Русская линия
НГ-Религии Наталья Кочан22.12.2005 

Храм тревоги нашей
Жителям Киева не нужен новодел

В Киеве в очередной раз вспыхнула полемика по поводу воссоздания Десятинной церкви на Старокиевской горе. По мнению большинства ученых, храм Успения Богородицы (официальное название Десятинной) был первым каменным храмом, сооруженным князем Владимиром после официального принятия христианства в Древней Руси.

В 1240 г. он был разрушен во время взятия Киева ханом Батыем. В XVII веке митрополитом Петром Могилой на его месте была поставлена часовня Николы Десятинного. А в середине XIX века здесь построили Десятинную церковь. В 1935 г. ее постигла участь большинства киевских церквей: ее хоть и не взорвали, а тихо разобрали на стройматериалы.

Сама же Старокиевская гора с остатками Десятинного храма вот уже шесть десятилетий как признана заповедной территорией. Ее культурный слой содержит памятки времен неолита, трипольской культуры и времен скифов. Археологические раскопки проводились здесь неоднократно, однако завершены никогда не были. От первоначальной Десятинной церкви сохранились лишь фрагменты фундамента, которые, однако, не совпадают с теми, что сегодня показывают туристам.

Воссоздать первоначальный образ храма по тем отрывочным описаниям, что дошли до нас, не представляется возможным. Отсюда и около двух десятков нынешних проектов «воссоздания» Десятинной церкви: от имитации византийского стиля до голографических фантомов.

Если говорить об историко-культурной ценности этого места, то под категорию памятника культуры подпадают именно несколько аутентичных фрагментов фундамента. Архитекторы обещают их сохранить, создав под фундаментами нового храма археологическую экспозицию.

Впервые о воссоздании храма заговорили в 1994 году. И только в 2000-м Леонид Кучма обязал Кабинет министров Украины включить Десятинную церковь в ранее утвержденный список выдающихся памятников истории и культуры Украины, подлежащих восстановлению.

Киевляне выступили против новодела на сохранившихся руинах старинного храма. Поэтому приступить к реализации проекта не представлялось возможным. В итоге в сентябре 2004 года Леонид Кучма накануне сложения президентских полномочий вынужден был отменить собственное решение. Так появилось распоряжение президента о музеефикации остатков Десятинной церкви со ссылкой на необходимость «сохранения археологических остатков уникального памятника истории и культуры и учитывая инициативу общественности». Казалось, заповедной территории ничто больше не угрожает.

Однако с приходом к власти Ющенко идея новостроя на месте Десятинной церкви была реанимирована. Новый президент посчитал, что «возрожденный» храм сможет стать тем духовным символом, который объединит вокруг себя нацию. «Это самая первая церковь, — подчеркнул президент, — и она должна нести колоссальную эстетическую и духовную нагрузку».

Сразу же после победы на выборах Ющенко распорядился восстановить Десятинную церковь. В марте Кабинет министров принял решение о начале археологических раскопок на Старокиевской горе. Но ни один из новых проектов не передает изначальную красоту храма. Специалисты смотрят на проблему шире и напоминают, что строительство храма-новодела на заповедной территории будет прямым нарушением подписанных Украиной многочисленных международных соглашений по охране памятников культуры — от «Венецианской хартии (1964) и Конвенции ЮНЕСКО о защите мирового и культурного наследия (1972)» до «Рижской хартии по аутентичности и реконструкции исторических объектов (2000)», а также ряда украинских законов.

В полном единомыслии с правительством православная община «Десятинная церковь», относящаяся к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, но не имеющая постоянного места для богослужений, отстаивает идею воссоздания «романтической копии церкви». В свою очередь, архиепископ Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) Дмитрий (Рудюк), не замеченный ранее в пристрастии к историческим исследованиям, издал весной этого года книгу «Матерь церквей русских. Десятинная церковь в Киеве — пришло время ее возродить».

Если учесть, что киевские власти благоволят к Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, то ее участие в тендере на право пользования храмом более чем очевидно. В то же время община «Десятинная церковь» тоже пытается претендовать на этот храм. К тому же и Украинская автокефальная Православная Церковь вряд ли останется в стороне.

Представители общественности негативно отнеслись к восстановлению этой церкви. Например, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности Микола Жулинский заявил: «Если познакомиться со всем комплексом проблем, которые встают перед теми, кто собирается заново построить тот или иной памятник, то я уверен, что ни один украинец на это не согласится. И я не вижу таких людей, кроме той части представителей киевской власти, которая инспирирует так называемый патриотизм высшего руководства Украины». Украинское общество охраны памятников настоятельно призвало направить средства на реставрацию двухсот старинных храмов-памятников, нуждающихся в неотложном ремонте, а также не трогать остатки первоначального фундамента Десятинной церкви.

Строительную площадку планировали расчистить еще к осени, но работы по воссозданию храма до сих пор не начинались. Выступление общественности тормозит архитектурные планы градоначальников. Зато в нескольких шагах от исторического места стремительно строится элитный жилой дом для правительственных чиновников, и этому никто не препятствует.

Наталья Ивановна Кочан — кандидат философских наук

http://religion.ng.ru/problems/2005−12−21/1_hram.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика