Правая.Ru | Вадим Нифонтов | 19.12.2005 |
И вот уже несколько дней читающая публика разгадывает этот коан. Иначе и не назовёшь — прямой смысл в словах президента не улавливается, зато поводов для аллюзий и ассоциаций сколько угодно. Думается, размышление над фразой Путина в самом деле может привести к некоторому умственному просветлению.
Те, кто считает, что с этим высказыванием «всё понятно», на самом деле ошибаются. Скорее, перед нами кажущийся крепко сбитым карточный домик, однако его конструкция очень многое может рассказать об истинной ситуации, сложившейся и в мировой политике, и в бытовой жизни.
Начнём с простых вещей. В самом деле — где, когда и при каких обстоятельствах Россия защищала исламский мир? Конечно, можно сказать, что мусульмане в Российской Империи в самом деле не подвергались притеснениям. В некотором смысле им повезло и при Советской власти — всеобщий погром, конечно, прошёлся и по исламу, но всё-таки большевики побаивались настраивать против себя «народы Востока», имея в виду когда-нибудь «дойти до Ганга». Поэтому с исламом в первые два десятилетия большевизма мирились чуть-чуть больше, чем с Православием. Потом, правда, его тоже начали долбить, но всё-таки самые ужасные времена гонений были позади.
Но можно ли это назвать «защитой исламского мира»? Сомневаюсь. Разве что, в некоторых случаях, «покровительством».
Могут привести в пример советскую помощь арабским странам — Египту, Сирии, Ираку и т. п. Но на самом деле речь идёт вовсе не о защите мусульман. Повсюду помогали именно что «арабским социалистам», многие из которых были атеистами или агностиками, а некоторые откровенно собирались выбросить «отсталую религию» на историческую помойку. Прекрасный пример — помощь Турции времён Ататюрка, который лично к исламу относился, мягко говоря, без особой нежности. Как только в Анкаре повернули руль в сторону «религиозных ценностей», отношения сразу испортились, причём непонятно, чьей вины в этом было больше.
Потом была «братская помощь народу Афганистана», война в Чечне и многое другое. Мы можем оценивать эти явления как угодно, ясно одно — ни о какой защите исламского мира не было и речи.
Здесь нет ничего удивительного. В своё время Н.Я.Данилевский, будущий автор «России и Европы», был потрясён тем, что «христианская Европа» единым фронтом выступила на стороне «исламской» Турции, как будто никаких религиозных различий не было, не было крестовых походов и османов под стенами Вены.
Проблема заключается в том, что «христианство», «ислам» и многие другие понятия давно превратились в какие-то ничего не значащие ярлыки. Что такое «ислам»? США ведут войну с «террористами-исламистами», среди которых оказывается социал-националист Саддам Хусейн, предводители талибов, которых не все мусульмане признают за своих, и так далее. Та же история с «ваххабитами» в Чечне. Шиитский Иран требует перенести Израиль в Европу, суннитские государства выражают по этому поводу протест. Разобраться в пёстром исламском мире сложно, он слишком «лоскутный», чтобы считать его единым.
На самом деле всё намного проще. США ведут войну вовсе не с «исламскими террористами», а с «иным». Существует что-то «иное», от чего исходит скрытая или явная угроза. Разобраться в том, что это «иное» собой представляет, западный мир не желает, потому что боится проиграть. Поэтому «чуждые нам явления» нужно попросту уничтожить или как-нибудь очень сильно изменить. Отсюда все эти «последние крестовые походы», проекты вроде «Большого Ближнего Востока», «сражения с ваххабитами» и так далее. Сейчас «иное» связывают с исламом, но это всего лишь временная торговая марка для «хаоса», царящего за границами европейского «космоса».
Что касается России, то она, если смотреть на неё западными глазами, точно такая же часть «иного» — хотя русские привыкли считать себя европейским народом. Однако таковым его не признают даже смехотворные «восточноевропейцы». В результате Россия оказывается на стыке между двумя цивилизациями — западной и миром «глобально иного», чего-то совершенно необъяснимого в европейско-американских терминах.
И в этом смысле, как ни странно, Путин оказывается совершенно прав. То есть существование исторической России (даже в нынешней форме) оказывается залогом того, что имеют право на существование и другие «иные миры». Удивительнейшим образом России удавалось сохранять культуры покорённых народов, и многие из них теперь создают собственную государственность. Россия, если она так или иначе противостоит Западу (а по-другому почему-то не выходит), оказывается гарантом для всего множества «других». Как только она будет сломлена окончательно и расколота на мелкие куски — а к тому, хотя и медленно, всё идёт, увы — достанется и всем остальным. Вот тогда-то настоящие мусульмане (если они ещё сохранятся) и оценят всерьёз, в чём заключалось роль России как «опоры исламского мира».
Честно говоря, не верится, что президент понимал это, говоря свои столь удивившие многих слова. Однако нам ничто не мешает зафиксировать здесь один из возможных смыслов сказанного. Тем более что никакого прямого значения оно не имеет. Похоже, мы уже дошли до того уровня, на котором любую фразу, произнесённую представителем высшей власти, приходится истолковывать, подобно предсказаниям дельфийского оракула. Ибо в противном случае придётся признать, что нам зачем-то говорят ни к чему не обязывающую ерунду.