Русская линия
Аргументы и фактыЕпископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов) (1963-2010)15.12.2005 

Владыка Зосима: «Если брать от жизни все, другим не достанется»

ЕПИСКОП Якутский и Ленский Зосима как никто другой чувствует, сколь необъятна наша Родина. Над одной только Якутской епархией на самолете лететь и лететь. Чуть больше года владыка осваивает местный климат, где на Пасху ночью ?20.С, а на Крещение в проруби купаться не привыкли, потому что лед на Лене толщиной 2,5 метра…

Безнравственный человек Родину не любит

— ВЛАДЫКА, сейчас государство озабочено возрождением патриотизма у граждан. А что это такое, по-вашему?

— Патриотизм — понятие нравственное. Безнравственный человек не может любить свою Родину, ему все равно где жить, лишь бы было сытно и спокойно. Любовь к Родине выражается, например, в службе в армии.

— А как же заповедь «Не убий»? Пацифисты на нее ссылаются и в армию не хотят.

— Пацифизм — неправославное понятие. Война — это не убийство, это защита Родины. Господь сказал своим ученикам: «Никто не имеет больше любви, кто душу свою положит за други своя». Родина — это не только земля, это папа и мама, братья и сестры, друзья. И, защищая их, православный человек может спокойно пойти на войну. Более того, Церковь свято верит и проповедует, что православный человек, который умер на поле брани, попадает в Царствие Небесное.

Главная беда нашей жизни — отсутствие идеологии. Сейчас многие пытаются ее выдумать. А надо просто вспомнить, какой она была — любовь к Родине, любовь к своему народу, любовь к Православной церкви.

— Но в России есть и другие конфессии.

— Хотим мы или не хотим, православие — основополагающая религия для России. Русская культура глубоко православна. До Петра I у нас даже не существовало раздельной истории Церкви и государства. Можно смело говорить, что мы стали великой могучей державой во многом благодаря служению Русской православной церкви. 90 миллионов жителей России, по результатам переписи, считают себя православными. Мне кажется, сегодня нужен принцип, который лежал в основе российской жизни до революции, когда Церкви даны были все возможности для проповеди и ее поддерживало государство. Остальные религии тоже существовали и несли свое служение. Я помню в одном фильме кадры, когда разные народы приносили присягу верности государю-императору и Отечеству российскому. Стоят мусульмане и читают ее на своем родном языке. Буддисты — на своем родном языке. Думаю, что любой житель нашего многонационального государства, где бы он ни жил, как бы он ни верил в Бога, в любом случае молится о благе своего народа и общероссийской жизни.

— Вы считаете, что Церковь должна снова соединиться с государством, как до революции?

— Нет-нет. Церковь очень ценит свою независимость. Молясь за наше общество, она видит, где наши слабые места. Как говорится, со стороны виднее.

— И где же самые слабые?

— Очевидно падение нравственности в обществе. А ведь огромное количество древних государств именно из-за этого разрушались и исчезали.

Например, когда я приехал в Якутск, ко мне обратилась местная газета, ей нужен был материал для церковных заметок. И вот приносят номер, и я вижу на обложке газеты, в которой находится информация о Церкви, заголовок «Все о минете» с фотографиями и огромным текстом. Я сказал, что больше мы сотрудничать не будем. Недопустимы статьи в СМИ, порождающие похотливые устремления в молодежи. Когда я еду по Москве и вижу, простите, рекламу нижнего женского белья и эту рекламу видят дети, я считаю это преступлением по отношению к ним. Когда по телевизору говорят «Бери от жизни все», я считаю, что это совершенно нетрадиционный для России лозунг. Если я взял от жизни все, значит, кому-то не досталось. Разбогатей и будешь счастливым — это западный принцип.

Духовным терроризмом не занимаемся

— ЕСТЬ люди, которые негативно относятся ко всему церковному. Может быть, нужно активнее проповедовать?

— Не стоит. Проповедь христианства прежде всего основывается на правде. Кто хочет ее услышать, тот услышит. Мы не можем подобно протестантам или сектантам ловить на улицах людей и навязывать им мировоззрение. Я бы это назвал духовным терроризмом.

— В Якутии встречаете сопротивление православию?

— Православные миссионеры пришли в Якутию еще в начале XVII века, «чтобы на реке Лене без попов не было и служилые люди без покаяния и причастия не помирали».

И они уже тогда почти не встречали открытого сопротивления, как это было, например, в Бурятии и Средней Азии, поэтому к концу XIX столетия более 98% населения Якутии исповедовали православную веру.

Революция 1917 года прервала христианизацию северных народов. Сейчас к православным причисляют себя 35% якутоязычного населения.

Мне кажется, в наше время Церковь в России выступает объединяющим началом разных слоев нашего общества. Поддержка нашей Церковью государства станет основой возрождения России. Думаю, следующее поколение будет более нравственным.

Ольга МИНАЕВА

http://www.aif.ru/online/aif/1311/5601


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru