Русская линия
Русский домПротоиерей Александр Шаргунов19.12.2005 

Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских
+19 декабря — день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

В итальянском городе Бари, в великолепной базилике, где почивают мощи святителя Николая, есть скромная гравюра, изображающая корабль, спасённый им. Из Египта в Ликийскую страну шёл корабль. Ревела страшная буря, и все, кто был на корабле, молились, взывая к святителю Николаю. Матросы всего мира знают, как действенна его помощь в такие минуты, кроме того, ведь они плыли в его страну. И святитель Николай явился им: «Вы взывали ко мне. Не бойтесь!» Все видели, как он взялся за руль, и на море легла тишина.

Когда мы говорим о святителе Николае, большинство из нас, наверное, вспоминает о помощи, которую мы получили от него в опасностях и затруднениях житейских. Он приходит на помощь в опасностях, когда гибель грозит, когда, кажется, нет исхода. И бывает, приходят впервые в жизни в храм спасшиеся чудом люди, спрашивают: «Где тут икона Николы Милостивого?» — и глядят изумлённо на изображение святого, как бы узнавая его, со слезами молятся, ставят свечи.

Имя Николай в переводе с греческого означает «побеждающий народ». Какую надо силу иметь, чтобы побеждать народ, чтобы иметь власть не над телом только человека, не над внешними только поступками его, а над сокровенными его мыслями и желаниями. Мы знаем, что предтечи антихриста прежде, чем физически пленить народ, пытаются овладеть его душою и одерживают порою над миллионами умов и сердец кажущуюся победу. Антихрист весь мир поразит вначале необыкновенно добрыми словами и делами, но очень скоро обнаружит сатанинскую жестокость. Глубина души человеческой может быть отдана только Богу, только истинному Добру, потому что человек добр по природе, по самой сущности своей.

И что бы ни происходило в мире, только Иисус Христос побеждает. Иисус Христос NIKA, — т. е. победа, — как возвещает тайна преломления Тела Христова за Божественной Литургией. И святитель перед Престолом Божиим, как говорит святой Иоанн Златоуст, в самом деле — другой Христос, если он по совершении Литургии обретает способность в каждом страждущем видеть другого Христа.

Здесь — тайна пастырства и святительства чудотворца Николая. Она — в пастыре добром. Не в великом, обратите внимание, а в добром, милостивом. А тайна доброты — тайна Страшного суда, главным признаком приближения которого является умножение скорбей и бессердечия в мире. И Евангелие сегодняшнего праздника, говоря о лжепастырях человечества, которые приходят, чтобы украсть, убить и погубить, напоминает также о том, какой голос узнают и какого голоса слушаются овцы, даже если они ещё «не двора сего», ещё не в Церкви.

Мы все должны об этом серьёзно задуматься, потому что призвание каждого христианина заключается не в собственном только спасении, но и в том, чтобы содействовать спасению других. Из истории нам хорошо известно, что назойливая педантичность фарисейской проповеди приводила часто лишь к отрицательным результатам. Люди идут добровольно только под иго любви. В одно мгновение любовь может озарить нас Духом Святым, но обретается она многими скорбями и трудами.

Чтобы других побеждать, надо прежде себя победить, отвергнуться себя, забыть о себе, стать всем слугою. Это и есть жизнь по воле Божией, и кто решится жить так, тот, несомненно, получит от Бога всепобеждающую силу, потому что в нём, через него будет действовать Сам Бог. В этой изумительной жизни, быть может, самая изумительная черта — её всецелое посвящение другим.

Вспомним из жития святителя Николая, как побеждает он любовью чёрствое сердце отчаявшегося бедняка, готового отдать своих дочерей на бесчестье, тайно подбрасывая ему узелки с золотом. Он тайно, никем не увиденный, как бы самою Божьею рукою творит добро, и по законам сеяния и жатвы, непреложно действующим в мире, возрастает в нём любовь. И уже как власть имеющий, то есть в силе Духа Божия, вырывает он меч, занесённый над тремя неповинно осуждёнными гражданами в Мирах. И Господь дарует ему поистине ангельскую крепость, так что при земной жизни ещё, не стесняемый разделяющими людей расстояниями, принимает он таинственное участие в судьбах людей, в судах Божиих. В сонном видении является он царю и приказывает освободить оклеветанных воевод, которые молились в это время святителю: «Если не исполнишь, то воздвигну народный мятеж и ты погибнешь страшною смертью». — «Кто ты, и почему угрожаешь державе моей?» — «Я Николай, архиепископ Мирликийской митрополии». Проснувшись, царь призвал воевод и те доказали свою невиновность. Царь послал с воеводами в Миры золотое Евангелие, золотое кадило и два светильника.

Мы видим, братья и сестры, что смысл служения святителя Николая — не вообще добрые дела, а устроение Церкви Христовой. Победить народ — значит, привести его к стопам Спасителя, Который говорит: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда» (Мф. 26, 11). Как бережно, как терпеливо это надо делать, не презирая малейших нужд материальных, чтобы просветить людей, заблудившихся во мгле страстей и житейских попечений. Чтобы народ победить, надо не только кротость Моисееву иметь, но и ревность Илиину о Славе Божией, ибо таинник Божией благодати, человек, которому Тайны Божии вручены, готов душу свою положить за чистоту веры.

И вот мы видим, что святитель Николай победил, и победа его, победившая мир, — Православная вера его. Он нас победил, побеждает стоящих здесь и молящихся ему. Его дети любят, к нему русский народ с ранних лет христианства прилепился душой. Не было на Руси града, где не было бы ему храма, не было и нет храма, где не было бы ему иконы. Зайдите в любой сегодня храм — народу, почти как на Пасху, и море свечей перед иконой доброго старца с пронзительным взором. Держит Евангелие, или церковь, или меч: не бойтесь! И смысл нашего праздника в том, чтобы мы услышали голос святителя и вместе с ним явили силу Церкви, милосердие Христово там, где жестокость «человекоубийцы от начала». Не для того мы приходим в храм, чтобы в акафистах сладостно о милосердии петь, а в жизни не сметь отвести меч или хуже того — не сметь увидеть меч над невинно осуждёнными гражданами в наших собственных Мирах. Или, как один священник прекрасно сказал: иметь, как водится на Руси, Апокалипсис любимым чтением и не желать замечать ужасы Апокалипсиса в окружающей нас жизни.

Для того этот праздник дан сегодня Церкви, чтобы вдохновилась она мужеством и любовью святителя Николая и могла явиться и власть предержащим во сне или наяву, как угодно, но только сказать грозную правду, что за невинную кровь взыщет Господь с них и с державы всей. И как против самой злейшей ариевой ереси возвысить свой голос против растления наших юношей и дев и ничего не пожалеть: всем, что имеем сокровенно, их чистоту оплатить, даже золотом Церкви, если оно ещё осталось, ибо что можно дать взамен души человеческой? И не о помощи только чудесной в реставрации храмов святителя Николая молить, но чтобы узнали все, что тела их — храмы Духа Святого. В этом — праздник. Здесь начало и венец подвигов великого чудотворца.

Жизнь наша колеблема страшными ветрами, и корабль наш Российский в бурю попал, и уже бесстыдно и нагло бесом летающим и погрузити его хотящим, кажется, тщетно противостоять. Но всегда, как на той гравюре, что над мощами святителя Николая в городе Бари: не бойтесь! Пусть из самого сердца, из всей нашей жизни возносится к небу эта молитва: Святителю отче Николае, помогай нам! Аминь.

http://www.russdom.ru/2005/20 0512i/20 051 208.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru