Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургСвященник Даниил Сысоев26.12.2005 

Если ты еще не крестился…
Продолжение

(Продолжение. Начало в NN 41−44)

«ЭТО НЕГИГИЕНИЧНО»

ВОЗРАЖЕНИЕ 13:
«У вас крестят в грязных купальнях. Да и причащаются все из одной ложки. Это негигиенично».

Этот вопрос — конечно, наследие коммунистической пропаганды. Ведь на самом деле не было ни одного доказанного случая заражения через крестильную купель или Чашу Причастия. Итак, если за две тысячи лет никто не заболел, то почему исключением должен быть ты?

Вообще вопросы гигиены поднимаются как-то выборочно. Все знают, что крайне негигиенично ездить в метро. Спокойно можно заразиться туберкулезом, чесоткой и другими заболеваниями. Тысячи людей ежегодно заболевают в общественном транспорте гриппом. Но почему-то из-за этого никто не начинает ходить пешком. А когда речь идет о получении вечной Жизни, то дьявол сразу напоминает о гигиенических нормах. А они, кстати, впервые введены именно в Библии. Так, еще в Пятикнижии Моисея было запрещено после прикосновения к мертвецу или заболевшему делать что-либо, не обмывшись и не выдержав определенный срок (Лев. 13; Числ. 19, 11−22). И поэтому в наших храмах было чисто даже тогда, когда везде царила грязь. У нас моют купель перед каждыми крестинами и замывают Чашу после Литургии. Конечно, никто не будет обрабатывать храм хлоркой, но ведь так не делают ни в домах, ни в офисах. Так зачем вводить в церквях нормы лазарета?

Но самое главное, в доме Бога мы надеемся на Того, Чье имя — Источник чистоты и Врач душ и тел. Богоявленская вода не цветет годами — я думаю, ты слышал об этом ежегодно происходящем во всех церквях чуде, которое вовсе не связано с добавлением в воду серебра. Все серебряные кресты у нас поотнимали еще большевики, и в редких храмах их найдешь. Да и о каком растворении серебра может идти речь, если, например, в храме Петра и Павла в Ясеневе воду приходится завозить пожарными машинами, так что каждый час священникам приходится заново освящать тонны воды, которые тотчас разбираются. Однако вся вода эта не гниет годами! Видя такое явное проявление чуда, почему же ты считаешь, что сопри-косновение со святыней может повредить тебе? Впрочем, повредить оно может, но не по причине негигиеничности, а в случае, если душа, оскверненная грехом, не захочет принять благодать. Апостол Павел предупреждает: «Ибо кто ест и пьет (Причастие) недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны сами и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11,29−32). Так что если не хочешь заболеть после причастия, покайся в своих злых делах и не повторяй их больше, и зло не приблизится к тебе. Впрочем, не думай, что не ходя в церковь ты останешься безнаказанным. В Ветхом Завете описывается случай, когда Корей, Дафан и Авирон подняли восстание против Бога и Моисея. Когда же их позвали к скинии (палаточному храму), они отказались идти. Тогда земля отверзла свои уста, и они сошли во ад живыми (Числ. 16). Так же и сейчас бандиты и воры, не желающие каяться, не остаются без наказания Божия. Насильственная смерть находит их в подъездах и в машинах.

Но вернемся к вопросу о «негигиеничности». Против твоего рассуждения о том, что во время Таинств можно заразиться, скажу обратное. Во время Крещения, Причастия и других Таинств можно исцелиться не только душой, но и телом. В качестве примера расскажу два случая, происшедших недавно с одним знакомым священником. Первый случай произошел в институте трансплантологии. Там ему пришлось крестить женщину с пересаженной почкой, у которой начался процесс отторжения. Она была настолько плоха, что крестить ее пришлось по сокращенному чину («страха ради смерт-ного»). И что же? Когда спустя две недели священник вновь был в институте, он спросил о ее судьбе. Оказалось, что в сам день Крещения, сразу после Таинства, почка прижилась, и показатели у этой женщины были настолько хорошие, что ее уже выписали.

Второй случай произошел на Крутицком подворье 13 мая 2003 года. Священнику пришлось крестить мальчика Александра, у которого, после хождения по экстрасенсам, температура в течение трех месяцев держалась на уровне 38 градусов. Во время Таинства на ребенка было жалко смотреть. У него было 38,5. Его бил озноб. И вот, после Крещения, когда его привели домой, он попросился спать, и после пробуждения оказалось, что у него температура 36,6, и он совершенно здоров. С тех пор эта болезнь к нему больше не возвращалась. Подобных примеров у нас очень много, и мы видим, что Бог, действительно, силен не только очистить купель, но и исцелить крещенного в ней Своей безмерной силой. Так что на вопрос о гигиене надо ответить вопросом: «Кто сильнее: Бог или вирус?». Думаю, ответ очевиден. Так что не надо поддаваться старой безбожной пропаганде.

«У ВАС В ХРАМЕ ВСЕ ТАКИЕ ЗЛЫЕ…»

ВОЗРАЖЕНИЕ 14:
«У вас в храме все такие злые, сердитые. Бабки шипят и ругаются. А еще христиане! Я таким быть не хочу. Есть у меня знакомый — православный, а пьет и ведет себя не лучше некрещеного. Так какая разница?»

А ты сам не будь злым и сердитым. Разве тебя кто-то заставляет быть таким? Разве при входе в храм от тебя требуют надеть боксерские перчатки? Не шипи и не ругайся сам, и тогда сможешь и других исправить. Как говорит апостол Павел: «Кто ты осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает…» (Рим. 14, 4).

Твои возражения были бы правильны, если бы священники учили ругаться и склочничать. Но ведь это не так. Ни Библия, ни Церковь, ни ее слуги никогда не учили этому, а наоборот — на всякой проповеди и в песнопениях нас призывают быть кроткими, милостивыми. Так что это не причина отказываться от Крещения. Подумай: ведь в храм приходят люди не из рая, а из окружающего мира. А в нем как раз и принято ругаться, да так, что иногда у мужиков и русского слова не услышишь. Один мат. Кстати, его в храме как раз и нет. Можно сказать, что церковь — единственное место, закрытое для сквернословия.

В миру же принято быть сердитым и свое раздражение выливать на окружающих, называя это борьбой за справедливость. Разве не сталкивался ты с руганью в метро? А чем занимаются старухи в поликлиниках, как не перемыванием косточек окружающим, начиная с президента и заканчивая медсестрой? И ты считаешь, что именно эти люди могут, войдя в храм, по мановению волшебной палочки измениться, стать кроткими, как овечки? Нет, Бог дал нам свободу воли, и без нашего усилия ничего измениться не может. Это только колдуны лгут, будто могут без согласия человека сделать из пьяницы трезвенника. На деле такого не бывает. Если человек после кодировки и бросит пить, то обычно только на время, а потом случается или еще более страшный запой, или же, не приведи Бог, самоубийство. Автору приходилось многократно сталкиваться с такими случаями во время служения в наркологической больнице. Истинное исцеление находится, действительно, только в Церкви, но сам этот процесс не одномоментный и происходит не без воли самого человека.

Мы всегда пребываем в Церкви только отчасти. Иногда часть эта очень большая — и тогда человек достигает праведности, иногда поменьше. Порой человек держится за Бога лишь мизинчиком. Но всему Судья не ты, и не я, а Господь. Пока есть время, есть надежда. А до окончания картины как можно о ней судить, разве только по законченным частям. Такие части — это святые. По ним и суди Церковь, а не по тем, кто еще не закончил земного пути. Недаром говорится, что «конец венчает дело».

Церковь сама называет себя больницей (на Исповеди говорится: «понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши»), а это значит, что все мы без исключения (хотя и в разной степени) нуждаемся в духовном исправлении и лечении. И лишь когда все желающие исцелиться воспользуются помощью Церкви, тогда она явится во всей своей красе. Святые — вот кто ясно показывает мощь Бога, действующего в Церкви.

Напоследок можно сказать и еще одну вещь. Людей нельзя сравнивать между собой еще и потому, что у них разный исходный багаж. Один воспитан в семье священника, а другой — у алкоголиков. Один здоров, как бык, а другой еле ноги переставляет. Одного невозможно сломать и тирану, а воля другого слаба, как тростиночка. И как ты будешь их сравнивать? Представь себе человека, выросшего в притоне, слабовольного, который впервые пришел в Церковь. Быть может, вначале для него подвигом будет хотя бы два дня в неделю оставаться трезвым. Его может «развезти» от одной рюмки, а ты предъявляешь к нему требования, как будто он имеет характер Александра Македонского. Подожди немного, дай место действовать Богу. Возможно, пройдет год, и он устыдится своего беззакония и станет лучше тебя. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1), сказал Христос, и слова Его — Истина.

Так что не смотри на окружающих. Ты ведь пришел не к ним, а к Творцу, крестись и живи по-христиански, и ты сможешь даже в самых неприятных людях увидеть сияющий из-под груд духовного мусора образ Божий.

«НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО…»

ВОЗРАЖЕНИЕ 15:
«У вас в храме ничего не понятно. Служат на непонятном языке».

Попробуй понять, что именно тебе не понятно. Но учти при этом, что служба предназначена не для миссионерства среди неверующих, а для самих верующих. Нам, слава Богу, если мы внимательно молимся, все становится понятным уже через месяц-полтора постоянного хождения в храм. Но глубины богослужения могут раскрываться спустя годы. Это, действительно, удивительная тайна Господа. Мы имеем не плоскую проповедь протестантов, а, если угодно, вечный университет, в котором богослужебные тексты — это учебные пособия, а Преподаватель — Сам Господь.

А теперь сравни: если ты заглянешь на лекцию пятого курса мехмата МГУ, ты тоже сначала можешь не понять ни слова. Но разве из этого следует, что математики и физики должны переходить на обычный язык, или что не надо поступать на этот факультет? Наоборот, если бы всё было понятным, значит, обучение бессмысленно. Ты и так уже знаешь всё, о чем говорят специалисты. Поверь, что наука жить с Богом не менее сложна и глубока, чем математика, так позволь ей иметь свою терминологию и свой язык.

А с другой стороны, церковно-славянский язык — это не латынь и не санскрит. Это священная форма русского языка. Потрудись немного, купи словарь, несколько книжек, выучи полсотни слов — и поймешь, а труд твой окупится сторицею. Во время молитвы тебе легче будет сосредоточиться на их смысле. Твои мысли не будут по законам ассоциации ускользать куда-то вдаль. Таким образом, церковно-славянский язык улучшает условия для богообщения, а ведь именно для этого мы приходим в храм. Что же касается получения информации, то она передается в храме на русском языке. Мне не приходилось видеть ни одного проповедника, который говорил бы проповедь по-церковнославянски. Так что в Церкви все соединено мудро. И древний язык молитвы, и современный язык проповеди.

И, наконец, для самих православных церковно-славянский язык дорог тем, что он дает нам возможность максимально точно слышать Слово Божие. Мы в буквальном смысле можем слышать букву Евангелия, потому что грамматика церковно-славянского языка почти тождественна грамматике греческого, на котором и дано нам Откровение. Поверь, что как в поэзии и юриспруденции, так и в богословии оттенки смыслов часто меняют суть дела. Думаю, что всякий увлекавшийся литературой понимает это. И в детективе случайно оброненная спичка способна изменить ход расследования. Точно так же и для нас драгоценна сама возможность услышать как можно точнее слова Христа.

Конечно, церковно-славянский язык для нас не является догматом. Во Вселенской Православной Церкви богослужение совершается более чем на восьмидесяти языках. И даже в России теоретически возможен отказ от церковно-славянского языка. Но произойти это может лишь тогда, когда для верующих он станет столь же далеким, как для итальянцев латынь. Думается, пока так вопрос даже не стоит. Но если уж и произойдет такое — тогда Церковь создаст новый священный язык, максимально точно переводящий Библию и не дающий нашему уму ускользать в сторону. Церковь же до сих пор жива и имеет силы оживить любого входящего в Нее. Войди же! Дверь открыта!

«БОГ НЕ ПРОСТИТ?..»

ВОЗРАЖЕНИЕ 16:
«Я столько сделал зла, что Бог меня не простит. Мне все равно в ад идти. Так что буду жить, как жил».

Эти слова — прямое дьявольское искушение! Не слушай врага, который хочет погубить тебя. Он лжет, потому что он лжец и отец лжи! Это не твои мысли, а вражеская агитация. Как можешь ты не верить Богу? Он сказал таким, как ты: «…Вы говорите так: „преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?“ Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?.. Когда скажу беззаконнику: „ты смертью умрешь“, и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду… будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, — то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив» (Иез. 33, 10−11, 14−16).

Христос умер за тебя на Кресте — неужели ты думаешь, что твои грехи сильнее Божиего милосердия? Нет, и еще раз нет! Апостол Павел до Крещения был лютым гонителем христиан и участвовал в убийстве святого Стефана. Петр, ближайший ученик Христа, отрекся от Него трижды, и был прощен. Царь Давид совершил прелюбодеяние с убийством, покаялся и остался пророком. Царь Манасия перепилил пророка Исайю деревянной пилой, залил Иерусалим невинной кровью от края до края, в храме Божием сделал блудилище и поставил идолов, и после этого, находясь в плену, раскаялся — и был прощен. Как справедливо сказал пророк Михей: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Своего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7,18−19).

Милосердие Творца — великий океан. Твои грехи утонут в нем и исчезнут, как капля чернил, если только ты пожелаешь их не повторять. И ты будешь не только прощен, но еще и получишь силы не повторять заблуждений прежней жизни. Все это дает Крещение, как и говорим мы в Символе веры: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». И Библия говорит, что некоторые были блудниками, идолослужителями, прелюбодеями, мужеложниками, ворами, лихоимцами, пьяницами, злоречивыми, хищниками, «но омылись, но освятилисъ, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11) в водах Крещения. И ты войдешь грязным и нечистым, как лохмотья бродяги, а выйдешь сверкающим — подобно императорской мантии, отделанной горностаями и бриллиантами. Твоя душа будет сиять, как свежевыпавший снег, станет подобной прозрачно-синему сапфиру со звездою внутри. Ты скажешь: за что мне может быть такое? Отвечаю не я, а Сам Бог: «Не для вас Я сделаю это<…>, а ради святого имени Моего…» (Иез. 36, 22), ради Сына, Которого предложил Он в жертву умилостивления в Крови Его в прощение грехов (Рим. 3, 25). Что же требуется от тебя? Только одно дело. Вера в Сына Божия и желание жить по Заповедям Божиим. И все! Остальное довершит мощь Творца. Разве Тот, Кто до сих пор вращает галактики и Кто в начале создал тебя и до сих пор держит тебя в Своих ладонях, не сможет уничтожить твое нечестие?

Однажды к святому Антонию пришел солдат и сказал, будто не может поверить, что Бог прощает грешников. Преподобный показал на его плащ и сказал: «Если этот плащ порвется, ты что, сразу выбрасываешь его?». Тот ответил: «Нет, я зашью и его и снова стану носить». Тогда Антоний сказал: «Ты не творил плаща, и все же заботишься о нем. Как же ты считаешь, что Господь забудет собственное творение, которое вышло из Его рук?»

Ты все еще не можешь поверить — так приди и посмотри. Вкуси и увидишь, как благ Господь (Пс. 33, 9), а дьявол убежит прочь, и все его мысли забудутся, как прошлогодний сон при наступлении Вечного Утра.

Итак, отгони мысли дьявола — и он убежит от тебя. Призови Бога — и Он возьмет тебя на Свои всемогущие руки. Покайся — и пусть крестится каждый во имя Отца и Сына и Святого Духа. И получишь оставление грехов и вечную радость в бесконечном Царстве всеблагого Отца.

ЕСЛИ ТЫ РЕШИЛ КРЕСТИТЬСЯ
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К СВЯТОМУ КРЕЩЕНИЮ

Итак, ты решил принять боготворящее Крещение. Что же требуется для этого? Как правильно подготовиться? Что необходимо принести с собой? Как вести себя после совершения Таинства?

Начнем по порядку. Для Крещения необходимо иметь истинную веру, раскаяние в тех делах, за которые ты бы стыдился перед Господом, и желание жить по Заповедям Божиим. Думается, тебе понятно, почему необходима вера. Ведь, по словам Писания, без веры невозможно угодить Богу, ибо необходимо верить в то, что Он существует, и тем, кто служит Ему, воздает награду (Евр. 11, 6).

МЕРА ВЕРЫ

Но надо также знать, что есть мера веры, необходимая для Крещения. Эта мера — Символ веры, который читается наизусть крещаемым перед самим Таинством. Текст этот по своему содержанию полностью основан на Божественном Откровении, а в данном виде он принят отцами Вселенских Соборов, I Никейского (325 г. по Р.Х.) и II Константинопольского (381 г. по Р.Х.).

Вселенским Собором называется собрание епископов всей Церкви вселенской. Мы верим, что ими руководил Сам Бог Дух Святой. И именно под Его руководством Церковь сохранила изначальное Откровение, передала его в точных формулах и сокрушила всякую ложь. И наиболее точным изложением христианского учения как раз и является Символ веры, который тебе предстоит выучить.

Само слово «символ» переводится 29-ю различными способами, что показывает особые грани значения этого священного провозглашения веры. В древнейшем значении это слово обозначало разломанную надвое палочку или кольцо, половинки которого брали друзья или возлюбленные, расставаясь надолго. И когда проходило много лет, они опознавали друг друга, сложив воедино символ. Так же наш Вечный Друг и Жених наших душ Христос оставил нам эту веру, как половинку кольца, по которой Он опознает нас в День Своего возвращения. Ясно, что если мы потеряем свою половиночку или хотя бы попортим ее так, что испортится место соединения, то узнавание при встрече не состоится. Христос скажет: «Я никогда не знал вас! Отойдите от Меня» (Мф. 7, 23). По другому переводу «символ» переводится как присяга. Мы, христиане, верим, что Иисус Христос — это наш единственный Господь и Царь. И поэтому, вступая в Его Церковь, которая называется воинствующей, мы приносим Ему присягу как нашему Вечному Императору. Понятно, что если после Крещения мы откажемся от присяги, мы будем клят-вопреступниками и дезертирами, подпадающими Божиему Суду.

«Символ» переводится также как пароль. И по нему нас пропустят в возвращенный Рай. Этот пароль мы должны спрашивать у любого, кто захочет прорваться к нам в сердце — а у сердца наш ум должен стоять на посту, как часовой, чтобы никто не ограбил его.

Итак, этот священный Символ надо принять сердцем и хранить его до конца жизни своей. Понятно, что если нет проблем с памятью, необходимо выучить этот текст наизусть. Мы читаем его в церкви на церковно-славянском языке, который в России используется для богослужения. Поэтому и учить его надо на этом языке. Для облегчения понимания мы даем перевод на русский этого священного исповедания.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1. Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым (по-церковнославянски).
Верую в единого Бога Отца Вседержителя, Творца Неба и земли, видимого же всего и невидимого (по-русски).

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного, Который рожден от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одной сущности с Отцом, Которым все приведено в бытие.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воспринявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
И воскресшего в третий день согласно Писаниям.

6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
И возшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
И в Духа Святого, Господа, творящего жизнь, от Отца исходящего, совместно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
В единственную Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Провозглашаю вслух одно крещение для уничтожения грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,
Ожидаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущаго века. Аминь.
и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

(Продолжение следует)

http://orthodox.etel.ru/2005/45/krest.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru