Автономная Православная Церковь, находившаяся под каноническим управлением Сербского патриархата. В конце войны она «перешла» в Русскую православную церковь Московского Патриархата. И русины это совершили добровольно, даже несмотря на то, что мы стали простой епархией РПЦ МП. Следует отметить, что после развала СССР духовенство и паства нашего края остались в Московском Патриархате, и могу вас заверить, что мы никогда не перейдем в раскольнический Киевский Патриархат. Украинские же власти пытаются насадить нам раскольников, выделяя на строительство их приходов достаточно приличные деньги. Но все это зря — паствы у Киевского Патриархата в Закарпатье нет.

— Димитрий Димитриевич, а как вы видите будущее бывшего советского пространства?

— Я вижу его в объединении трех братских народов — русского, украинского и белорусского. И мы, русины, будем одной из его движущих сил, потому что мы сохранили в нашем народе неразделенную целостность славян. И генетическую память, что только в объединении наша сила. Бог в помощь всем, кто стоит за эту идею.

Автор — Беседовал Дмитрий ЕРМОЛАЕВ.

http://rosvesty.ru/1801/sng/?id=497&i=1


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru