Нескучный сад | Алексей Реутский, Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских) | 23.12.2005 |
В этом году на Сахалине побывали миссионеры Русской Православной Церкви во главе с иереем Александром ДОКОЛИНЫМ
СПРАВКА
В 1853 году начальник Амурской экспедиции Геннадий Невельской основал на берегу сахалинского залива Анива первый русский военный пост Муравьевский и крестил четырех местных жителей (гиляков).
.
Начальник поста майор Н. Буссе описывал cобытия 21 сентября 1853 г. так: «Матросы построились в две шеренги и я поднял флаг. Скомандовал: шапки долой! Невельский приказал спеть молитву. Команда запела „Отче наш“, а затем спели „Боже царя храни“, раздалось трехкратное „Ура!“, откликнувшееся на корабле, и Сахалин сделался русским владением. Собравшиеся японцы и айны с удивлением смотрели на нас».
В 1861 году священник Николай Касаткин (свт. Николай Японский) освятил первую сахалинскую часовню. Постоянный священник на острове появился лишь в 1870 году (иерей Симеон Казанский, неутомимый миссионер и проповедник, по инициативе которого на острове была открыта первая школа). К началу 1905 года на Сахалине насчитывалось 12 церквей и 6 часовен.
Закрытая зона
Теплый морской воздух, с двух сторон — укрытые зеленью высокие сопки. В бархатный сезон столица островаСахалин — школа для миссионеров, потому что начинать говорить о Христе и Церкви здесь приходится с самых азов. Последний православный храм на острове был уничтожен в 1930 году. До начала 90-х годов, чтобы исповедаться или причаститься, верующие отправлялись на материк. В последнее десятилетие прошлого века Сахалин и Курилы были фактически вычеркнуты из православной жизни страны по экономическим причинам. У многих жителей острова нет правильного представления о христианстве, чем и пользуются секты.
На улице Победы в Южно-Сахалинске уже построены костел и молельный дом иеговистов. Не избалованные вниманием православных соотечественников с материка, сахалинцы не считают их чужаками. «Спокойные, интеллигентные люди», — сказала о иеговистах корреспонденту «НС» одна горожанка.
Тактика секты
Группа православных миссионеров из Москвы состояла из 12 человек: отец Александр Доколин, настоятель храмов Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Алексия, митр. Московского, при ЦКБ МП, певчие, повар, медик широкого профиля, педагоги воскресной школы. За 17 дней миссионеры посетили более десяти населенных пунктов в разных точках острова. Навещали воинские части, места заключения, больницы, детские дома. Иногда к москвичам присоединялся иерей Виктор Горбач, руководитель миссионерского отдела Сахалинской епархии. Священники причащали, исповедовали, крестили. На встречах-беседах, организованных миссионерами, народ был разного возраста, в том числе и молодежь, но, конечно, преимущественно женщины. В каждом городе или поселке специально приглашали на встречи официальных руководителей имеющихся сект, но они, как правило, не приходили «Но чувствовалось, что в зале есть и сектанты, — говорит о. Александр. — Например, баптистов можно было узнать по вопросам о праве человека на крещение в сознательном возрасте.».Директор строительного училища в городе Александровске-Сахалинском (первоначально — Александровск, в честь императора Александра II Освободителя. «Столица» сахалинской каторги) просила помочь ей с антисектантской литературой. Ее училище объединяют с поварским, среди преподавателей которого есть иеговисты, и она не знает, как им противостоять. Вместе с тем, по словам директора городского музея, во многих населенных пунктах иеговисты уже отторгаются людьми, просто надоели.
Тем не менее сектанты очень активны. В том же Александровске-Сахалинском они усиленно работают с молодежью из многопрофильного училища, готовящего педагогов, медиков и т. д. Привлекают ребят бесплатным изучением английского языка, раздачей учебной литературы. Помогают и по хозяйству- правда, преимущественно руководящей элите секты, а не рядовым членам. Поэтому среди рядового состава постоянная текучка. Об этом миссионерам рассказал бывший баптист.
Впечатляет, как быстро сектанты строят свои молельные дома. В сахалинском городе Поронайске корейские пресвитериане (по информации Центра св. Иринея Лионского, это обычные пятидесятники, которые сменили название, чтобы привлечь в секту корейское население острова) добились выделения участка земли под храм. Приехал корейский представитель, изучил ситуацию — и сразу были выделены деньги. Сваи вбили, кирпичи завозят, стены возводятся. За один сезон дом площадью 200−300 кв. метров будет готов.
Иеромонах Филарет (Пряшников), настоятель Крестовоздвиженского прихода города Томари, рассказал, что пресвитериане делают так: привел ты к ним нового человека — тебе дают за него бутылку масла и батон хлеба (для пожилых людей это очень существенно). Пришел на службу ребенок — ему жетончик. Набрал пять жетончиков — получи шоколадку.
Образовательные учреждения сейчас бьют в набат. Директора вечерних школ, например, говорили, что «как только приходят сектанты — мы их тут же за порог, а православным рады». «Если найдутся православные преподаватели, — считает о. Александр, — то можно будет в школах организовать курсы духовных дисциплин. Но для этого нужно людей обучить и дать им материалы, по которым вести занятия».
В городе Смирных, названном в честь советского офицера Леонида Смирных, геройски погибшего в боевой операции по освобождению Сахалина в 1945 г., москвичи познакомились с протоиереем Василием Мацковским. Он первым из священников приехал на Сахалин в 1989 году, когда власть это разрешила. Батюшка окормляет колонию и строит там часовню. В первые годы ему приходилось крестить людей сотнями.
Напимер, в поселке Тымовское, куда съезжались креститься из окрестных населенных пунктов (Село Тымовское — бывшее Дербенское. Названо в честь начальника Тымовской тюрьмы Антона Дербина, убитого арестантом. По одним данным, Дербин был очень жестоким, по другим — справедливым и заботящимся об арестантах. Наследники Дербина пожертвовали оставшееся от него имущество на строительство церкви) он каждый раз крестил по 150 человек. Но теперь более актуальным является православное просвещение уже крещеных. «Некоторые прихожане местных храмов не знают даже, как правильно подходить ко Святой Чаше. Причастившись, почему-то пятились от нее к запивке», — говорит о. Александр.
Залив Терпения
Общее ощущение от Сахалина — люди там брошенные, они духовно стонут. Так, после службы в храме в честь свв. Бориса и Глеба в поселке Вахрушев, что находится возле бухточки с характерным названием залив Терпения (бухтой Терпения назвал этот залив русский исследователь северной части Тихого океана Матрын Шпанберг, который вместе со своей командой в 1739 году перенес в этом заливе много лишений), прихожане настойчиво просили миссионеров передать владыке просьбу о постоянном пастыре. К ним регулярно приезжает батюшка из Поронайска, но местные жители хотят, чтобы священник у них жил все время. В самом Поронайске (известном в 70-е годы всей стране рыболовецким колхозом-рекордсменом «Дружба») есть постоянно служащий священник. Но миссионерам некоторые местные жители говорили, что ходят к пресвитерианам, потому что у них интересней. Там они и псалмы попоют, и о Боге поговорят, и о помощи друг другу. «Пространства на острове просто огромные. В общей сложности мы проехали полторы тысячи километров. — рассказывает о. Александр. — 43 священника на весь Сахалин — это капля в море. Они просто физически не в состоянии охватить такую территорию. И огромный плюс, что мы туда приехали и их поддержали. В некоторых приходах местные молодые батюшки не знали, как в больнице организовать исповедь и причастие больных. Там нет такой преемственности, как в Центральной России: прихожанин, алтарник, дьякон, потом священник. Батюшку рукоположили, он послужил немного в Южно-Сахалинске, и его направляют на приход, где ему приходится самостоятельно решать многочисленные задачи. Чаще всего он предоставлен сам себе, а ему не хватает „профессиональных“ знаний». Местный иеромонах Филарет говорит: «Нас рукоположили, а как священником быть, не научили. Иногда человек обращается с проблемой, и не знаешь, что ему ответить».Край русской земли
У многих людей слово «Сахалин» ассоциируется со словом «каторга», но русское правительство закрыло ее еще в 1906 году. В советское время остров был целиком включен в экономику страны, и его жители воспитаны не Сахалином. Они приехали из Воронежа, Тамбова, Орла, с Урала, из Сибири и т. д. Они-то и являются носителями православной культуры. Но многие возвращаются на материк. Например, в городе Мгачи (очень красивое место на берегу Татарского пролива), когда закрыли две шахты, из восьми тысяч человек осталось две. В городе Чехов, по словам владыки Даниила, жило двенадцать тысяч, а осталось четыре. Представьте себе, посреди городка стоят многоквартирные дома с выбитыми рамами и дверями, как будто война прошла.На восточном побережье острова, со стороны Охотского моря, американцы на основании совместных российского, американского, японского и индийского проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» добывают нефть, газ и гонят с севера на юг в город Корсаков. Там ими построен завод по сжижению газа и строится терминал. Оттуда баржами это все забирается и увозится в другие страны. По договору часть работников на нефтедобыче в городе Охе — русские специалисты. Они работают по найму — 40 дней безвылазно на шельфе, потом пять дней выходных, потом опять 40 дней. У них четко: начало рабочего дня, обед, конец рабочего дня. Не курить, не пить, обязательно в каске работать. Все это соблюдается, зарплату платят вовремя. Но деньги небольшие. За это же время на шахте в Мгачи получали бы те же деньги. Но в Мгачи целенаправленно закрыли шахту. Как рассказывали местные жители, рабочие вечером ушли с работы из шахты, а утром приходят — шахта закрыта. Живи, как хочешь.
Миссионеры с игуменом Виталием, настоятелем Покровского мужского монастыря (единственного пока на острове, где подвизаются восемь монахов), совершили восхождение на сопку Юнона вблизи Корсакова и у стоящего там поклонного креста отслужили молебен.
Священник-электрик
До приезда миссионеров местная власть не везде с должным вниманием относилась к духовенству и Православию. В одном из поселков в храме в прошлом году отключили отопление за неуплату коммунальных услуг. Весной служить приходилось в холодном храме. Внимание губернатора области к этой миссионерской поездке позволило решить проблемы с транспортом и обратить внимание местных властей на нужды православных приходов. «Власть нас заметила», — признался настоятель иеромонах Филарет. «В Александровске-Сахалинском мы с местным батюшкой отпевали дома маму мэра города. Совместная молитва священников, пение хора миссионеров были восприняты родственниками как человеческое участие в их горе, а значит, откроется сердце у главы администрации и к нуждам прихода», — прибавляет о. Александр.По словам Светланы из миссионерской группы, самое яркое впечатление от Сахалина — это встречи с местными священниками. Они очень благочестивые и ревностные, но подвигом свои труды не считают. Большинство православных церквей здесь располагаются в перестроенных помещениях — водокачки, детского сада, почты, сберкассы, магазина или жилого дома. Специально построенных храмов только 12. Приходы живут крайне бедно, батюшки помимо служения вынуждены заниматься бытовыми вопросами. Нередко священники осваивают и рабочие специальности. Например, у иеромонаха Филарета даже удостоверение есть, в котором написано: «священник-электрик».
При необходимости за Православие батюшки встают стеной. Как это было в Томари, где иеговисты захотели построить свой молельный дом. Священники сумели организовать акции протеста, подключили общественность, разослали по всем трудовым коллективам обращения — кто такие свидетели Иеговы, развесили по всему городу плакаты и объявления. Иеговисты даже грозились подать в суд «за клевету». Но, по милости Божией, все обошлось. Иеговисты получили от ворот поворот.
«Оптимизм сахалинских священников, их упорство и мужество — пример для нас, как надо служить Христу», — говорит о. Александр.
Алексей РЕУТСКИЙ
Москва-Сахалин
Сахалин просит о помощи
Сахалин и Курилы — край российской земли, где и до революции было очень мало православных храмов, а к 1930 году не сохранилось ни одного. Вновь православный священник появился на острове лишь в 1989 году. До сих пор «островная» епархия остро нуждается в помощи материка. Мы попросили владыку ДАНИИЛА, епископа Южно-Сахалинского и Курильского, рассказать, в какой именно.— Владыка, какова духовная ситуация в регионе?
— Если повсеместно в России люди радуются, когда строятся православные храмы, то здесь можно натолкнуться не просто на равнодушие, но и на протесты. В частности, морские пограничники неоднократно просили меня построить на Шикотане (ближайший остров к Японии) православный храм. Я обратился за помощью к властям, чиновники выразили недоумение: владыка, у вас странные фантазии, вы не найдете на это денег! Когда началась подготовка к строительству, среди жителей стали распространяться слухи о том, что строительство ведется на средства областного бюджета за счет социальных программ. Люди заволновались. Мы стали встречаться с населением и объяснять, для чего нужен храм, рассказали, что строительство ведется на средства благотворителей. Сегодня храм на Шикотане — украшение острова. Рядом с ним проходят торжественные мероприятия, на его фоне фотографируются молодожены. Но главное, во время службы он всегда полон.
И все-таки подавляющее число жителей Сахалина находится на уровне духовного детства. И требуются колоссальные усилия и просто время, чтобы произошла перемена в сознании.
Наверное, в таком положении дел нет ничего странного, ведь до последнего времени регион оказывался в стороне от всех общероссийских религиозных событий. Меня наши сахалинские студенты спрашивают: «Владыка, может быть, Православие — это самая отсталая религия, удел священнослужителей и каких-то бабушек? К нам с лекциями приезжают очень умные, успешные в мирской жизни люди. Но они, как правило, — атеисты или других вероисповеданий».
К счастью, ситуация начинает меняться. В прошлом году у нас побывали мощи святой мученицы Елисаветы и инокини Варвары, в этом — мощи святого Георгия Победоносца. Дважды в год к нам приезжают диакон Андрей Кураев и историк Владимир Махнач. Мы открыли у себя филиал ПСТГУ, и к нам ежемесячно прибывают из Москвы преподаватели. Но этого все равно недостаточно.
Сегодня в Сахалинской области 43 православных прихода, что составляет 35 процентов от 125 официально зарегистрированных религиозных объединений.
Сектанты активно используют оторванность населения от своих духовных корней и тяжелую социально-экономическую ситуацию (постоянный рост цен буквально на все). В прошлом году на острове побывало более 160 проповедников различных сект. Иностранные «проповедники» имеют хорошее финансирование — по различным данным, от 600 до 800 тысяч долларов в год выделяется из-за рубежа на каждую конфессию.
Наши силы не равны. Мои батюшки окормляют не только свои, но и близлежащие приходы, работают в воинских частях, в МВД, с системой ГУИН. Кроме того, епархия испытывает острую нехватку активных образованных мирян. Есть прихожане с высшим образованием, но им еще надо учиться миссионерской работе.
Поэтому две миссионерские группы, посетившие наш регион в рамках православного фестиваля, приезд большой делегации из Москвы, в которой были православные политики, ученые и общественные деятели, православные ветераны, освобождавшие Сахалин от японцев, оказали нам неоценимую помощь. Это можно сравнить с медицинским вмешательством, когда к больному органу прочищают сосуды, чтобы был приток свежей крови. Но, повторяю, этого мало.
— Какая конкретно помощь вам необходима?
— Первое, в чем мы нуждается, — в помощи катехизаторов и миссионеров. Если кто-то пожелает приехать, будем очень рады. У нас в епархии действует Миссионерский отдел, который координирует эту работу.
Вторая необходимая вещь — укрепление приходов. Помощь в обеспечении качественной православной литературой — в первую очередь для новоначальных, учебными пособиями для библиотеки Сахалинского филиала ПСТГУ, популярной антисектантской литературой и классикой.
Нужны аудио- и видеокассеты с фильмами о Православии, о православной жизни России, о монастырях, святынях, жизни православных людей. Лекции Дворкина, Осипова, Кураева, Антония Сурожского и других. Книги Паисия Святогорца — нашего современника, Аввы Дорофея и других отцов, которые и спустя много веков воспринимаются как современники. Все это очень поможет в укреплении Православия на наших дальневосточных островах.