Седмицa.Ru | А. Бугаевский, П. Жаворонков, И. Жиленко, Н. Герасименко | 19.12.2005 |
Св. вмц. Варвара, деталь фрески, XIV в. Монастырь Гречаница, г. Косово |
Слава великомученицы Варвары в России не уменьшается и по сей день. За молитвенной помощью к Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня.
17 декабря в 1995 году президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. А с 1998 г. святая Варвара стала почитаться как небесная предстательница за всех, посвятивших свою жизнь делу становления и развития Ракетных войск стратегического назначения.
В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит молебен в храме великомученицы Варвары и преподобного Ильи Муромца, расположенном в подмосковном поселке Власиха. Здесь находится Генеральный Штаб Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации.
Строительство этого храма было осуществлено по инициативе и на пожертвования создателей ракетно-ядерного оружия и военно-космической техники, ветеранов, военнослужащих и служащих военных гарнизонов, военно-учебных заведений и научно-исследовательских учреждений РВСН, жителей поселка Власиха.
Святая Великомученица Варвара
(«Православная энциклопедия». Т.6. М., 2003. СC. 558−563)
Житие
Варвара (ум. ок. 306 г.), вмц. (память свершается 4,15, 17 декабря)
Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что Варвара пострадала в 237 г. при императоре Максимине (235−238), возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (309−313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата 306 г., т. е. скорее всего Варвара пострадала при императоре Галерии Максимиане (284−305, ум.311), соправителе императора Диоклетиана. В большинстве греческих текстов, в том числе и у Симеона Метафраста, а также в латинском житии (изданное Б. Момбрицием) местом кончины Варвары назван Гелиополь (город с этим названием известен в Малой Азии, Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Ц. Бароний (XVI в.), в Мартирологах Узуарда и Адона, архиепископа Вьеннского (IX в.), и других указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам блж. Иеронима и Беды Достопочтенного (VIII в.) — Рим или Антиохия.
Неясными остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях ее жития говорится, что в отсутствие отца Варвара познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Гелиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражение в древнейших житиях Варвары, ее учителем был Ориген.
Варвара не упомянута в одном из древнейших источников — Мартирологе блж. Иеронима (IV в.). Наиболее ранние редакции текстов жития Варвары восходят к VII в. Известны акты Варвары, приписываемые прп. Иоанну Дамаскину (VIII в.), и похвальное слово того же автора, анонимные жития. Сохранилось житие Варвары, написанное Иоанном, архиепископом Сардским (IX в.). Ее житие включено в собрание Симеона Метафраста и другие минологии начиная с IX в. Сохранилось армянское житие Варвары и 2 сирийских жития. Варваре посвящены похвальные слова Арсения, архиепископа Керкирского, Георгия Грамматика, Феодора Патрикия (или Петра, епископа Аргосского), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора), Феодора Продрома и др.
На Руси получило распространение житие Варвары (Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII—XIV вв. // ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 204), которое дошло в списках XIV в., но было известно уже в XI в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (около 1072) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца (Успенский сборник XII- XIII вв. М., 1971. Л. 11). Это житие вошло в состав ВМЧ (Декабрь, дни 1−5. Стб. 101−104). Студийско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. (ГИМ. Син. N 330. XII в. Л. 101 об.). Судя по другим сохранившимся редакциям Студийского устава — Мессинскому Типикону 1131 г. и Евергетидскому Типикону 1-й половины XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 331) — имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом. В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика (BHG, N 218a), которое отсутствует в русских списках.
А. В. Бугаевский
Мощи и почитание Варвары
Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (М. Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь посвященный Варваре находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть ее мощей. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийской империи Льва Великого, была построена церковь во имя Варвары. В VI в. при византийском императоре Юстине (по другой версии, еще в IV в.) мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. Этот храм упоминается в латинском описании Константинополя XII в. («Аноним Меркати») и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди Варвары, из которой сочились кровь и молоко (Описание святынь Константинополя. С. 453; Книга Паломник. С. 30).В Константинополе известны еще несколько храмов в честь великомученицы Варвары, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около «Хлебосырного дома». Другой храм находился в Манганах, около ворот святой Варвары. Кроме того, император Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в северо-западной части Большого дворца (Прод. Феоф. С. 139).
Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы и сестрой императора Романа III Аргира. Раньше этот брак и следовательно перенесение мощей относили к различным датам в пределах конца X — начала XI в.; в настоящее время это событие датируют 1005−1006 гг. Согласно западной традиции, мощи, представляющие нетленное тело Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции. Они описаны в «Хожении на Флорентийский Собор» анонимного суздальского книжника 1437−1440 гг. (Книга хожений. С. 148). Другая часть мощей, принесенная из Константинополя в Венецию в 1258 г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче. Оставшуюся в Константинополе главу Варвары видел в ее церкви в 1348—1349 гг. Стефан Новгородец.
1 июня 2003 г. частица мощей Варвары, хранящихся в Венеции, была передана в дар Элладской Православной Церкви. Она перевезена в Афины, где будет храниться в специально построенном храме, посвященном великомученице.
Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью византийского императора Алексея I, вышедшей около 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в 1108). Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в 1670 г. Феодосием Сафоновичем, игуменом Михайловского Златоверхаго монастыря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью императора Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII в. в связи с прославлением мощей Варвары. Посетивший Киев в 1656 г. Антиохийский Патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с князем Владимиром Святославичем, Крестителем Руси (Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину в середине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Киев, 1997. С. 96−98). Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей Варвары в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи (Жиленко. С. 115).
В 1644 г. при Киевском митр. Петре (Могиле) к мощам совершил паломничество канцлер Польского Королевства Георгий Осолинский. Он получил в дар часть перста правой руки Варвары. Когда в 1650 г. Киев был захвачен литовским гетманом Янушем Радзивиллом, им были взяты частицы мощей от грудей и от ребра святой. Первая частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молдавского господаря Василия Лупу, затем хранилась в городе Каневе, а впоследствии была перенесена в монастырь свт. Николая в Батурине. Вторая частица была передана Виленскому католическому епископу Георгию Тышкевичу. Эта святыня хранилась в епископской резиденции, но после пожара уцелел лишь ковчег с мощами.
В Михайловском Златоверхом монастыре первоначально мощи Варвары покоились в кипарисовом гробу, затем в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 г. петербургским мастером Андреевым на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.
Молитвами святой монастырь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 гг. В 30-х гг. ХХ в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. В настоящее время они хранятся в киевском Владимирском соборе.
Левая рука Варвары, привезенная в XVII в. на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка, а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Четвертинским) в храм Святой Софии Киевской. В 30-х гг. ХХ в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).
Антоний Новгородец, ставший после возвращения из Константинополя архиепископом Новгородским, в 1218 г. заложил на месте деревянной (существовавшей еще в 1138) церкви новый каменный храм во имя Варвары (ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 25, 57). Предполагают, что Антоний привез с собой частицу мощей этой святой (Царевская. С. 69). Из описей Новгородского собора Святой Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей Варвары и часть гроба этой святой (Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48).
О руке Варвары в монастыре Святого Креста (Иерусалим) упоминается в Хожении гостя Василия 1465−1466 гг. (Книга хожений. С. 174). Частица ее мощей также была в Хальберштадте. В наст. время часть честной главы Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки — в монастыре Симонопетра (Афон), другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра.
В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесенная из церкви вмц. Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875−1882).
За молитвенной помощью к Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Она считается покровительницей шахтеров и артиллеристов. В 1998 г. Варвары стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 2000 г. ее икона, находящаяся в наст. время в Самаре, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, побывала на борту орбитальной станции «Мир».
А. В. Бугаевский, П. И. Жаворонков, И. В. Жиленко
Иконография
Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жен, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся ее образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705−707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. «Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых» (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., «Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых» (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы «Богоматерь Знамение», 1-я половина XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон начала XIX в. (ЦМиАР)).Изображения: в каппадокийских храмах — в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой церкви Токалыкилисе в Гёреме, конец X в.; в Чанлыкилисе в Акхисаре, XI в.; в церкви Варвары в Соганлы, 2-я половина. XI в.; а также — в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Святой Софии Киевской, 1037−1045 гг.; в церкви св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в церкви вмц. Варвары в Киприотианика на острове Китира, конец XIII в.; церкви св. Апостолов [Спа-са], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) середина XIII в.; в церкви Панагии в Пурко на острове Китира, конец XIII в.; в церкви свт. Иоанна Златоуста в Гераки, конец XIII- начало XIV в.; в церкви св. Димитрия в Пурко на острове Китира, начало XIV в.; на юго-западном столпе в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310−1313 гг.; на северной стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), около 1320 г.; на миниатюрах Минология и в греко-грузинской рукописи.
Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II и минология Служебного Евангелия; в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348−1350 гг. и церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.
В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам: церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в., Средняя Русь или начало XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г.
В западно-христианском искусстве Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскура, иногда пушка (напр., «Мадонна с Варварой и Лаврентием», художник Дж. Морини. Музей города Брера). Были распространены сцены ее мучений.
Изображения: миниатюра в Passionale (Stuggart. Fol. 57, 114b, около 1200); «По-липтих», художник С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); «Страсти Варвары», 1-я. половина XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); «Дева Мария в платье с колосьями», на обороте «Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара», австрийский мастер, около 1440−1450 г. (ГМИИ); «Святая Варвара», вестфальский мастер, около 1470/1480 (ГМИИ); «Варвара с башней, кубком, пером», гравюра, около 1470/1480 (Гравюрный кабинет. Берлин); «Варвара с Иоанном и Матфеем», художник К. Роселли (Галерея Академии. Венеция); «Бегство Варвары», художник П. Рубенс, около 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и многие другие.
Н.В. Герасименко
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=29 085&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)