Вечерняя Москва | Анна Чепурнова | 16.12.2005 |
У нас — вертеп, у них — презепе
Оказывается, в наших двух странах традиции вертепа отличаются друга от друга. В России начиная с ХVII века так называли кукольный переносной театр. Бродячие артисты давали с ним представления на площадях, а семинаристы носили вертепные ящики по домам, показывая спектакли за умеренную плату.В Италии вертеп, или, как его называют, презепе, воплотился в трехмерной скульптурной композиции.
Кстати, местный термин происходит от латинского praesepium — что означает «ясли, кормушка для скота».
Введение презепе в цикл рождественских обрядов приписывают Франциску Ассизскому. В ночь Рождества 1223 года, чтобы проникнуться духом великого события самому и дать почувствовать народу, он отслужил мессу в яслях местечка Греччо.
Предварительно святой привел туда быка и осла. По свидетельству очевидцев, дыханием этих животных был согрет младенец Иисус, лишенный всех необходимых новорожденному вещей.
Достойная замена елки
Самым ранним вертепом в христианском мире считаются созданные около 1289 года мраморные композиции итальянского скульптора и архитектора Арнольфо ди Камбио. Ими и сегодня можно полюбоваться в соборе Санта-Мария Маджоре в Риме. В ХVI веке Триденский собор поддержал широкое распространение презепе, посчитав его выражением религиозного чувства народа.Сто лет спустя рукотворные ясли с фигурками святых перестали быть лишь церковным атрибутом. Они вошли в дома аристократии и буржуазии. Это был предмет роскоши, каждый год оформлявшийся по-новому.
В католическом Средиземноморье его противопоставляли елке. Кстати, у рождественской традиции наряжать зеленое игольчатое дерево, которую переняла наша страна, — протестантские корни.
Многие вертепы объединяет общая символика. Волхвы изображаются на лошадях белого, гнедого и черного окрасов, символизируя солнечный цикл: зарю, день и ночь.
Грот, где располагались ясли, трактуют как границу между светом и тьмой, сознательным и бессознательным. Река — это и символ священных вод, и рождения (в материнском чреве ребенка обволакивает вода), и смерти (через реки переправляются души умерших — поверье, заимствованное из античной мифологии). Мост рассматривают как переход между миром живых и мертвых.
Святое семейство найти нелегко
Обязательные персонажи каждого вертепа — Богородица, Младенец Христос и св. Иосиф, а также волхвы и пастухи. Наличие остальных фигурок зависит от желания автора.Фантазия творцов презепе в Италии безудержна. Как и любовь к собственной стране и ее народу. Именно поэтому не относящиеся к евангельской истории персонажи часто оказываются в центре внимания.
Обходя в ХХС огромные композиции, накрытые стеклом, иногда поражаешься: вот игрушечные солдатики, священники, а где же Святое семейство? Прежде чем его отыскать, до-олго смотришь на многофигурную композицию. Наконец, вопреки всякой логике, находишь кукольных Марию и младенца не в яслях, а в каком-нибудь доме.
Думаете, вокруг него пейзажи Вифлеема? А вот и фигушки — изображение итальянских кварталов! В маленьких зданиях горит свет. За окнами — фигурки ремесленников за работой и женщин, готовящих обед. Перед домиками сплетничают кумушки, расхаживают прохожие, матери укачивают детей.
По презепе разных регионов Италии можно изучать географию страны. Сам выбор материалов для будущего творения определяют природные ресурсы области, где работает художник. Здесь пригождается и пробковое дерево, и камень, и железо, и терракота, и расписанное вручную папье-маше.
Дальше смотри саму композицию: какие только диковинные строения не окружают Марию с Христом! Мастер из области Альберобелло изображает труллы — за эти древнейшие средиземноморские жилища, дошедшие до наших дней, его родина внесена в список ЮНЕСКО. Художник из Сардинии помещает Святое семейство в нураги — дома-укрепления, которые когда-то были характерны для его области. Римский творец презепе селит Христа на улице в районе Трастевере, полюбоваться которой можно до сих пор!
Ночи и сладости
Любовь к своему краю диктует и «сценографию» презепе, где много жанровых сцен. Например, народный танец возле траттории — трактира. Или вывешивание крестьянами на стены дома связок желтых помидоров для того, чтобы плоды дозревали.Образ Италии передается и благодаря сказочной подсветке вертепов. Темное небо в композициях напоминает о роскошных итальянских ночах — погружаясь в них, кажется, что бархатная полутьма мягко обволакивает плечи.
Представить появление на свет божественного младенца в том городе или селении, где ты живешь, так соблазнительно для итальянского мастера! А что же церковь? Она не осуждает. Говорят, что Христос каждый раз рождается заново не в конкретном месте, а в душе человека.
Прежде чем вести детей на выставку в ХХС — а сходить стоит, тем более что вход бесплатный, лучше запастись чем-нибудь вкусненьким.
Иначе чадо устроит вам обструкцию, ведь последний зал представляет сервировку праздничного рождественского стола. Здесь — роскошные серебряные столовые приборы, посуда необыкновенной красоты и скатерти с элементами венецианского кружева. Каталоги с типичными для зимнего праздника итальянскими сладостями. И, конечно, бутылки лучшего шампанского в мире — сладкого Mondoro, при виде которых слюнки будут глотать уже не дети, а вы.
Выставка открыта до 1 февраля 2006 года
http://www.vmdaily.ru/main/viewarticle.php?id=18 970