Православие.Ru | Иеромонах Киприан (Ященко) | 22.12.2005 |
— Отец Киприан, расскажите, пожалуйста, как возникли курсы для преподавателей православной культуры при Московской Духовной Академии? Как они развиваются?
— Несколько лет назад очень остро встал вопрос о возможности преподавания православной культуры в школе, и мы столкнулись с проблемой специалистов. Кто будет преподавать детям православную культуру? Где найти таких людей, которые обладают педагогическим опытом, живут полноценной церковной жизнью и имеют достаточный багаж богословских знаний? Если таких специалистов мало, то их надо подготовить.
Тогда и возникла идея проведения недельных курсов для тех, кто хотел бы преподавать православную культуру. Мы рассчитывали на педагогов, которые воцерковлены или стремятся к этому, но у них нет систематических богословских знаний. Другая категория наших слушателей — это церковные люди, которые не имеют педагогического опыта, но хотели бы преподавать детям, в том числе и священнослужители.
Изначально такие курсы организовывались в разных епархиях. Но со временем стало ясно: профессоров-богословов, готовых постоянно находиться в разъездах, у нас немного, а епархий около сотни. Тогда и возникла идея создать мощный учебный центр православной культуры при Московской Духовной Академии (МДА), где представители всех епархий смогут получать качественные знания по православной культуре. С самого начала мы стали привлекать ведущих преподавателей МДА, московских ВУЗов, светских ученых, политиков (из Госдумы, Администрации Президента, Совета Федерации), представителей деловых кругов.
В течение семи дней предполагалось освоение основ богословских знаний, своеобразная «школа молодого бойца». По завершении курсов слушатели сдавали экзамен и получали сертификат, удостоверяющий повышение квалификации в области православной культуры и дающий право преподавать духовные предметы в школе и ВУЗе.
Первые такие курсы мы провели летом 2003 года, и они собрали очень большое число слушателей — более 600. Это показало масштаб действительной потребности в получении богословских знаний. К сожалению, в настоящее время у Академии нет возможности разместить такое число слушателей, и сейчас мы принимаем около 200 человек. Со временем курсы стали проводить два раза в год — в период летних и зимних каникул.
— А что же дальше? Предполагается ли какое-то углубление полученных знаний?
— Конечно, необходимо последующее образование для обретения более углубленных, фундаментальных знаний. Поэтому были созданы заочные Богословские курсы при МДА. Большинство наших слушателей имеют высшее образование, и на его основе возможно получение второго высшего образования — богословского за три-четыре года. Сессии проходят два раза в год и включают лекционные и семинарские занятия, обмен опытом, зачеты и экзамены.
По сути, это — гибкая система высшего богословского образования для мирян, которые, несмотря на непростые порой жизненные обстоятельства, стремятся приобщиться к сокровищнице православных знаний.
Помимо трехгодичной системы, у нас есть более компактная годовая система заочного обучения — ведь далеко не все люди, в силу своих жизненных обстоятельств, могут регулярно заниматься в течение трех лет. По завершении обучения на курсах все слушатели представляют свой дипломный проект, а в дальнейшем они могут заниматься научной деятельностью, защищая кандидатские работы, например, по историко-богословской тематике, отношениям Церкви и государства, проблемам православной педагогики…
У наших курсов есть еще одна примечательная сторона. Помимо получения слушателями серьезных богословских знаний здесь формируется православная интеллектуальная среда, в которой реализуются творческие идеи, закладываются научные проекты. Это очень важно как для Церкви, так и для нашего общества в целом.
— Многие участники, как недельных курсов, так и заочных Богословских курсов отмечают не только высокую интеллектуальную подготовку, но и духовную значимость занятий: ведь они проходят в «большой келье преподобного Сергия», как называют Московскую Духовную Академию…
— Действительно, два раза в год мы собираем слушателей на недельные рабочие сессии в Троице-Сергиевой Лавре. Учебный день начинается в 5.30 утра с братского молебна в Троицком соборе Лавры. Конечно, это необязательно, но тот, кто может, идет на такой «подвиг», кто не может — приходит попозже — к семи часам, к Литургии. Могу сказать, что большая часть слушателей, даже совсем немощные люди, приходят к раке преподобного Сергия, чтобы получить благословение Игумена земли Русской. А заканчивается учебный день общей вечерней молитвой и песнопениями Пресвятой Богородице в семинарском храме. После этого для всех желающих проходит исповедь, которая заканчивается иногда в два-три часа ночи.
Мне приходится исповедовать слушателей курсов. Некоторые исповедуются и причащаются впервые в своей жизни именно здесь. Полагаю, что абсолютно нормально и даже необходимо, чтобы преподаватель православной культуры сам вел духовную жизнь, регулярно исповедовался и причащался, подавая пример детям. К сожалению, значительная часть наших слушателей, приезжающих из многих регионов страны, не имеют постоянного духовного окормления там, где они живут. Поэтому приходится их направлять, укреплять, что-то порой подсказывать… Если выясняется, что у слушателя трудная судьба, запутанные жизненные обстоятельства, то мы направляем его к опытным лаврским духовникам.
Ощущая помощь преподобного Сергия и в своих занятиях, и в жизни, сами слушатели задаются вопросом: что же в итоге представляют из себя наши выездные сессии — приближение к святыням или обучение богословию? На самом деле невозможно одно отделить от другого: духовная жизнь и богословские знания неразрывно связаны между собой. Наверное, особенно тонко это чувствуют дети, которым подавляющее большинство наших слушателей будут нести свет православной культуры.
Хочу отметить: есть категория слушателей, которые изначально рассматривают недельное пребывание в Академии как паломническую поездку к святыням. Некоторых прихожан направляют настоятели храмов — помолиться в стенах благодатной Лавры и заодно «послушать, что там говорят на курсах». И происходит так, что после прослушивания цикла лекций мироощущение у многих меняется. Люди подходят и признаются, что ехали просто как в паломничество, но, услышав, в каком состоянии находится сейчас Россия, что происходит с нашими детьми, поняли: именно сейчас надо идти с православной культурой в школы — спасать и просвещать подрастающее поколение, сделать все, чтобы оно не было оторвано от Церкви. И именно эта гражданская позиция, которая вырабатывается у слушателей в ходе наших занятий, радует нас больше всего.
— Есть ли на Богословских курсах слушатели, которые не преподают православную культуру непосредственно детям, а работают, например, в административной сфере?
— Да, такие слушатели у нас, безусловно, имеются. К нам приходят как педагоги, директора школ, методисты, даже заведующие РОНО, так и люди, далекие от образования, но имеющие желание попробовать себя на стезе православной педагогики. Поначалу им бывает трудно понять особенности методик, специфику преподавания детям. Конечно, тут многое зависит от личности самого слушателя.
Мы, со своей стороны, делаем все возможное, чтобы наши слушатели во всеоружии смогли войти в мир православной педагогики: представляем образцовые уроки, мастер-классы, обмен опытом. Если человек способный, он, так сказать, «ухватывает» образ действия, чтобы затем преподавать детям и совершенствоваться дальше. Понятно, что слушателю приходится прикладывать и свои значительные усилия: чтобы отточить педагогическое мастерство, требуется время. Кроме того, большие возможности представляет общение слушателей между собой — многие могут что-то подсказать, посоветовать, опираясь на собственный опыт. Словом, если есть желание, базовые знания и навыки, то человек, с Божией помощью, может достичь в педагогике значительных результатов.
В целом же, как показывает жизнь, выпускники Богословских курсов по их окончании могут работать в самых различных сферах, к примеру, заниматься исследованиями, вести миссионерскую и катехизаторскую работу, по благословению правящих архиереев нести церковные послушания в епархиальном управлении или на приходе…
— Широкую известность получила такая форма работы со слушателями, как педагогический конкурс. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
— У нас периодически проводится Всероссийский конкурс «На лучший урок по православной культуре». В прошлом году, по результатам конкурса, 30 человек стали лауреатами. Они были награждены Патриаршими грамотами, а Фонд Святителя Николая вручил лучшим преподавателям денежную премию в размере 10 000 рублей каждому.
Мы считаем, что такие конкурсы — значимый момент не только для преподавателей православной культуры, но и для общества в целом. В наше непростое время рядом с нами трудятся настоящие подвижники, которые стремятся пробудить у детей неподдельный интерес к истории своего Отечества, раскрыть истинное богатство православного мира.
— Можно ли сегодня говорить о том, что уже набирается некая «критическая масса» преподавателей, готовых нести детям знания по православной культуре по всей России?
— По нашим подсчетам, с момента открытия первых недельных курсов в 2003 году мы выдали удостоверение, дающее право преподавать, 4000 человек. Особо подчеркну, такое удостоверение мы выдавали не всем, ибо, кроме педагогического опыта и прослушивания лекций по богословию, необходимо неуклонное следование православной традиции, дабы не внушать детям что-то «от ветра головы своей».
Может, на первый взгляд, цифра в 4000 человек в масштабах всей страны выглядит не слишком большой, но ведь знания, которые получают наши слушатели, не лежат «мертвым грузом», ими делятся с коллегами, лучший опыт перенимается и внедряется в жизнь… Вдохновляет также то, что курсы прошли не только учителя, но и руководители администраций из институтов повышения квалификации, руководители епархиальных отделов образования. И уже в различных епархиях страны они стали организовывать подобные курсы. Мы получаем немало писем, где их авторы благодарят за практический опыт, который они получили на наших Богословских курсах и затем использовали при устройстве местных курсов.
Примечательно, что в епархиях такая учеба проходит с применением тех же технологий, что и у нас, — заключаются договора с государственным ВУЗом о сертификации слушателей по окончании обучения, и с местной семинарией — о преподавании богословских дисциплин. Кроме того, ведется методическая и юридическая подготовка слушателей. Таким образом, создан некий камертон, под который подстраиваются епархиальные курсы.
Безусловно, обучение на наших заочных Богословских курсах — процесс более длительный и трудоемкий по сравнению с краткосрочной учебой, но мы уверены, что он принесет свои плоды. Кстати, если слушатель — «трехгодичник» живет в Москве или ближайшем Подмосковье, то он может посещать вечерние Богословские курсы с более углубленной программой. Сейчас мы думаем о том, чтобы организовать дистанционное обучение слушателей, например, передавать лекции через Интернет. В будущем планируем ввести на курсах специализацию.
— Последний вопрос, отец Киприан. Когда у вас проходят ближайшие краткосрочные курсы и как на них можно записаться?
— Курсы повышения квалификации преподавателей православной культуры и заочные Богословские курсы будут проходить нынешней зимой в два этапа, поэтому слушатели имеют возможность выбрать наиболее удобное для них время.
Первый этап — с 28 декабря 2005 г. по 5 января 2006 г., второй этап — с 9 января 2006 г. по 16 января 2006 г. Слушателям, которые хотят записаться на заочные Богословские курсы, необходимо вначале пройти обучение в объеме краткосрочной недельной программы. Обучение у нас проводится на благотворительные пожертвования, которые идут на размещение и питание слушателей и на оплату труда преподавателей.
Записаться на курсы можно по телефону 8−901−711−57−18 или (8 096 54) 7−26−98, электронная почта orgcom-mda@yandex.ru
В заключение хочу пожелать в наступающем 2006 году всем нашим настоящим и будущим слушателям помощи Божией и душеполезных плодов в трудах на образовательной ниве.
С иеромонахом Киприаном беседовал Василий Писаревский
http://www.pravoslavie.ru/guest/51 221 114 232