Русская линия
Литературная газета Алексей Вульфов20.12.2005 

Русская «Метель» Свиридова

Да, русская культура всечеловечна. И это одно из очень важных её достоинств: она обращена ко всему человечеству, ко всем людям земли.
Но, может быть, самая важная, самая насущная, первостепенная её задача — это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного.
Георгий СВИРИДОВ

В стране с развитым национальным самосознанием 90-летие выдающегося композитора Георгия СВИРИДОВА было бы всенародным праздником. Тот, чья жизнь и творчество были без остатка посвящены искусству, России и её народу, подобного поистине достоин. Человек, своим подвижническим, буквально титаническим трудом не давший остановиться самому процессу дальнейшего развития русской классической музыкальной традиции, вновь, вслед за Глинкой, Мусоргским и Рахманиновым, воспевший русскую песню, «возвысивший её до трагедии». Возвративший хоровое пение на лучшие сценические подмостки, сказавший средствами «голоса из хора» высочайшие мысли о жизни и о человеке. В обстановке усиливавшегося формального академизма вернувший песню и романс к естественной стадии всенародно любимого, трогательного жанра, средствами лирики негромко говорящего об очень важном и сокровенном. Воспевший всю русскую классическую поэзию, заставив публику таким образом как бы заново прочесть её. Оставивший после себя важнейшие для современного миропонимания мысли о жизни и об искусстве, которые всегда будут надеждой и опорой для ищущих и думающих людей. Наконец, первым вернувший молитву в обиход искусства — причём в ту пору, когда этому, казалось бы, всё противилось. И молитвой жизнь свою завершивший — «Песнопениями и молитвами» с их «неизречённым чудом» музыкальной и душевной красоты.

Кроме того, просто «народный человек», доставивший истинную радость целым поколениям слушателей, создавший аудиторию, которая исчисляется миллионами людей. Сальери у Пушкина не мог простить Моцарту того, что его музыку играет незамысловатый уличный скрипач — и значит, эта музыка, будучи по своему жанру изысканной и светской, становится достоянием народа. Георгий Васильевич всегда добавлял к этой констатации, что «Моцарт к тому же добр: Сальери погнал скрипача, а Моцарт, очень довольный, дал ему денег — „на, выпей за моё здоровье“ — я его хорошо понимаю!». Свиридов тоже добр — добра и светла его музыка. Она несёт людям не уныние и тьму, а душевную силу и возвышенное чувство. Она всегда мелодична без обиняков, а потому открыта каждому. Обиход России без неё навсегда неполон, так же как без пушкинского Лукоморья… И останется Россия в ней — что бы ни случилось — навсегда величественной и прекрасной.

Увы, в реалии свиридовская музыка всё больше и больше забывается в мутном и суетном потоке нынешней жизни-кривды, во всё больше уходящей от истинных и спасительных своих корней стране. Имя и музыка Свиридова звучат всё реже. Компакт-диски его не выпускаются и не распространяются по музеям и школам (хотя спрос на них огромен, в чём приходилось не раз убеждаться во время поездок по стране), и вообще нет никакой правительственной программы по его наследию. Редко проводятся филармонические концерты свиридовской музыки. Практически остановилось издание и переиздание его сочинений. Недавно попытался найти ноты знаменитого «Бернсовского цикла» — какое там. Лишь некоторые выдающиеся музыканты — Минин, Чернушенко, Архипова, Ведерников, Нестеренко, Федосеев — продолжают благородное своё дело, исполняя Свиридова, чьи произведения в своё время так обогатили их самих, и оставаясь верными своему музыкантскому и общественному призванию. Но молодёжь, увы, мало участлива — и это очень печально. Это путь к забвению. А ведь Свиридов может уйти из России только одним способом — разве что вместе с ней самой…

Так называемые столицы же (и стоящий за ними столичный «элитный» мир) к Свиридову почти глухи. Приуроченный к нынешней юбилейной дате фестиваль «Всероссийские хоровые ассамблеи», проходящий сейчас в 14 городах России, в Москве пока что отмечен лишь только одним концертом — Владимирского хора «Распев» под управлением Н. Колесниковой. Провинция — с её куда более ярко выраженным присутствием народности и национального достоинства — намного отзывчивее к музыке и самому имени классика. Помимо прошедшей там грандиозной серии концертов, в Курске открыт первый в России памятник Свиридову, а в Фатеже, на родине композитора, дом-музей и школа искусств. Нашлись для этого и подвижники-создатели (скульпторы И. Минин,

В. Криволапов, организатор свиридовских праздников Л. Марченко, администрация города и области), и меценаты (фирма «Стройтрансгаз»). Провинция, читай — глубинная, истинная Россия, всегда Родину спасала. Может быть, и теперь, в скором «воспевший жавороночек» курский, владимирский, тамбовский, саратовский, кубанский, архангельский, карельский наше искусство родное музыкальное поднимет и спасёт — ну хотя бы не даст затихнуть. Ведь вновь музыка свиридовская, как показал фестиваль, истинные таланты открывает!

Неумолкаемо и нетленно «неизречённое чудо» свиридовского искусства и вечно, пока живы земля, страна и человек, оно жить будет «во спасение нас, поющих».

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg532005/Polosy/11.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru