Радонеж | Владимир Можегов | 19.12.2005 |
Сначала никому неведомый союз атеистов оскорбился словами «хранимая Богом» в Российском гимне. Затем не менее маргинальные представители радикальных исламистов потребовали убрать христианскую символику из Российского Герба. Наконец, уже на международном уровне, евреи добились принятия нового символа Красного Креста, поскольку уже существующие — Крест и Полумесяц — вызывали у них неприятные ассоциации.
Реакции на эти почти одновременные манифестации «символофобии» оказалась, что интересно, различной. На атеистов посмотрели, как на очередных придурков — ну, попиарились ребята и на здоровье. Евреев, как и следовало ожидать, все политкорректное общество воодушевленно поддержало. Действительно, если спасать евреев от гитлеровского геноцида под эгидой Красного Креста еще было можно, то уж раз позвал в гости, в общество Милосердия — будь добр, Крест непременно сними, они от этого немилосердно морщатся.
Реакция на исламских отморозков оказалась (что радует), вполне адекватна. Так, протоиерей Всеволод Чаплин призвал вынести на всероссийский референдум вопрос об уголовном преследовании авторов аналогичных предложений. А дьякон Андрей Кураев предложил подобных персонажей просто вышвыривать из страны, правда перед этим бить, как «нормальных подростковых хулиганств». Да и светские наблюдатели оказались не более щепетильны. На резонный же вопрос — а кому вообще было нужно это всё устраивать? — ответ тоже нашелся быстро. Видно, некоему «исламскому движению» выгодно баламутить воду и стравливать между собой ведущих муфтиев, подставляя их под удары. «Мол, никого они не контролируют, их подчиненные творят что хотят, а реальные хозяева российского ислама теперь мы. „Чистые“ мусульмане» — как замечает автор «Интерфакс-религии».
Всё ясно и с евреями — они лишь ведут свою обычную, нескончаемую, из века в век, войну с Крестом. Да и глупо винить волка в том, что он волк: «ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать». Плохо лишь то, что в сегодняшнем нашем сумрачном европейском лесу кушать толерантных ягнят и зайцев можно совершенно безнаказанно.
Но всё же, отчего так вдруг нашла на наш сумрачный лес эта темная планида?
Мне лично, как христианину, кажется, что если смыслом и центром нашего человеческого мира является Церковь, то и причины всего происходящего нужно искать прежде всего в нас самих.
Тут есть над чем подумать, а я, кажется, забыл упомянуть еще об одном скандале, который вызвала попытка известного нашего скульптора-патриота Вячеслава Клыкова установить скульптуру князя Святослава Киевского в Белгородской области. И всё было бы хорошо и отмечена была бы эта (пусть и не круглая) дата победы русского языческого князя над хазарским каганатом установкой белгородского памятника, но не утерпел скульптор и изобразил на щите побежденного хазарского воина, которого попирают ноги княжеского коня иудейский символ, ненавистную «звезду Давида"….
На предложения убрать ее со щита хазарского Вячеслав Клыков категорически отказался, заявив, что не собирается «в угоду еврейским организациям идти против истории… Это же исторический факт: хазары сначала тайно приняли иудаизм, а потом и официально….Так что никакой речи об антисемитизме нет, звезда Давида на щите побежденного воина указывает на хазарское племя, которое исповедовало иудаизм. При чем здесь евреи?»
Однако, история историей, а «звезда Давида», как ни крути, официальный символ независимого государства и с этим тоже нужно считаться. К тому же «любовь» Вячеслава Клыкова к евреям и ответная их к нему всем хорошо известна. Бог же зрит не на казуистику законов (это-то как раз — прерогатива иудеев, и тут меряться с ними силами бесполезно), и даже не на исторические факты, а на сердце человека.
А поэтому, положа руку на сердце, будем как христиане, называть вещи своими именами. Любовь рождает любовь, а ненависть порождает ненависть — так уж устроен Божий мир и не в человеческих силах менять его законы. Гораздо смиреннее — просто учиться им. Нельзя безнаказанно нарушать гармонию мира, тут как аукнеться — так и откликнется. Нельзя христианам бороться с иудеями или исламистами их методами, потому как — чем же тогда мы будем отличаться от законников и агрессоров?
Когда-то протоиерей Александр Шмеман, замечательный русский богослов и историк Церкви писал: «…не пора ли нам… вспомнить этот сердцевинный парадокс христианства — что побеждает в нём только крест, его непобедимая, непостижимая сила, его единственная красота, его дух захватывающая глубина. Не пришел Христос спасти нас ни силой, ни внешней победой, но заповедал нам, чтоб мы знали, какого мы духа, чтоб была в нас сила крестная…Когда-то Владимир Соловьев написал книгу с парадоксальным заглавием «Оправдание добра»; в ней он так ясно показал, что слабость христиан почти всегда в том, что они сами не верят в свое добро и, когда приходит час борьбы со злом, противопоставляют ему такое же зло, такую же ненависть, тот же страх. Так вот, пора оправдать добро, и это значит — снова поверить в его силу, в его внутреннюю Божественную непобедимость.
Пора миру, лежащему во зле противопоставить не чудо, не авторитет, не хлеб, как в легенде о великом инквизиторе Достоевского, а тот ликующий облик добра, любви, надежды и веры, от отсутствия которого задыхается человечество. И только тогда, когда мы в самих себе оправдаем добро и поверим в него, начнем мы снова побеждать».
Может и темных планид, находящих на нашу землю, сеющих ненависть, страх и раздоры, станет тогда поменьше?