Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин21.12.2005 

Католики пишут письма протеста
Богословы-диссиденты выступили против беатификации Иоанна Павла II

Когда в мае 2005 года Папа Римский Бенедикт XVI объявил о начале процесса беатификации (причисления к лику блаженных) Иоанна Павла II, ни у кого это не вызвало удивления. Безусловно, каноническое право предписывает приступать к процедуре беатификации лишь спустя 5 лет после смерти «кандидата», но случай Кароля Войтылы в Католической Церкви склонны рассматривать как «исключительный». Сегодня всех, по сути, занимает один вопрос: когда же Иоанна Павла II провозгласят блаженным? «Оптимисты» утверждают, что это может произойти уже следующим летом, «пессимисты» не спешат с прогнозами. Вопрос о том, а обосновано ли причисление Кароля Войтылы к лику блаженных, казалось бы, вообще не ставится.

Однако в начале декабря группа из 12 католических богословов и историков Церкви из Испании, Италии, Австрии и Сальвадора подготовила и подписала официальное письмо протеста в связи с начавшимся процессом беатификации покойного Папы. «Несогласные» призвали Церковь принять к сведению «негативные оценки» понтификата Иоанна Павла II, а католиков — «преодолеть стеснение и рассказать о фактах, препятствующих причислению Понтифика к лику блаженных».

Известно, что в составе специального трибунала, рассматривающего вопросы беатификации, есть свой «прокурор». Его задача — это как раз сбор показаний свидетелей, выступающих «против» беатификации. В случае с Иоанном Павлом II аргументы, приведенные в вышеупомянутом письме 12 богословов, могли бы стать весомым голосом «против». Однако «процесс Кароля Войтылы» скорее напоминает театральную постановку, чем суд, и совершенно ясно, что трибунал не будет серьезно рассматривать претензии теологов-диссидентов.

Впрочем, уже сейчас часть аргументов противников беатификации можно назвать изначально «проигрышной». В вину Иоанну Павлу II, в частности, вменяются «репрессии» в отношении ряда богословов, в первую очередь — в отношении представителей латиноамериканской «теологии освобождения». Теологи-диссиденты утверждают, что покойный Понтифик оказывал поддержку «правым» диктаторским режимам в Латинской Америке, например, в Чили и Сальвадоре. В конце 70-х Ватикан требовал от сальвадорского архиепископа Оскара Ромеро, известного своей критикой военной диктатуры, разъяснений по поводу занимаемой им политической позиции. Иоанн Павел II эффективно боролся с влиянием на Католическую Церковь в Бразилии, архиепископа Сан-Паулу и сторонника «теологии освобождения» Паулу Арнса, разделив его епархию. Он также запретил францисканскому богослову Леонардо Боффу выступать с проповедями и публично осудил священника Эрнесто Карденала, занимавшего пост министра культуры в социалистическом правительстве Никарагуа.

В Католической Церкви «теологию освобождения» рассматривают как недопустимую смесь католицизма и коммунистической идеологии. Папа Бенедикт XVI накануне своего избрания Понтификом назвал марксизм одним из главных врагов Церкви — и это в начале XXI века, когда основная «угроза» давно миновала! В свою очередь, бывший личный секретарь Иоанна Павла II, ныне архиепископ Кракова Станислав Дзивиш подчеркнул, что «успешная борьба покойного Понтифика с фальшивой идеологией — лишний довод в пользу его святости». Кто рискнет усомниться в положительном образе Папы — борца с коммунизмом, когда именно противостояние «враждебной идеологии» сделало Иоанну Павлу II имя в политике? Католическая Церковь на это не пойдет!

В тексте «письма протеста» упоминаются и финансовые махинации, в которые в годы понтификата Иоанна Павла II оказался вовлеченным Ватиканский банк (ВБ). Речь идет о связях ВБ с миланским банком «Амброзиано», обанкротившимся в 1982 году. Итальянский суд установил, что в начале 80-х ВБ владел крупным пакетом акций «Амброзиано», но Ватикан отказывался признавать этот факт. Связи Ватикана с миланским банком и его директором Роберто Кальви становились объектом журналистских и судебных расследований. Ватиканский банк подозревали в отмывании денег мафии, а Кальви и вовсе был вынужден скрываться от правосудия. В 1982 году он был убит под мостом Черных Братьев в Лондоне. Незадолго до смерти банкир написал письмо Иоанну Павлу II, в котором просил спасти банк «Амброзиано», а также напоминал о собственном участии в финансировании движения «Солидарность» в Польше.

Конечно, любой адвокат скажет, что Папа Римский не может держать под контролем все операции Ватиканского банка. С другой стороны, едва ли верно утверждать, что связи с «Амброзиано», установленные еще при Павле VI, были для Иоанна Павла II загадкой. Впрочем, отрицание участия представителей Ватикана в каких-либо финансовых махинациях — обычная практика для Святого Престола и его дипломатии.

Богословы, подписавшие «письмо протеста», обратили внимание и на «пассивную позицию Церкви в отношении педофилии среди духовенства». Это веский аргумент. Более того, перевод в Рим бостонского кардинала Бернарда Лоу, в епархии которого имел место крупнейший скандал, связанный с педофилией среди священников, и вовсе следует считать не наказанием, а повышением. Однако никто в ватиканской Конгрегации по делам святых не станет рассматривать подобные претензии. «Посмотрите на фамилии подписавших письмо! — призывает Станислав Дзивиш. — Ни один серьезный человек не придаст их обвинениям значения!»

Среди подписавших «письмо протеста» — известный сальвадорский богослов-диссидент и бывший преподаватель теологии Университета Гранады Хосе Мария Кастильо, глава Центра теологии и религиоведения Университета Карлоса III в Мадриде, богослов Хуан Хосе Тамайо, а также итальянский теолог Джованни Францони, бывший аббат монастыря Святого Павла «вне стен». Часть протестующих относится к движению «Мы — Церковь», выступающему за либерализацию отношения Церкви к женскому духовенству, контрацепции и гомосексуалистам. Однако для Святого Престола это — маргиналы, мнением которых следует пренебречь. Прежде всего из-за того, что оно во многом отражает позицию современного секулярного общества, о котором в Ватикане зачастую предпочитают «не слышать».

http://religion.ng.ru/facts/2005−12−21/2_katoliki.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru