Русская линия
Седмицa.Ru Сергей Путилов26.12.2005 

Анатомия джихада

На протяжении последних десятилетий мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм, и наиболее болезненной формой его проявления — терроризмом. По оценке государственного департамента США в мире ежегодно совершается от 320 до 660 террористических актов, ¾ из которых совершаются исламскими террористами. Количество преступлений с применением оружия на религиозной почве непрерывно растет. В последние годы планету захлестнула настоящая волна исламского «джихада».

После взрывов на острове Бали (2002г.) и в Джакарте (2004г.), унесших сотни человеческих жизней, мусульманские лидеры Индонезии первыми среди «правоверных» выступили с заявлением, в котором назвали исламских террористов «еретиками», а их человеконенавистническую идеологию «базирующейся на ложных толкованиях ислама». «Наша задача — распространять среди верующих подлинное мусульманское учение о том, что такое джихад, — заявил Дин Сьямсуддин, президент индонезийской исламской организации „Мухаммадия“, насчитывающей около 30 миллионов сторонников. — Мы не должны позволять распространять ложное толкование понятия джихада», — подчеркнул он.

В ответ на такие заявления наиболее ревностные противники ислама обычно говорят, что все это маскировка — в Коране, дескать, содержится немало аятов, оправдывающих убийство «неверных». Да и биография Мухаммада, по их словам, демонстрирует массу примеров, когда основатель ислама прибегал к оружию для утверждения своей веры. Действительно, нелюди, убивающие мирных жителей, берущие в заложники детей и со спокойной совестью отправляющие на смерть начиненных взрывчаткой подростков-камикадзе уверены, что они ведут «священную войну» во имя ислама. А значит — все средства хороши. Итак, кто же прав?

Хотя Коран и гласит: «Нет принуждения в религии» (сура 2:257), многие толкователи исходя из его контекста, настаивают, что этот стих не имеет никакого отношения к отказу от принуждения не мусульман к подчинению власти ислама. Другие учат, что этот «гуманный» стих был отменен и заменен последующими и более многочисленными стихами, звучащими как: «О пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним» (9:74); «И сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху» (8:40), «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и… не подчиняется религии истины… пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными [покуда они не будут полностью подчинены]» (9:29).

Но было бы несправедливо закрывать глаза и на слова Корана, приравнивающие убийство невинного человека к убийству всего человечества: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества» (5:32). А также другие аяты призывающие к мирному решению проблем с «неверными», особенно «людьми книги» — христианами и иудеями: «Если бы Господь не защищал одних другими (Если бы Господь не заложил как закон в сотворенном им мире противодействие злу), то были бы разрушены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где часто упоминается Имя Господа» 22:40). И в другом месте: «Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: „Воистину, христиане мы“. Это оттого, что есть среди них иереи и монахи, что не высокомерны они» (5: 82). А также: «В религии предписал вам (Всевышний) то, что заповедовал Он Ною, то, что внушили Мы (Мухаммаду) в откровении, то, что заповедовали Мы Аврааму, Моисею и Иисусу, сказав: «Соблюдайте религию и не разделяйтесь» (42:13).

Особенность Корана заключается в том, что при желании в нем можно найти как оправдание насилию, так и равное количество аргументов против такового. Все зависит от личности того — кто листает страницы священной для мусульман книги, и что он сам хочет в ней найти, то есть — найти оправдание собственной ненависти или достичь гармонии с Богом и своим ближним.

Все это целиком относится к такой важнейшей категории исламского вероучения, как «джихад». Благодаря террористам, прикрывающим свои злодеяния этим термином, а также невежественности западного человека во всем, что касается ислама, «джихад», а вместе с этим и весь мусульманский мир, стали чуть ли не синонимом вселенского зла. В действительности же, как может подтвердить любой мало-мальски грамотный исламский теолог, истинный джихад не имеет ничего общего с нынешней преступной деятельностью экстремистов.

Слово «джихад» переводится с арабского как «усилие», «старание». Усилие на пути к Аллаху. Мухаммад выделял две его основные категории: Великий Джихад, то есть — борьба со злом внутри себя, и Малый Джихад — борьба с внешним злом. Уже из названия видно, что именно первый, то есть личное самоусовершенствование, борьба со страстями является главным. В то время как второй — стремление исправить других или изменить внешний мир в соответствии с законами ислама выступает в качестве подчиненной задачи. И это не случайно, ведь в Сунне — сборнике высказываний основателя ислама, Мухаммад говорит: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». Под «малым» джихадом понималась война с неверными, а под «великим» — духовное самосовершенствование.

Когда в VII веке начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Тогда для язычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. «Людям Писания» (иудеям и христианам) предлагался иной выбор: принятие ислама, выплата постоянного налога (джизьи) или война. С точки зрения исламского богословия XX века джихад — это больше борьба с собственными несовершенствами (Великий джихад). И это имеет полное обоснование как в Коране, так и в Сунне — сборнике высказываний основателя ислама, Мухаммада. С тех пор количество видов джихада увеличилось, но в целом современные мусульманские теологии выделяют три основных вида джихада.

Первый и самый высокий вид джихада — Джихаде Акбер или Великий джихад — проповедование слова Аллаха. В суре 25 аят 53 Корана Аллах отдал приказ мусульманам рассеять неверие с помощью Корана, получить каждому человеку образование, будь то религиозное, светское или научное.

Второй вид джихада — стремиться победить самого себя. Человек слаб, и легко вводим в заблуждение сатаной. Борьба с собственными страстями — это и есть джихад. Коран говорит: «Посему, бойтесь Аллаха, как только вы можете и внемлите, и повинуйтесь, и жертвуйте во имя Его; так лучше будет для вас самих. И те, которые охраняемы от собственной своей алчности — они преуспеют» (Аль-Тагабун, стих 17). Одна из главнейших обязанностей мусульман в рамках этого джихада — дать милостыню нуждающемуся. В целом же он должен длиться до тех пор, пока человек не достигнет полного мира в себе и с окружающими.

Третий и последний вид джихада — Джихадe Асгер или Малый Джихад — самооборона от неприятеля. Именно на него чаще всего ссылаются террористы в обоснование своих злодеяний. Забывая при этом, что этот вид джихада оговорен в Коране рядом строгих правил и нарушение их является тягчайшим преступлением. Действительно, читаем в Коране: «Позволение сражаться дано тем, которые подвергаются нападению, ибо они были обижены — и точно, Аллах имеет власть помочь им. Тем, которые были беззаконно изгнаны из домов своих потому только, что сказали: «Владыка наш есть Аллах». В то же время, читаем дальше, это не означает ведения религиозной войны с христианами и иудеями, что как мы видели выше, происходит в целом ряде исламских стран. «И если бы Аллах не отражал одних людей посредством других, истинно были бы разрушены монастыри и церкви, синагоги и мечети, в которых многократно поминается имя Аллаха. Истинно, Аллах силен и могуч. Истинно, Аллах поможет тому, кто помогает Ему. Тем, которые, когда утвердятся на земле, будут соблюдать молитву и платить закят (милостыню), и призывать к добру, и возбранять зло. И конец всех дел пребывает в руке Аллаха» (40:42). Агрессия против мирного населения или страны — это не джихад, как утверждает Коран. Убивать женщин и детей — это не джихад. Воины неприятеля могут быть пленены, но похищение мирного населения — не джихад. Преднамеренное разрушение собственности, включая святые места любой религии, — это не джихад. Противостояние в личной вражде — тоже не джихад. Каждое из этих правил ведения джихада попирается экстремистами.

Мухаммад в разные периоды жизни во исполнение джихада рекомендовал не искать конфликта даже с язычниками (не говоря уже о христианах и иудеях), а когда есть возможность, стараться склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием», а также утверждал, что «нет принуждения в вере» (2:257). В рамках Великого Джихада (Джихаде Акбер), то есть основного, позже появились такие понятия как «джихад сердца», подразумевавший борьбу прежде всего с собственными несовершенствами верующего; «джихад языка» — когда верующий одобрительно говорит о богоугодном и при каждом удобном случае порицает то, что не является исполнением воли Аллаха.

Что касается Малого Джихада (Джихаде Асгер), составной частью которого является «джихад меча», под которым понималась уже прямая вооруженная борьба с неверными и сулившая участникам райское блаженство, то его также называют «газават» (мн.ч. от газва — «набег») или «фатх» — завоевание, победа. В такой войне строго запрещалось убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания. Это строго оговорено в Коране: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества» (5:32). Запрещается также уничтожать храмы и святые места «людей Писания» христиан и иудеев. Поэтому ни у одного мусульманина, почитающего Коран, нет и тени сомнений в истинности слов исламских руководителей обличающих подобно президенту объединения мусульман Индонезии Дин Сьямсуддину кровавые преступления экстремистов и называющих их «еретиками».

Исламский экстремизм многолик. Россиянам в наибольшей степени приходилось сталкиваться с таким проявлением исламского экстремизма, как «ваххабизм». Явление это не местного происхождения, а экспортированное в нашу страну. Напомним, что ваххабизм — это особое религиозное течение внутри суннизма, не являющееся отдельной конфессией. Свое название ваххабиты взяли по имени духовного лидера XVIII века Ваххаба который боролся с английским колониализмом под лозунгами джихада и «чистоты веры». То есть не только национального освобождения арабов, но очищения суннитского ислама от «наслоений», таких, например, как — восточного обычая оплакивать умерших, поскольку смерть это-де праздник для мусульманина, наконец-то отправившегося к Аллаху на небеса, почитания святых и паломничества в святые места, кроме Мекки и Медины, и др. В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии. Ваххабиты имеются также в арабских эмиратах Персидского залива и ряде государств Азии и Африки.

В 90-х гг. «ваххабитами» стали называть себя чеченские террористы. Что у них из этого получилось, в одном из своих последних интервью выразительно сказал муфтий Дагестана С.М. Абубакаров, убитый вследствие террористического акта 21 августа 1998 года: «В том виде, в каком ваххабизм предстаёт ныне на Северном Кавказе, он мало имеет общего с религией. Это псевдоислам, он лишь носит исламскую маску, это идеологическое и политическое течение с экстремистским уклоном». Нетрудно заметить, что муфтий практически слово в слово повторяет заявление руководителя мусульман Индонезии, находящейся за тысячи километров от Дагестана, о террористах, как мусульманских «еретиках». И это неудивительно, ведь и в Индонезии, и на Кавказе, и в Лондоне, и в Нью-Йорке добро всегда остается добром, а зло — злом. Индикатором здесь может служить хотя бы отношение к допустимости для мусульман самоубийственных акций шахидов-камикадзе, на которые сейчас приходится практически каждый второй совершаемый исламистами теракт. Только нравственно тяжело больной человек может одобрять подобные злодеяния. Тем более, что их исполнители и организаторы согласно как Корану, так и Библии после смерти могут рассчитывать попасть лишь в одно место — ад.

В немецком журнале «Штерн» однажды был опубликован рассказ иранского офицера Али Мохаммеда о некоторых эпизодах войны Ирана с Ираком в 1980—1988 гг. «За три месяца службы, — говорит военный, — я отправил на фронт четыре тысячи детей и подростков. Самому младшему было шесть лет, а большинству — от 12 до 16 лет. День в казарме начинался очень рано с молитв. Затем в течение часа пели песни и декламировали лозунги, выдержки из Корана… Я видел, как солдаты вешали на шею каждому из подростков пластмассовый ключ. С его помощью, обещали ему, ты после смерти можешь открыть ворота в рай. Затем детей ставили в шеренги и пускали на заминированную территорию. Так они прокладывали путь регулярным войскам. С таких заданий никто из детей не возвращался». Далее журналист из журнала «Штерн» пишет: «Али Мохаммед замолкает. Комок подкатывает к его горлу. Он не в силах больше говорить…»

Как показывают многочисленные примеры использования в Чечне, Палестине, Ираке детей и подростков в качестве шахидов-камикадзе, подобные угрызения совести мучают далеко не всех. Подготовка ведется в специальных лагерях. По данным госдепа США, только в Ливане таких насчитывается 23. Около 10 «объектов» имеется на территории Палестинской автономии, где «шахидами» часто становятся даже дети. В последнее время появились сообщения, что такие же «фабрики самоубийц» создаются и на территории стран СНГ. Что касается Чечни, то здесь подготовка смертников (почти конвейерная) осуществляется в так называемом «диверсионном батальоне шахидов» Шамиля Басаева под названием «Риядус Салихин».

«Шахид» в переводе с арабского означает «свидетель» приверженности исламу, джихаду. «Исламский энциклопедический словарь» определяет «шахида» как человека, «пожертвовавшего собой за веру, погибшего мученической смертью. Шахид утверждает свою веру смертью в войне против неверных, ему гарантирован рай». То есть, шахид, согласно исламу, — это человек, погибший за свою веру в ходе джихада. Именно в ходе джихада и за веру, а не за какие-либо политические, экономические и другие мирские выгоды. Следует также обратить внимание на то, что одновременно ислам запрещает самоубийство, чем и кем бы оно ни оправдывалось. «Тот, кто намеренно убьет себя, будет наказан вечным пребыванием в аду», — гласит один из хадисов Сунны. То есть, самоубийство для мусульманина это смертный грех. Исламисты разрешают это противоречие утверждая, что шахид — не самоубийца, а мученик за веру, погибший в ходе «священной войны» — джихада.

Являются ли джихадом такие примеры использования шахидов, как жестокий захват школы в Беслане, кинотеатра на Дубровке в Москве, взрывы автобусов в Лондоне, отелей в Египте и Иордании, пассажирских самолетов и другие многочисленные теракты, повлекшие гибель мирных жителей, в том числе детей? Коран высказывается на эту тему вполне конкретно: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества» (5:32). Согласно правилам Шариата и Корану, убийство мирного населения не имеет никакого отношения к «священной войне». Так, по мусульманскому вероучению, военный джихад («джихад меча») возникает только в случае вооруженной угрозы исламу — за пределами мусульманского государства или на территории такового. При этом, в ходе военных действий запрещается убивать женщин, детей, стариков, безоружных, крестьян, религиозных деятелей. Таким образом, шахиды повинные в смерти мирных жителей, совершают двойной грех. Во-первых, они убивают невинных. Во вторых — совершают смертный грех самоубийства, поскольку устраиваемые ими бойни не являются джихадом. Соответственно не наступил и случай жертвенной смерти «во имя веры». То есть речь идет о банальном самоубийстве со всеми вытекающими отсюда последствиями — вечными муками такого «шахида» в пламени джяханна (ада).

Так что же, джихад вовсе не имеет права на существование? Отнюдь, джихад согласно Корану и Сунне, как мы убедились, — это необязательно вооруженное действие. Если же таковое имеет место, то лишь в рамках строго определенных правил, практически совпадающих с международными декларациями о ведении войн. Слово «джихад», означает, прежде всего «священное усилие». Так что в высшем своем проявлении, это борьба с собственной греховной природой — страстями, невежеством. Он может быть и при строительстве дома в тяжелых условиях, и при написании богословского трактата на сложную тему. В Сунне приводится наглядный пример «джихаде акбер», или «великого джихада», поданный самим Мухаммадом. Однажды к основателю ислама пришел мужчина и просил его разрешения, чтобы отправиться на священную войну. Тот спросил его: «Жив ли кто-либо из твоих родителей?». Мужчина ответил: «Они оба живы». Мухаммад сказал: «Ты ищешь вознаграждение от Аллаха?». Тот ответил: «Да». Тогда Мухаммад повелел: «Возвращайся к твоим родителям и хорошо относись к ним».

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=29 266&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика