Русская линия
Русская линия03.05.2006 

Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти Св. Гавриила Белостокского, князя Д.М. Пожарского и В.В. Розанова

Св. мч. младенец Гавриил БелостокскийСвятой младенец Гавриил родился 22 марта 1684 г. в семье крестьянина в с. Зверки Белостокского уезда Гродненской губернии. 11 апреля 1690 г., когда шестилетний ребенок остался в доме один, в дом забрался иудей, выкрал его и увез в Белый Сток, где младенца предали мучению. Ему проткнули бок для выпускания крови, затем младенец-мученик был распят на кресте.
20 апреля, в праздник святой Пасхи иудеи подбросили его бездыханное тело на опушку леса вблизи с. Зверки. Над истерзанным телом младенца кружило воронье, но нашедшие тело мученика собаки не только не растерзали его, но напротив оберегали от птиц. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны. Его начали почитать сразу после мученической кончины, а в 1720 г. тело младенца Гавриила обнаружили нетленным, почитание мученика усилилось. 9 мая 1755 г. ввиду напряженной обстановки на Западной Руси св. мощи мученика были перенесены в Свято-Троицкий монастырь в г. Слуцк Минской губернии. В 1820 г. мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Православной Церковью. В 1915 г. ввиду опасности германской оккупации св. мощи были эвакуированы в Москву, где почивали в соборе Покрова на Рву (Василия Блаженного), настоятелем которого был один из лидеров монархического движения сщмч. протоиерей Иоанн Восторгов. Праздничная служба, которую совершил настоятель 20 апреля 1918 г., и проповедь в память «от жидов умученного» младенца Гавриила стали поводом к преследованию о. Иоанна «за антисемитскую пропаганду». 2 июня он был арестован, а 5 сентября расстрелян вместе с группой выдающихся деятелей Царской России.
21−22 сентября 1992 г. св. мощи младенца Гавриила были перенесены с крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор Белостока. 22 сентября Польская Православная Церковь чтит память перенесения мощей мученика младенца Гавриила, обретающихся ныне в польской земле.
Кондак: Отечество твое Зверки бысть, мучениче Христов Гаврииле, идеже от истинных зверей — иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, таже вся поряду лютее претерпев, в отечество Небесное переселился еси. Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, улучити вечное наследие твое.


Князь Дмитрий Пожарский в битве под МосквойСегодня день памяти нашего национального героя, спасителя Отечества в Смутное время князя Дмитрия Михайловича Пожарского, скончавшегося 20 апреля 1642 г.
Он родился 1 ноября 1578 г., происходил из рода князей Стародубских. В 15 лет князь начал дворцовую службу, в 1598 г. стал стряпчим, в 1602 г. пожалован в стольники. В 1608 г. был назначен воеводой, разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609 г. князь Димитрий отбил от города Зарайска сторонников Лжедмитрия II. Весной 1611 г. участвовал в первом ополчении Прокопия Ляпунова, сражался с польскими войсками гетмана А.Гонсевского. Он отличился во время боев на Лубянке, был тяжело ранен и вывезен в Троице-Сергиев монастырь, затем в родовое село Мугреево.
Вскоре возглавить втрое ополчение князя пригласил Козьма Минин и осенью 1611 г. он прибыл в Нижний Новгород. В 1612 г. князь Димитрий Пожарский сформировал и возглавил армию, которая смогла разгромить польских интервентов и освободить Москву 26 октября 1612 г. На Земском соборе 1612−13 гг. он сыграл выдающуюся роль при избрании Царем Михаила Федоровича Романова, в день венчания на царство 11 июля 1613 г. стал боярином и пожалован вотчиной в Балахнинском уезде.
В 1613−19 гг. князь участвовал в войне с поляками и мародерами, затем был воеводой в Твери (1619−20) и Новгороде (1628−30), воеводой армии прикрытия во время Русско-польской войны (1632−34), ведал приказами: Ямским (1621), Разбойным (1624) и Судным (1636−37; 1640−42). В 1634−35 гг. возвел каменный шатровый храм Покрова в подмосковном селе Медведково, а в 1636 г. — Казанский собор на Красной площади в честь святыни Нижегородского ополчения — Казанской иконы Богоматери. Погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимиевского монастыря Суздаля, приняв перед смертью схиму с именем Косьма в память сотоварища по ополчению.

Василий васильевич РозановСегодня исполняется 150 лет со дня рождения известного русского философа и публициста Василия Васильевича Розанова.
Он родился 20 апреля 1856 г. в Костромской губернии. После ранней смерти отца (1861) семья Pозановых жила в условиях крайней нужды. Окончив гимназию Розанов продолжил обучения на историко-филологическом факультете Московского университета. Ранее считавший себя нигилистом, он приходит к вере и заметно правеет в своих взглядах. Получив образование, он некоторое время работал учителем истории и географии в нескольких гимназиях и прогимназиях. В эти годы он вступил в переписку с крупными представителями русского консерватизма Н.Н.Страховым, К.Н.Леонтьевым и С.А.Рачинским, которые оказали заметное влияние на формирование его творческой личности.
Первой заметной творческой удаче философа стала книга «Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского» (1894). После первого успеха Розанов стал печататься в таких авторитетных консервативных изданиях как «Русский вестник» и «Русское обозрение». Своими консервативными статьями Розанов вскоре приобрел репутацию бойкого публициста правого лагеря. Однако будучи человеком очень сложным, в силу личных жизненных трудностей и озлобления, Розанов с 1897 г. «заворотив пушки», начал «пальбу по своему лагерю», отойдя от консерваторов.
С 1899 г. Розанов стал одним из ведущих публицистов крупнейшей национальной газеты — суворинского «Нового времени», с которой сотрудничал вплоть до 1917 г., вновь вернувшись на исходные правые позиции. Однако Розанов в этот период охладел к христианству, увлекшись религиозно-мистическими поисками. В годы революционной смуты 1905 г. он симпатизировал левым, но уже к 1909 г., полностью в них разочаровался, в очередной раз вернувшись на консервативные позиции. В это же время происходит и изменение отношения Розанова к Церкви: он с растущим сочувствием пишет о Церкви, Православии, духовенстве. Такие работы как «Уединенное» и «Опавшие листья» обеспечили Розанову репутацию не только публициста и мыслителя, но и яркого писателя. Однако при жизни произведения Розанова не получили заметного признания.
Особое внимание Розанов уделял еврейскому вопросу, считая его важнейшим вопросом всемирной истории. «Как мало мы знаем еврейство и евреев! — писал Розанов — Мы ведь совсем их не знаем. Как они умело скрывают под фиговым листом невинности силу громадную, мировую силу, с которой с каждым годом приходится все больше и больше считаться». В 1913 г. Розанов навлек на себя гнев всей левой и либеральной общественности, за то, что выступил в поддержку ритуальной версии убийства отрока Андрюши Ющинского иудеями (его мнение, как бывшего поклонника иудаизма, было очень весомым). Но, несмотря на шумную кампанию против его в прессе, Розанов выпустил четыре обличительных брошюры о евреях и книгу своих очерков «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови» (1914), посвященные ритуальному убийству.
В эти годы Розанов пришел к следующим выводам: «Я понял, что в России „быть в оппозиции“ — значит любить и уважать Государя, что „быть бунтовщиком“ в России — значит пойти и отстоять обедню…»; «…Я говорю, что в России ничего нельзя сделать без Государя и без веры в него <…> Государь есть в точности лучший человек в России, т. е. наиболее о ней думающий, наиболее за нее терпевший…»
Однако очередные революции опять вывели Розанова из равновесия и в его противоречивой душе с огромной силой поднялись былые антихристианские, языческие настроения («Апокалипсис нашего времени», 1917−18). В сентябре 1917 г. Розанов уехал с семьей из голодного Петрограда и поселился в Сергиевом Посаде, где 5 февраля 1919 г. и умер в нищете, найдя в себе силы примириться с Церковью. Похоронен мыслитель в ограде Гефсиманского скита, рядом с могилой К.Н.Леонтьева.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика