Русская линия | 03.05.2006 |
Сегодня день памяти нашего национального героя, спасителя Отечества в Смутное время князя Дмитрия Михайловича Пожарского, скончавшегося 20 апреля 1642 г.
Он родился 1 ноября 1578 г., происходил из рода князей Стародубских. В 15 лет князь начал дворцовую службу, в 1598 г. стал стряпчим, в 1602 г. пожалован в стольники. В 1608 г. был назначен воеводой, разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609 г. князь Димитрий отбил от города Зарайска сторонников Лжедмитрия II. Весной 1611 г. участвовал в первом ополчении Прокопия Ляпунова, сражался с польскими войсками гетмана А.Гонсевского. Он отличился во время боев на Лубянке, был тяжело ранен и вывезен в Троице-Сергиев монастырь, затем в родовое село Мугреево.
Вскоре возглавить втрое ополчение князя пригласил Козьма Минин и осенью 1611 г. он прибыл в Нижний Новгород. В 1612 г. князь Димитрий Пожарский сформировал и возглавил армию, которая смогла разгромить польских интервентов и освободить Москву 26 октября 1612 г. На Земском соборе 1612−13 гг. он сыграл выдающуюся роль при избрании Царем Михаила Федоровича Романова, в день венчания на царство 11 июля 1613 г. стал боярином и пожалован вотчиной в Балахнинском уезде.
В 1613−19 гг. князь участвовал в войне с поляками и мародерами, затем был воеводой в Твери (1619−20) и Новгороде (1628−30), воеводой армии прикрытия во время Русско-польской войны (1632−34), ведал приказами: Ямским (1621), Разбойным (1624) и Судным (1636−37; 1640−42). В 1634−35 гг. возвел каменный шатровый храм Покрова в подмосковном селе Медведково, а в 1636 г. — Казанский собор на Красной площади в честь святыни Нижегородского ополчения — Казанской иконы Богоматери. Погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимиевского монастыря Суздаля, приняв перед смертью схиму с именем Косьма в память сотоварища по ополчению.
Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения известного русского философа и публициста Василия Васильевича Розанова.
Он родился 20 апреля 1856 г. в Костромской губернии. После ранней смерти отца (1861) семья Pозановых жила в условиях крайней нужды. Окончив гимназию Розанов продолжил обучения на историко-филологическом факультете Московского университета. Ранее считавший себя нигилистом, он приходит к вере и заметно правеет в своих взглядах. Получив образование, он некоторое время работал учителем истории и географии в нескольких гимназиях и прогимназиях. В эти годы он вступил в переписку с крупными представителями русского консерватизма Н.Н.Страховым, К.Н.Леонтьевым и С.А.Рачинским, которые оказали заметное влияние на формирование его творческой личности.
Первой заметной творческой удаче философа стала книга «Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского» (1894). После первого успеха Розанов стал печататься в таких авторитетных консервативных изданиях как «Русский вестник» и «Русское обозрение». Своими консервативными статьями Розанов вскоре приобрел репутацию бойкого публициста правого лагеря. Однако будучи человеком очень сложным, в силу личных жизненных трудностей и озлобления, Розанов с 1897 г. «заворотив пушки», начал «пальбу по своему лагерю», отойдя от консерваторов.
С 1899 г. Розанов стал одним из ведущих публицистов крупнейшей национальной газеты — суворинского «Нового времени», с которой сотрудничал вплоть до 1917 г., вновь вернувшись на исходные правые позиции. Однако Розанов в этот период охладел к христианству, увлекшись религиозно-мистическими поисками. В годы революционной смуты 1905 г. он симпатизировал левым, но уже к 1909 г., полностью в них разочаровался, в очередной раз вернувшись на консервативные позиции. В это же время происходит и изменение отношения Розанова к Церкви: он с растущим сочувствием пишет о Церкви, Православии, духовенстве. Такие работы как «Уединенное» и «Опавшие листья» обеспечили Розанову репутацию не только публициста и мыслителя, но и яркого писателя. Однако при жизни произведения Розанова не получили заметного признания.
Особое внимание Розанов уделял еврейскому вопросу, считая его важнейшим вопросом всемирной истории. «Как мало мы знаем еврейство и евреев! — писал Розанов — Мы ведь совсем их не знаем. Как они умело скрывают под фиговым листом невинности силу громадную, мировую силу, с которой с каждым годом приходится все больше и больше считаться». В 1913 г. Розанов навлек на себя гнев всей левой и либеральной общественности, за то, что выступил в поддержку ритуальной версии убийства отрока Андрюши Ющинского иудеями (его мнение, как бывшего поклонника иудаизма, было очень весомым). Но, несмотря на шумную кампанию против его в прессе, Розанов выпустил четыре обличительных брошюры о евреях и книгу своих очерков «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови» (1914), посвященные ритуальному убийству.
В эти годы Розанов пришел к следующим выводам: «Я понял, что в России „быть в оппозиции“ — значит любить и уважать Государя, что „быть бунтовщиком“ в России — значит пойти и отстоять обедню…»; «…Я говорю, что в России ничего нельзя сделать без Государя и без веры в него <
> Государь есть в точности лучший человек в России, т. е. наиболее о ней думающий, наиболее за нее терпевший…»
Однако очередные революции опять вывели Розанова из равновесия и в его противоречивой душе с огромной силой поднялись былые антихристианские, языческие настроения («Апокалипсис нашего времени», 1917−18). В сентябре 1917 г. Розанов уехал с семьей из голодного Петрограда и поселился в Сергиевом Посаде, где 5 февраля 1919 г. и умер в нищете, найдя в себе силы примириться с Церковью. Похоронен мыслитель в ограде Гефсиманского скита, рядом с могилой К.Н.Леонтьева.
Русская линия