НГ-Религии | Станислав Минин | 21.12.2005 |
В письме, направленном послу Соединенных Штатов в Греции Синодом ЭПЦ, в частности, отмечается, что данные, предоставленные посольством в Государственный департамент, неточны и основываются на контактах американских дипломатов с представителями «еретических течений», «парарелигиозных групп» и «движений с неопределенной идентичностью». Как утверждают в Синоде, никто при подготовке доклада не интересовался мнением Элладской Церкви, к которой, согласно официальной статистике, принадлежат 97% греков. Примечательно, что и митрополит Кирилл «порекомендовал» Госдепартаменту США обращаться при изучении соблюдения религиозной свободы в России к РПЦ как к самой представительной религиозной организации в стране.
Логика Православных Церквей, таким образом, совершенно не совпадает с логикой разработчиков доклада. Последние считают, что об ущемлении свободы вероисповедания лучше всех могут рассказать представители «притесняемых» религиозных меньшинств. В РПЦ и ЭПЦ же полагают, что самой объективной информацией располагают православные, чью религиозную свободу, в общем, никто не ограничивает.
У «греческой» и «российской» частей докладов Госдепа США много общего, например, выраженное беспокойство о соблюдении прав мормонов, Свидетелей Иеговы, саентологов, т. е. движений, имеющих американское происхождение. В свою очередь, подход американского внешнеполитического ведомства к церковно-государственным отношениям в двух странах различен. Предъявляя России претензии в «неконституционной» поддержке РПЦ исполнительной властью, Госдеп США отмечает, что в Греции государственный статус Элладской Церкви подтвержден Конституцией страны, и не критикует это положение. В то же время в самой Греции все чаще звучат призывы пересмотреть данный пункт основного закона страны.
В начале декабря на рассмотрение в парламент Греции был внесен законопроект об отделении ЭПЦ от государства. С таким предложением выступили депутаты от коалиции «Синаспизмос» (Коалиция левых, движений и экологии), получившей по итогам выборов в 2004 году 6 мест в парламенте страны. Столь незначительное представительство коалиции не должно смущать — идею об отмене государственного статуса Церкви открыто поддерживают Коммунистическая партия Греции (12 мест в парламенте) и, что особенно важно, партия ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение) во главе с бывшим министром иностранных дел страны Георгиосом Папандреу (117 мест в парламенте). Можно сказать, что все «левое крыло» на политической арене Греции сегодня выступает за отделение ЭПЦ от государства.
Реакция Священного Синода была чрезвычайно острой, церковные иерархи обвинили социалистов в стремлении «создать в Греции атеистическое общество». «Церковь огорчена тем, что кто-то опрометчиво пытается разрушить веру людей вместо того, чтобы усиливать ее как элемент, необходимый для сплочения нации и общества», — говорится в официальном заявлении Синода. Иерархи считают, что решение об отделении Церкви от государства может принять лишь «народ Греции». Ранее, в октябре, о необходимости проведения народного референдума по данному вопросу заявлял митрополит Фессалоникийский Анфим (Руссос). Его слова стали реакцией на законопроект об изменении статуса ЭПЦ, представленный правительству страны правозащитной организацией «Союз за права человека». Несмотря на данные социологических опросов, Элладская Церковь продолжает утверждать, что в стране 97% населения — православные, и они готовы поддержать позицию ЭПЦ на предполагаемом референдуме. В свою очередь, инициативы правозащитников и политиков церковные иерархи считают происками «сатанинских сил».
Дело в том, что еще в феврале текущего года, согласно данным социологических опросов, за отделение Церкви от государства выступали 65%, т. е. фактически 2/3 населения Греции. Зимой греческая пресса предала огласке факты, свидетельствующие о связях ряда церковных иерархов с криминальными структурами. СМИ сообщали о сотрудничестве с наркомафией епископа Фессалиотского Феоклита (Сетакиса) и митрополита Аттикийского Пантелеимона (Безенитиса). В свою очередь, архимандрит Иаков (Иосакис) был арестован по обвинению во взяточничестве, связях с коррумпированными чиновниками из Министерства юстиции и краже 93 старинных икон. Синод ЭПЦ поспешил «очистить» свои ряды от «тех, кто презрел собственные обеты», однако удар по репутации Церкви уже был нанесен. Февральские опросы показали, что ЭПЦ продолжают доверять 49% греков. Впрочем, доверие к Церкви в «православном греческом обществе», по некоторым данным, в конце 2004 года едва превышало 50%, что довольно симптоматично.
Существенно упал и общественный «рейтинг» Предстоятеля ЭПЦ архиепископа Христодула (Параскевиадиса) — с 68% в 2004 году до 43% к весне 2005 года. Дело в том, что в СМИ появились материалы, компрометирующие самого архиепископа Афинского. Говорилось о том, что он писал письма в прокуратуру и просил облегчить участь задержанных по обвинению в торговле наркотиками представителей духовенства. Более того, СМИ сообщали о финансовых махинациях, в которые якобы оказался замешан Христодул. Сам архиепископ, несмотря на многочисленные требования со стороны православной общественности, не ушел в отставку, а все обвинения в свой адрес назвал «атакой темных сил». Христодул и последним инициативам социалистов склонен приписывать инфернальный характер.
Что же предлагают греческие парламентарии-социалисты? Что произойдет, если Элладская Церковь будет отделена от государства? Прежде всего будет прекращено государственное финансирование Церкви. В настоящее время зарплаты духовенству ЭПЦ, подготовка священников, содержание церковного имущества являются статьями государственного бюджета Греческой Республики. По некоторым данным, ежегодно правительство выделяет на эти цели порядка 60 миллионов евро, в то время как государственные служащие, работники сфер здравоохранения и образования в Греции являются одними из самых низкооплачиваемых в Евросоюзе. При этом Церковь освобождена от налогов. В настоящее время как в правительстве, так и в самой ЭПЦ рассматривается вопрос о предоставлении церковными иерархами ежегодных отчетов о доходах и расходах епархий в финансовые органы. Можно предположить, что мониторинг экономической деятельности епархий позволил бы сделать однозначный вывод: Элладская Церковь может взять на себя расходы по зарплатам и подготовке священников.
Отделение Церкви от государства скорее всего повлечет за собой упразднение института армейских капелланов, запрет на преподавание религии в государственных школах. Социалисты также указывают на невозможность присутствия религиозных символов и икон в государственных учреждениях и, в частности, в судах. В настоящее время столь радикальные изменения едва ли возможны, речь пока, по всей видимости, может идти лишь об обоснованности проведения народного референдума. Тем не менее тенденция к секуляризации государства в Греции обозначена левыми достаточно четко, и эта тенденция вызывает у ЭПЦ настороженность.
Синод Элладской Церкви опасается, что социалисты «не будут препятствовать прозелитизму различных сект, прежде всего саентологов». Это любопытный момент. Дело в том, что конституционный запрет прозелитизма в Греции вызывает критику как у европейских правозащитных организаций, так и у Госдепартамента США. Госдеп, в частности, заявляет, что такого рода запреты противоречат провозглашенной греческой Конституцией свободе вероисповедания. В июне 2004 года Европейский суд по правам человека назвал Грецию единственной страной ЕС, в которой «ощутимы нарушения религиозной свободы». В то же время власти страны и иерархи Элладской Церкви постоянно упрекают в такого рода нарушениях Турцию.