НГ-Религии | Наталья Кочан | 22.12.2005 |
В 1240 г. он был разрушен во время взятия Киева ханом Батыем. В XVII веке митрополитом Петром Могилой на его месте была поставлена часовня Николы Десятинного. А в середине XIX века здесь построили Десятинную церковь. В 1935 г. ее постигла участь большинства киевских церквей: ее хоть и не взорвали, а тихо разобрали на стройматериалы.
Сама же Старокиевская гора с остатками Десятинного храма вот уже шесть десятилетий как признана заповедной территорией. Ее культурный слой содержит памятки времен неолита, трипольской культуры и времен скифов. Археологические раскопки проводились здесь неоднократно, однако завершены никогда не были. От первоначальной Десятинной церкви сохранились лишь фрагменты фундамента, которые, однако, не совпадают с теми, что сегодня показывают туристам.
Воссоздать первоначальный образ храма по тем отрывочным описаниям, что дошли до нас, не представляется возможным. Отсюда и около двух десятков нынешних проектов «воссоздания» Десятинной церкви: от имитации византийского стиля до голографических фантомов.
Если говорить об историко-культурной ценности этого места, то под категорию памятника культуры подпадают именно несколько аутентичных фрагментов фундамента. Архитекторы обещают их сохранить, создав под фундаментами нового храма археологическую экспозицию.
Впервые о воссоздании храма заговорили в 1994 году. И только в 2000-м Леонид Кучма обязал Кабинет министров Украины включить Десятинную церковь в ранее утвержденный список выдающихся памятников истории и культуры Украины, подлежащих восстановлению.
Киевляне выступили против новодела на сохранившихся руинах старинного храма. Поэтому приступить к реализации проекта не представлялось возможным. В итоге в сентябре 2004 года Леонид Кучма накануне сложения президентских полномочий вынужден был отменить собственное решение. Так появилось распоряжение президента о музеефикации остатков Десятинной церкви со ссылкой на необходимость «сохранения археологических остатков уникального памятника истории и культуры и учитывая инициативу общественности». Казалось, заповедной территории ничто больше не угрожает.
Однако с приходом к власти Ющенко идея новостроя на месте Десятинной церкви была реанимирована. Новый президент посчитал, что «возрожденный» храм сможет стать тем духовным символом, который объединит вокруг себя нацию. «Это самая первая церковь, — подчеркнул президент, — и она должна нести колоссальную эстетическую и духовную нагрузку».
Сразу же после победы на выборах Ющенко распорядился восстановить Десятинную церковь. В марте Кабинет министров принял решение о начале археологических раскопок на Старокиевской горе. Но ни один из новых проектов не передает изначальную красоту храма. Специалисты смотрят на проблему шире и напоминают, что строительство храма-новодела на заповедной территории будет прямым нарушением подписанных Украиной многочисленных международных соглашений по охране памятников культуры — от «Венецианской хартии (1964) и Конвенции ЮНЕСКО о защите мирового и культурного наследия (1972)» до «Рижской хартии по аутентичности и реконструкции исторических объектов (2000)», а также ряда украинских законов.
В полном единомыслии с правительством православная община «Десятинная церковь», относящаяся к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, но не имеющая постоянного места для богослужений, отстаивает идею воссоздания «романтической копии церкви». В свою очередь, архиепископ Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) Дмитрий (Рудюк), не замеченный ранее в пристрастии к историческим исследованиям, издал весной этого года книгу «Матерь церквей русских. Десятинная церковь в Киеве — пришло время ее возродить».
Если учесть, что киевские власти благоволят к Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, то ее участие в тендере на право пользования храмом более чем очевидно. В то же время община «Десятинная церковь» тоже пытается претендовать на этот храм. К тому же и Украинская автокефальная Православная Церковь вряд ли останется в стороне.
Представители общественности негативно отнеслись к восстановлению этой церкви. Например, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности Микола Жулинский заявил: «Если познакомиться со всем комплексом проблем, которые встают перед теми, кто собирается заново построить тот или иной памятник, то я уверен, что ни один украинец на это не согласится. И я не вижу таких людей, кроме той части представителей киевской власти, которая инспирирует так называемый патриотизм высшего руководства Украины». Украинское общество охраны памятников настоятельно призвало направить средства на реставрацию двухсот старинных храмов-памятников, нуждающихся в неотложном ремонте, а также не трогать остатки первоначального фундамента Десятинной церкви.
Строительную площадку планировали расчистить еще к осени, но работы по воссозданию храма до сих пор не начинались. Выступление общественности тормозит архитектурные планы градоначальников. Зато в нескольких шагах от исторического места стремительно строится элитный жилой дом для правительственных чиновников, и этому никто не препятствует.
Наталья Ивановна Кочан — кандидат философских наук