Русская линия
Российские вести Петр Крымский26.12.2005 

Церковная дипломатия
РПЦ налаживает диалог с исламским миром

Последние шаги руководства Русской православной церкви указывают на попытку сближения между православными и мусульманами при том, что в отношении к католикам сохраняется стратегия «глухой обороны».

Особого внимания заслуживают инициативы главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. На днях он завершил визит в Йемен, где на самом высоком уровне обсудил вопросы взаимоотношений между православием и исламом. Кроме того, митрополит Кирилл предложил идею проведения саммита религиозных лидеров в Москве в июле 2006 года. По его мнению, у мировых религий есть серьезный потенциал свидетельства о необходимости созидать справедливую систему мироустройства, в которой бы учитывались различные культурно-религиозные традиции. Мирное соседство мусульман и христиан на протяжении столетий во многих странах Ближнего Востока, а также в странах СНГ дает представление о реальности построения такой же модели в мировом масштабе. Подготовка саммита религиозных лидеров уже, по сути, началась. В этих целях митрополит Кирилл недавно участвовал во встрече с послами ряда арабских стран, аккредитованными в Москве — Саудовской Аравии, Йемена, Ирака, Катара, Ливана, Кувейта, Судана. Арабские дипломаты выразили полную поддержку инициативы развития христианско-мусульманского диалога.

Важно отметить, что митрополит Кирилл своими дипломатическими действиями фактически выполняет принятое еще в 2004 году решение Священного Синода РПЦ о развитии сотрудничества с арабо-мусульманским миром. Нетрудно заметить, что ранее подобный курс наметила также и католическая церковь (в период понтификата Иоанна Павла II). Новый глава католической церкви Папа Римский Бенедикт XVI решил продолжать конструктивный диалог с мусульманами. В этих целях в начале декабря он встретился в Ватикане с председателем Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом. Причем главе церкви и первому лицу государства Ватикан был сделан необычный подарок — торжественно вручен паспорт еще не существующего Палестинского государства. Так или иначе, эта встреча продемонстрировала желание нового Папы осуществлять симметричную дипломатию на Ближнем Востоке и диалог как с иудеями, так и с мусульманами. Вторым «сигналом», указывающим на примирение католической церкви с исламом, стала серия проведенных по всему миру акций в связи с 40-летием Декларации «Ностра этате», третья часть которой впервые определила положительное отношение католицизма к исламской религии. В Москве в Совете муфтиев России в этой связи состоялась конференция «Ислам и христианство: на пути к диалогу» — по сути дела, первая в истории России исламо-католическая конференция. В приветственных речах председателя СМР муфтия Равиля Гайнутдина и митрополита Тадеуша Кондрусевича были отмечены как великая и все возрастающая роль принятого 40 лет назад документа, так и необходимость сотрудничества католиков и мусульман России во имя гражданского мира и благополучия.

Казалось бы, ситуация ясна: во имя благой цели — укрепления межконфессионального мира и сотрудничества — РПЦ и католическая церковь как будто соревнуются между собой в налаживании диалога с исламским миром. Но тем большее удивление при этом вызывает то обстоятельство, что РПЦ продолжает упорно уклоняться от сближения с католической церковью. Несколько недель назад в Москве побывал секретарь Ватикана по отношениям с государствами архиепископ Джованни Лайоло. Прибыв в Москву, он упомянул две конкретные вещи, о которых хотел бы поговорить с российскими властями и руководством РПЦ: повышение статуса представительства Ватикана в Москве, которому давно уже пора стать посольством, и приглашение католиков в Общественную палату, куда их, как известно, не пригласили. Лайоло встретился с главой православной дипломатии митрополитом Кириллом, но встреча эта носила ритуальный характер и, как обычно, не дала весомых результатов. Задача другого папского эмиссара — кардинала Мартино была еще сложней, чем у его предшественника. Ему предстояло напрямую встретиться с российской общественностью и в выигрышном свете представить ей социальную доктрину католической церкви. У кардинала была предусмотрена встреча с патриархом Алексием II, но она не состоялась. РПЦ отменила ее «по техническим причинам».

Что же касается вопроса о визите Папы Римского в Россию, то он и вовсе «повис в воздухе». Так что отношения Русской православной церкви и Ватикана находятся в патовом состоянии.

http://rosvesty.ru/1801/russia/?id=492


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика