Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург23.12.2005 

23 декабря — память мучеников Мины, Ермогена и Евграфа

Ныне память святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа. Мина, образованный и красноречивый афинянин, исповедовавший тайно веру Христову, быв послан в качестве воеводы императором Максимином в Александрию для укрощения смут, возникших между христианами и язычниками, успел примирить и успокоить враждующих, но вместе с тем воспользовался этим случаем, чтобы открыто проповедовать истину христианской веры.

Узнав об этом, Максимин отправил в Александрию епарха Ермогена для суда над бывшим своим приближенным, воеводой Миною, и с строжайшим приказом очистить город от христиан.

Ермоген, также афинянин и, хотя язычник, но одаренный высокою душою, которой свойственны были христианские чувства и понятия, начав производить суд над Миною, был так поражен его ответами и терпением, с которым Мина переносил истязания, которым он по обязанности своей подвергнул его, что сам уразумел истину и достоинство христианской веры, просветился окончательно от мученика Мины и, приняв от него крещение вместе со множеством народа, был поставлен епископом Александрийским.

Тогда Максимин сам прибыл в Александрию (ок. 311 г.) и, несмотря на поразительные чудотворе-ния, проявленные во время жестоких истязаний, которым были подвергнуты Мина и Ермоген, не уразумел истины, не смягчился в своей ожесточенности, и даже собственными руками умертвил уверовавшего при этих чудесах в Бога христианского одного язычника, именем Евграфа, который во всеуслышание стал славить имя Господа, творящего чудеса. Святые же мученики Мина и Ермоген были усечены мечом.

Мощи этих святых мучеников были впоследствии перенесены в Константинополь.

Два урока преподает нам святой мученик Мина, ныне вместе с другими святыми мучениками воспоминаемый Церковью для нашей духовной пользы.

Первый — тот, что христиане, по примеру святого мученика Мины, должны примирять враждующих и прекращать ссоры. Святитель Иоанн Златоуст с великою силою убедительности и красноречия так говорит об этой добродетели. «Когда видим, что другие ссорятся и дерутся между собою, то спокойно стоим, забавляемся бесстыдством других и окружаем это диавольское зрелище, которого может ли что быть бесчеловечнее? — Видим, что бранятся, дерутся, раздирают друг у друга одежду, обезображивают лица, и спокойно продолжаем стоять? — Ужели тот, кто дерется, медведь? Ужели зверь? Ужели змий? Это человек, всегдашний сообщник твой; он — брат тебе, он член твой! Итак, не смотри, но прекращай ссоры; не забавляйся, но укрощай; не побуждай других к такому бесстыдству, но разнимай и усмиряй дерущихся; потому что радоваться таким случаям свойственно только людям бесстыдным, непотребным и безумным. Ты смотришь на человека, бесстыдно поступающего, и не замечаешь, что и сам то же делаешь? И ты не вступаешься, чтобы разорять сборище диавольское и прекратить злобу человеческую!»

Предвидя, что некоторые христиане по поводу этого совета примирять враждующих скажут, что они могут подвергнуться оскорблениям и побоям, святитель продолжает: «Ты не примешь их; а если и примешь, то это будет тебе вместо мученичества, потому что за Бога претерпишь это. Если же не хочешь принять побоев, то подумай: Сам Господь восхотел претерпеть за тебя крест. Как обижающий, так и обижаемый, от сильного гнева, ими преобладающего, подобны пьяным и потерявшим рассудок; потому имеют нужду в человеке здравомыслящем, который бы им помог — первому, чтобы перестал обижать, а второму, чтобы избавился от побоев…

Итак пойди, прекрати зло, спустись в это бурное море и исхити утопающих и, разрушив зрелище диавольское, уговаривай каждого порознь, погаси пламень и укроти волны. Если пожар и распространится, огонь усилится, не бойся, ибо многие тебе подадут руку помощи, только начни, и прежде всех поможет Бог мира.

Второе наставление, получаемое от жизни святого мученика Мины, то, что христианин должен с великим терпением и без всякого ропота сносить постигающие его бедствия и даже страдания, как делал это святой мученик Мина и все другие святые мученики.

Исполняя это, мы не должны желать себе воздаяния благами настоящими; ибо за подвиг терпения надобно ожидать благ будущей жизни, так, чтобы награда за наш подвиг началась тогда, когда уже весь подвиг решительно кончится. Поэтому и чрез псалмопевца говорится: не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9, 19). Ибо терпение убогих кажется как бы погибшим, когда за него ничем не воздается в этой жизни. Но терпение убогих не погибнет до конца, потому что слава за него получается тогда, когда вместе кончается все трудное.

Итак, братия, храните терпение в душе и выра-жайте его на деле, когда требуют обстоятельства. Никакие поносительные слова да не подвигнут никого из вас к ненависти ближнего; никакие убытки в преходящих вещах да не смущают. Итак, терпите врагов ваших, но любите, как братьев, тех, от которых вы терпите. За временные обиды ищите вечных наград. Впрочем никто из нас не должен иметь са-монадеянности, будто он может исполнить это своими силами, но усердно молитесь, чтоб это совершил в вас Сам Тот, Кто заповедует. И мы знаем, что Он охотно выслушивает молящихся, когда они молятся о даровании того, что Он заповедует».

Молитвами святого мученика Мины да дарует нам Господь спасительное терпение в перенесении бедствий и святое дерзновение примирять враждующих. Аминь.

http://orthodox.etel.ru/2004/47/k_23mina.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика