Пресс-служба Псковской епархии | Священник Илия Бурдин, Священник Димитрий Ульянов | 23.12.2005 |
Встретились мы поутру сначала с настоятелем церкви святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии священником Димитрием Ульяновым.
Батюшка показал свой храм, рассказал о приходе, потом мы прошли в дом священника, который еще достраивается — в семье двое маленьких детей, ожидают третьего. Старшему сыну Ивану — семь, младшему Федору — два с небольшим. Матушка Ольга на все руки мастерица: и детей рожать, и кроватки детские расписать, и облачение для батюшки шьет, и дом на ее плечах. Дом очень уютный, кроватки детские расписаны матушкой веселым растительным орнаментом, а сама матушка, изящная с ласковым взглядом и яркими глазами уже ставила нам чашки с травяным чаем и мед на стол.
Отец Димитрий рассказал, что родился он в 1971 году, родом из Ставропольского края. Мама была человеком православным воцерковленным, и жизнь положила за веру Православную — умерла от сердечного приступа — борьба с местными сектами в Волгодонске не прошла даром. Духовного образования отец Димитрий не получил, но с юности пошел в Оптину пустынь, и с 1991 года по 1996 проходил различные послушания вне штата. Сейчас в монастыре старший брат священника, а папа отца Димитрия пономарит в церкви, где его сын служит.
Так как, батюшка, дошли до своей церкви?
Я сам жил по различным приходам, искал и себя, и свое место в церкви, и когда я приехал к отцу Николаю Гурьянову на Залит, он меня благословил оставаться на Псковщине. А начинал я у отца Павла (Кравец) в деревне Белой, и мы там вместе с матушкой трудились, а потом меня рукоположил Владыка в 1997 году и сразу отправил в Струги. Это был канун Пасхи. Когда мы сюда пришли с матушкой, взяли образцы древнерусской росписи, а матушка у нас иконописец, и расписала подсвечники. На подворье Коневского монастыря мы увидели как — то иконостас трапецевидный, а алтарь в нашем храме небольшой, и мы сделали тоже трапецевидный иконостас, у нас он не фанерный, а набран из дерева и расписан.
В Стругах много дачников — петербуржцев, им нравится наш храм, и они здесь любят молиться. Недавно мы обрели икону святителя Митрофана Воронежского у одной бабушки; есть интересная икона «Скоропослушница», дореволюционная, она была заказана на Афоне, живописная, прозрачного письма. Когда церкви рушили, верующие спасали иконы, как могли, пряча у себя дома. Наша местночтимая икона — «Неупиваемая чаша», ее писала матушка Ольга в виде триптиха: в центре икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», а по сторонам Преподобный Моисей Мурин и мученик Вонифатий.
Обновилась у нас в храме несколько лет назад, как раз под праздник, икона Божией Матери Казанская: она была покрыта темной олифой, олифа сошла и на глазах у прихожан икона обновилась.
Наш храм назывался раньше Успенским, но потом в Стругах вернули верующим старый храм Успения Богородицы, и Владыка переименовал наш в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Это единственный храм в Епархии, который носит имя этих святых мучениц. Храм срублен в конце восьмидесятых годов XX столетия.
Приход небольшой, отец Димитрий?
Я как — то посчитал, что приходят в храм один раз в два три месяца человек триста. А постоянно молятся за Воскресной службой от 30 до 50 человек. В субботу у нас обычно молебны заказные, о недужных молимся. Молебны у нас любят с акафистом, ну, а если говорить о причастниках, то мы руководствуемся заветом отца Иоанна Крестьянкина, который говорил, что хорошо причащаться раз в две недели. И наши прихожане причащаются или раз в две недели, или в два месяца один раз. И причастников за службу у нас бывает много: от 15 до 25 человек. У нас есть дети на Богослужениях, но нет молодежи, к сожалению. Приход такой у нас семейный, мы и общаемся по — семейному. Прихожане за храмом хорошо ухаживают, недавно сделали ремонт с их помощью, трудятся во Славу Божию.
Пожилые люди в основном?
Пожилые ныне уходят, их очень мало осталось, а приходит средний возраст, 40−45 лет.
Крестите?
Часто. И венчаем, но гораздо реже, правда, я не жалею, потому что уже два раза подавал Владыке прошение о разводе. К венчанию надо очень взвешенно относиться, и многие не понимают серьезности и значения этого таинства.
Какие отношения у Вас с миром, с газетами?
У нас хорошие отношения с местным редактором. Когда я пришел, он статью сразу опубликовал о приходе, берет периодически у меня расширенные интервью, к каждому празднику я пишу отдельную статью по случаю события. Неплохие у нас отношения с военными.
Я был настоятелем часовни св. Александра Невского во Владимирском лагере. Есть отношения и со школой, мы проводили занятия в классах по теме История православной культуры, без прямой катехизации. Занимались изучением Житий Святых с 5 по 11 классы. В настоящий момент мы вышли на другой уровень взаимоотношений со школой, и я уже в пятом классе вел занятия в течение года, мы с детьми съездили в Творожковский монастырь, а на первое сентября служили молебен с классом. С другими учащимися мы встречаемся, когда приглашают. Были у нас серьезные беседы с выпускниками.
Почему, отец Димитрий, Вашим жизненным выбором стала Церковь?
В отрочестве появилась огромная духовная жажда: я в Пицунде однажды попал в старинную церковь и увидел над собой Пантократора, роспись в куполе, испытал сильнейшее потрясение, а потом все собирал по крупицам, что могло относиться к Православию. Бывая у бабушки, проходил в церкви клиросное послушание, был просфорником, даже за коровками просто ходил на приходах. Так — шаг за шагом.
Вы можете как — то оценить духовное состояния своих прихожан, людей, которых Вы видите вокруг и вне церкви?
Думаю, страшной деградации не произошло в человеке. Но, помните, как сказал Господь Апостолу Петру: «сатана просил, чтобы Я дал ему сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы твоя вера не оскудела». Самая большая сейчас забота, что нас сеют сейчас, как пшеницу. Много забот, попечений, страха будущего, людей настолько закрутили, что мысли эти стали основными: у кого стяжание, у кого обеспечение. И когда человек выпадает в это решето смерти, в эту дырочку, он даже опомниться не успевает и ничего осознать. Так вот плотность этой суеты, страхов, многозаботливости, я думаю, самое опасное состояние в нашем обществе. Но если человек останавливается, либо скорби его вырвут, он вспоминает, кто он, приходит в себя, приходит к вере. И приход наш только растет.
Спаси Господи.
К нашему разговору присоединился настоятель храмов Успения Божий Матери и Собора св. великомученика Георгия Победоносца в Стругах священник Илия Бурдин.
Отец Илия родился в 1981 году в городе Боярка Киевской области, и сейчас один из самых молодых священников в Псковской епархии. Родился в семье священника, пятеро детей, его отец митрофорный протоиерей Андрей Бурдин служит в Казахстане.
Как оказались в Псковской епархии, отец Илия?
Мой отец, служа в Казахстане, служил в свое время под началом, под покровительством Владыки Евсевия. Очень запомнились ему эти Богослужения Владыки и вызвали в нем большое уважение к Епископу Евсевию.
Ваш отец — священник, но есть такая поговорка, что удачные дети у священников также редки как голубые кони, в том смысле, что мало бывает продолжателей в семье священнослужителей. Как все — таки пришли к сану?
В то время, как я рос, учился, сам себя ловил на мысли, что ничего больше не умею делать. Я с детства был в церкви, хотя у меня были в жизни моменты после окончания школы, когда я уклонялся в сторону, не оставляя храма, пел на клиросе, но искал и другие пути в жизни, заработка, но Бог все — таки меня от этого отвел и как блудного сына вернул в Церковь.
Когда Вы рукополагались?
Рукополагал на Знамение наш Владыка Евсевий два года назад в диакона, а через четыре дня — в священника.
Вы такой молодой, отец Илия, у Вас небольшой духовный опыт священства, а Вы являетесь настоятелем большого нового единственного, построенного заново в области Георгиевского Собора в Стругах? Это, наверное, трудно, паства мала, и как справляетесь?
По рукоположении я был назначен священником в Дно, и служил год в Дно в храме Старорусской иконы Божией Матери. А здесь отдали верующим Успенский храм, который раньше власть не хотела отдавать, не нашла такой возможности. Хотя в этом храме даже в войну молились, а после войны его, как ни странно, закрыли после освобождения Струг Красных от немцев, переделали, перестроили, разрушив колокольню, купола, барабаны, даже окна заменили. И была там школа, потом библиотека. А нам его отдали, оценив в 87% износа, но храм всегда остается храмом, и, Слава Богу, там теперь совершаются Богослужения, и народ помнит те времена, когда они маленькими приходили туда, какие там разноцветные окошки были… Многие радуются, что служба в храме восстановлена, можно зайти сюда и помолится. Теперь в Стругах Красных три храма, а Владыка мне доверил Собор Георгиевский и старый деревянный Успенский храм.
Вы священник на два прихода?
Да. Но я замечаю, что когда служба идет в Успенском храме, туда приходят больше народа, чем в Собор. Возможно, потому, что он ближе к центру, а, возможно, потому что люди эту церковь помнят и любят.
А как часто Вы служите в Соборе?
По благословению Владыки я служу в воскресные дни, и двунадесятые праздники.
Народ собирается?
Когда как. Летом был храм пополнее. Но рядом с Собором ведь приход церкви мучениц Веры, Надежды, Любови. В Собор приходят те, кто не был ни в каком приходе до этого. Кого — то заинтересовало событие, что в небольшом поселке возведен Собор. Понемножку люди приходят, и, тем самым, пополняется общий приход Струг Красных.
Народ молодой здесь должен быть, тут лагерь военный рядом, что можно сказать о нашей молодежи, какая она сейчас, примечаете?
Смотря как разделить ее, от какого возраста и до какого? Одно дело школьники — к сожалению, им не дают возможности посетить храм большие учебные нагрузки, которые не оставляют свободного времени для посещения храма. Тем же, кто находится на пороге выбора по окончании школы, в нашей России это самый трудный возраст, трудно определиться, и молодые находятся в каком — то разгулье, не думают ни о Боге, ни о будущей своей жизни, о своей душе. В большей степени обращаются к Богу те, кто уже имеет какой- то жизненный опыт, набили себе шишек, они начинают захаживать, так скажем, в церковь, пусть не на всю службу, а чтобы просто поставить свечку. У нас в Соборе нет постоянных прихожан, кроме двух — трех бабушек, но если всех входящих -выходящих остановить, то может быть и получился бы приход. Мы служим в новом Соборе только с августа, так что все впереди.
Ваша матушка Нина помогает?
Матушка имеет педагогическое и музыкальное образование, как положено матушке — дома, тем более, что нашей старшей дочери нет трех лет, а сыну только год исполнился. Слава Богу, она помогает на клиросе, и у нас появился в Соборе небольшой хор. Мы поучились немножко, и сейчас что — то начинает получаться. Если смотреть поглубже и понимать, какие проблемы бывают на приходах у священников с православными людьми, я готов принимать трудности, и знаю, что Господь не даст креста, который мы не сможем понести. С упованием на Бога мы трудности встречаем как необходимые.
Вы молоды, отец Илия, но Ваша молодость тоже дает право оценить как-то прихожан, духовную проблему?
За время службы я встретился с очень большим количеством разных суеверий, особенно в погребении усопших, в венчании, причащении…Те, кто воцерковлен и находится при храме, они далеки от суеверий, но даже и они достают из каких то своих советских запасов странные традиции, которые очень вредят и им, и людям, которые могли бы прийти на приход. По поводу отпевания можно сказать, что долго — долго нам придется искоренять привычку поминать водкой усопших. Прошу: не ставьте на стол спиртное поминать душу усопшего, и стопочку на кладбище не надо.
Есть и пагубное суеверие, которое мешает таинству венчания, когда люди боятся венчаться и считают, что будут особенные трудности, что жить не смогут, а вдруг придется развестись. Получается, идут на венчание, думая о том, что разведутся. Значит, они отвергают благословение Божие, боятся трудностей в браке, быстро разводятся.
Когда приходят крестить, спрашиваю обычно: венчаны ли родители крещаемого ребенка? Нет, не венчаны. А почему? А вот как — то не решились. А как же так? Детей родить решились, а узаконить свой брак, как положено венчанием, не решились? Ведь в таинстве венчания идет благословение не только на брак, но еще и на рождение будущих чад. У кого — то бывают денежные проблемы, но все требы совершаются у нас бесплатно для неимущих, а гулянок не надо устраивать.
Пока самая большая проблема: Владыка благословил организовать Воскресную школу.
Интересно, что сам Успенский храм и строился как храм — школа, архитектура этого храма так определялась: одна сторона — храм, другая должна быть классом Воскресной школы.
С помощью нашего РОНО мы нашли и парты, и доску, приходите дети, но собрать детей бывает очень сложно. Мы и объявления давали, и разговаривали с преподавателями, но на контакт с нами не идут. Хотя мы и объясняли, что это не будет вторая школа с оценками и домашними заданиями. Так что пока думаем постараться и сделать Рождественскую елку с подарками, поговорить с детьми о полезности того минимума, который должны знать дети в православной стране, а то ведь не знают, как креститься, как ставить свечи, как приходить в храм.
Спаси Господи.
Информационная служба Псковской епархии предоставляет желающим помочь храмам и приходам в Стругах Красных адреса:
181 110, Псковская область, п. Струги Красные, ул. Коллективная, дом 20-а.
Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, священнику Димитрию Ульянову.
тел. 8(232)51−413, 52−706
118 110, Псковская область, Струги Красные,
храм Успения Божией Матери,
священнику Илии Бурдину,
тел. 8(232)51−737.
Продолжение следует.
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=882