Русская линия
Радонеж Владимир Можегов21.12.2005 

Ильин и Ильич в зеркале русской революции

Споры вокруг «тела Ленина» не утихают. Вот и на прошлой неделе коммунисты провели очередную акцию протеста против перезахоронения вождя, защищая мавзолей «не просто как исторический объект, а как идею „жизни по справедливости“». Попытки перезахоронить Ленина Геннадий Зюганов назвал «надругательством над историей», а Красную площадь — «мистическим сердцем страны». Ну, если уж сам Геннадий Зюганов заговорил о мистике, то нам, как говорится, сам Бог велел высказаться.

Как мы помним, разговоры о необходимости перезахоронить Ленина снова начались в то же самое время, когда в Россию вернулся Иван Ильин. То есть буквально в ту же минуту, когда останки Ильина предавались земле на Родине, Никита Михалков, чьими усилиями во многом и произошло это чудо (иначе не скажешь), сказал, что следующим логическим шагом должно стать «предание земле тела того человека, который лежит сегодня на Красной площади».

Несомненно, два эти человека — Ильин и Ильич связаны друг с другом какой-то незримой нитью. Это та самая нить, которая связывает двух антиподов, две противостоящие друг другу идеи. Если Ивана Ильина можно смело назвать персонификацией самой русской Мысли (не случайно, Михаил Нестеров, желая явить ее образ, именно Ильина запечатлел на своей известной картине «Мыслитель»), то Ильич — это то кривое «зеркало русской революции», в котором она трагически исказилась.

А у меня в этой связи возникает еще один образ. Помните карлика Черномора из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» и его брата-богатыря, которому тот хитростью отрубает голову? Не правда ли, это похоже на две судьбы России. Одна, в образе былинного Богатыря — так, как она задумана Богом. Другая, исказившаяся, почерневшая — в образе карлика Черномора. Давайте добавим сюда еще Людмилу, эту душу России, которую злой карлик похищает и заключает в свой призрачный элизиум «светлого будущего» и мы получим законченную картину русской революции так, как она отразилась в зеркале идеальной пушкинской поэзии. А живыми воплощениями этих двух российских судеб можно было бы назвать Ильина и Ильича.

Даже вернувшись из поэтических образов «магического кристалла» на твердую землю фактов, мы обнаружим интересные совпадения. Так, например, одной из первых публикаций Ивана Ильина стала его разгромная рецензия на книгу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», вышедшую, кстати, под псевдонимом Вл. Ильин.

И в эмиграции Ильин оставался последовательным борцом с большевизмом. Он был единственным, кто сумел концептуально и целостно осмыслить будущее России после предрекаемого им падения режима. Предсказал он и хаос, который последует за этим и описал пути выхода из этого хаоса. Большинство из пророчеств Ильина сегодня сбылись. И вот теперь, когда русский мыслитель возвращается на свою, горячо любимую им землю, она начинает дрожать под мумифицированным телом его темного двойника…

Что же касается «мистического сердца», то здесь с Геннадием Зюгановым трудно спорить. И само тело Ленина в мавзолее есть «мистическое сердце» большевизма, которому не устают поклонятся его адепты. И идеи Ленина «живут и побеждают» и «революция продолжается» до тех пор, пока идольское капище мавзолея находится в сердце страны.

И все же настоящее ее духовное сердце находиться несколько далее «политического». Оно у гробницы Сергия Радонежского. Вот туда бы на общее благо и переместить центр своего поклонения нашим коммунистам, упокоив уже, наконец, непримиренный дух Ильича.

Опросы общественного мнения сегодня показывают, что за и против похорон Ленина выступают примерно равное число наших граждан, при том, что число сторонников захоронения медленно, но неуклонно растет. На мой взгляд, опросы эти свидетельствуют лишь о традиционно консервативной природе нашего общества, которое с трудом меняет свои убеждения. Но совершенно ясно, что люди наши голосуют вовсе не за человека, лично повинного в расстрелах тысяч и тысяч русских крестьян, дворян, священников, а за те идеалы общности, братства, справедливости, которые столь трагически преломились в истории русской Смуты ХХ века. Этими идеалами, столь близкими русскому сердцу, цинично прикрывались большевики в борьбе за власть, их так же цинично попирали их приемники, либерал-большевики в новейшее время.

А если мы обратимся к недавней истории, к выборам 96-го года, когда перед страной стоял очередной исторический выбор, то надо честно признать, что проиграли эти выборы коммунисты вовсе не из-за «ельцинских политтехнологий», а именно потому, что сердцем их идеологии продолжал оставаться этот демон революции. Возврата «к Ленину» никто не хотел и потому, вцепившись в своих одряхлевших богов, они оказались обречены. А если бы тогда коммунисты нашли в себе силы на покаяние, если бы согласились предать тело Вождя земле, а его идеи забвению, то никакие политтехнологии Ельцину бы не помогли.

Час, когда коммунисты могли действительно стать ведущей патриотической силой, обелив свои одежды покаянием за грехи «ленинской гвардии», ими безвозвратно упущен. Компартия сегодня — такой же в духовном смысле труп, как и ее кумир, все еще обетовающий на Красной площади.

И в самом деле, не пришло ли время похоронить этот разрушительный дух революции, выпущенный из бутылки в 1917-м, в жертву которому были принесены миллионы и миллионы жизней?

В Россию вернулся Иван Ильин, ее вечный богатырский Дух, ее светлая Мысль, а черный карлик Черномор, когда-то изгнавший Ильина из России — пусть уже возвращается домой к себе.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1504


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru