Русская линия
ФомаСвященник Алексий Трубач15.12.2005 

В Индию и Непал…
По следам апостола Фомы

Справка «Фомы»

Священник Алексий ТРУБАЧ

Родился в 1971 году. Обучался в Московском Инженерно-Физическом Институте, закончил Российскую Экономическую Школу, Московскую Духовную Семинарию. В настоящий момент — студент 2-го курса очного отделения Московской Духовной Академии. Был рукоположен в священника в 2001 году. Служит в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве, Москва.

По благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, священник Алексий Трубач в 2004—2005 годах в период Рождества и Пасхи совершал пастырские поездки по Индии и Непалу для духовного окормления соотечественников, проживающих в этих странах.

Соблазн духовного безразличия

— Удивительно слышать, что в Индии и Непале проповедуют православные священники…

— Первым, кто принес христианство в Индию, был святой апостол Фома. Память о нем живет на этой земле по сей день. Им была основана христианская церковь на пяти обращенных знатных семействах высшей касты на Юге Индии. К сожалению, в силу территориальной оторванности от Вселенского Православия и незнания ситуации в Церкви, сначала в IV—V вв.еке индийские христиане перешли в несторианский, а потом в XVII веке в монофизитский Антиохийский патриархат, таким образом выйдя из Православия. Ныне это автокефальная индийская церковь, хотя и именуется Сирийская Маланкарская Ортодоксальная церковь. Она входит в семейство монофизитских ортодоксальных церквей (Армянская, Коптская, Эфиопская, Индийская, Сирийская). После апостола Фомы последним и едва ли не единственным достоверно известным проповедником православия в Индии был монах, русский миссионер-подвижник, архимандрит Андроник (Елпидинский), который провел в Индии 18 лет с 1931 по 1949 и установил тесные отношения с индийскими христианами. Он был активным сторонником воссоединения индийских монофизитов со Вселенским Православием ввиду их расположенности, в частности, к Русской Православной Церкви.

СПРАВКА: Монофизитство — ересь, возникшая в Церкви в V веке и получившая большое распространение на Востоке. Монофизиты считали, что Иисус Христос был только Богом, имел одну лишь божественную природу. Несторианство, напротив, учило о том, что Иисус Христос был всего лишь человеком, отмеченным особой божественной благодатью — но не Богом. И монофизитство, и несторианство осуждены в V веке на церковных соборах. Православие учит, что Господь наш Иисус Христос — Богочеловек, то есть имеет и божественную, и человеческую природы. По определению IV Вселенского Собора (451 год по Р. Х.), эти природы соединены «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно».

Сейчас русские православные священники два раза в год направляются служить в Индию и Непал, на Рождество и Пасху, в основном для наших соотечественников, сотрудников дипломатических миссий в этих странах, а также для православных сограждан, работающих или проживающих здесь. Кстати, православные богослужения, проведенные в 2004 году в Катманду по просьбе российских женщин, проживающих в Непале, были первые за всю историю этой страны. Но, собственно, окормлением православных и поддержанием связей с индийскими христианами пока и ограничивается вся наша миссионерская деятельность.

— Какие люди приходят на богослужения?

— В Индии и Непале достаточно много русских людей. Один дипкорпус российского посольства в Дели составляет около тысячи человек. Сотрудники дипломатических миссий, российские специалисты, работающие на совместных предприятиях, русские, украинские, белорусские женщины, вышедшие замуж за граждан Индии и Непала.

Большинство из них хотело бы сохранить свои православные корни, однако сохранение веры в условиях, когда тебя окружает чуждая культура, становится серьезной проблемой. Еще более это трудно осуществлять в стане, где нет ни одного православного храма, кроме двух маленьких греческих церквей в греческих дипмиссиях в Дели и Калькутте, которые в общем-то недоступны для наших сограждан.

— Неужели в Индии нет православной общины?

— Община-то есть. В Российском посольстве в Дели в ее состав входит около семидесяти православных. И она уже показала свою жизнестойкость и молитвенную активность, по крайней мере, за последние четыре года. Но, к сожалению, их мечта о построении хотя бы небольшой посольской церкви до сих пор казалась просто неосуществимой. Впрочем, в последнее время появились определенные надежды, была выделена и отремонтирована молельная комната, выделено помещение для приходской библиотеки. Большую помощь в этом почине оказал посол РФ в Индии В.И. Трубников.

Однако, хотя приезд два раза в год священника и не вполне достаточен для окормления православных региона, но с другой стороны, регулярность визитов, их организация посольством — это уже большое достижение. Так, греческий священник не приехал в греческий храм в Дели на Пасху 2004 года. Оказалось так, что неокормленными остались и греки, и сербы, и киприоты, и посольства Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории, Румынии, Болгарии, Украины. Послы девяти православных держав были на нашем пасхальном богослужении.

Я просто хочу подчеркнуть, что храм не просто нужен общине, но его и готовы принять, и заполнить жизнью.

— Чем же все-таки опасна для веры та культурная среда, в которой оказались наши соотечественники?

— Чаще всего мы наблюдаем не переход в другую веру, а колебания людей. И страшно не то, что они обратятся в католицизм или в индуизм, а то, что они могут стать теплохладными.

Потерять веру очень легко. Все начинается с малого. Например, просто поставить «для красоты» обычную статуэтку Ганеша, индийского бога со слоновьей головой, на столе. Человек не то чтобы принимает чужую веру, а лишается всякой веры вообще. Поверхностное восприятие их символики ведет к поверхностному восприятию и того, что мы сами имеем. Ему становится все равно, ради чего жить, умирать — ведь в разных религиях эти вопросы по-разному решаются.

Вот вам пример из церковной истории. Еще в III веке, когда христианство в Римской Империи было под запретом, всё же многие уже принимали крещение. Однако часто было так, что люди одновременно верили и в своих богов, и в христианского Бога. А потому, когда начались гонения на христиан, то те, у которых в сердце и в доме был только один Бог, вели себя иначе, чем те, для которых отвернуться от Христа — это всего лишь убрать еще одну статуэтку из пантеона.

То же самое происходит и сейчас. Большинство таких людей не становятся подлинно верующими индуистами, буддистами. А изменяя своим корням, взамен они приобретают духовный фетиш, который впоследствии переходит в духовный вакуум.

— Есть ли поток из России в Индию искателей восточной мистики?

— Да, люди едут, ищут в Индии духовного прозрения. Секретарь консульства России в Мадрасе рассказывал мне о том, что консульство завалено письмами родственников с просьбами вызволить родных из секты Сай Бабы. Они остались там жить, боготворя его, поверили в кумира, будучи завлеченными его «чудесами», молятся на него. Около трехсот россиян постоянно живут рядом с ашрамом Сай Бабы. Конечно, наш православный храм в Дели мог бы стать некоторой чертой, вехой, шансом опомниться перед вступлением на путь поклонению идолу, а затем полному опустошению.

— Как наши православные хранят здесь свою веру?

— В Непале я встретил особенно яркие свидетельства живой православной веры даже в столь оторванной от православной церкви стране. Так, например, Алла Шарма, бывший председатель Ассоциации русских женщин в Непале «Ивушка», ее бессменный лидер, родом из Санкт-Петербурга, живет в Непале уже 25 лет. Ее муж — очень известный человек в Катманду, хирург, личный врач короля, ректор государственного университета. Он — индуист, она же — православная верующая. Алла не просто не потеряла своей веры, но и, периодически бывая на родине в Санкт-Петербурге, воцерковилась, а во время моего пастырского визита не пропустила ни одного богослужения. Интересно отметить, что ее супруг сам помогал ей устанавливать уголок с иконами.

— А в чем особенность богослужения в Индии вне стен храма?

— Я служил на антиминсе. (СНОСКА: Антиминс (греч.: вместопрестолие) — льняной или шелковый плат с изображением положения Христа в гроб, с зашитой в него частицей мощей и с подписью правящего архиерея, удостоверяющей законность служения. Без антиминса не может быть совершено таинство Евхаристии даже в церкви; с ним же литургия может совершаться и под открытым небом.) Вся церковная утварь везется с собой, поэтому богослужения, и главное, Божественную литургию, можно совершать в любом месте. В действительности, где бы ты ни служил, благодать Божия и ангелы собираются там во время богослужения: в открытом поле, или в торгпредстве, или в здании посольства. И во время службы это место становится храмом. Мне рассказывали, что когда посольские дети проходили мимо торгового представительства, где совершались рождественские богослужения, уже после моего отъезда, говорили, показывая на здание: «Вот храм, а батюшка уехал».

Конечно, о храме мечтают. Потому что храм — это то место, где всегда будут присутствовать ангельские силы. И даже вне богослужения человек ощущает там присутствие Божие.

— А местное население обращается в христианство?

— Индуизм пропитывает всю жизнь индийцев. Для того, чтобы отказаться от индуизма, нужен очень сильный внутренний переворот и необходима православная община, среда, где человек имел бы возможность сохранить обретенную веру.

Как раз в последней поездке я крестил двух мужчин-непальцев. Они учились на Украине пять лет, и уже там ходили в православные храмы помолиться, обратиться к Господу Богу. Поэтому в Непале, имея православных жен, вполне осознанно решили креститься, хотя для них, живущих в индуистском королевстве и намеревающихся оставаться жить там, это не принесет никаких выгод. Стоит отметить, что непальское общество очень веротерпимо и не ущемляет в правах иноверцев. Все же Крещение для них — это сознательный отказ от религиозной традиции, в которой они были воспитаны. Но они имеют малые домашние общины, где, я думаю, смогут обретать и сохранять православие. Очень многие, находящиеся в смешанных браках, крестили своих в Православии.

Часть индусов переходят в католицизм, хотя такое обращение часто очень поверхностно. Многие из них признаются, что одновременно ходят как в индуистский, так и в католический храм, так как там они могут получать гуманитарную помощь и образовательные гранты взамен на пусть даже внешнее приятие веры.

Там ходил апостол

— А какие святые места, связанные с именем апостола Фомы, Вам удалось посетить? Что Вам удалось узнать про него?

— В Мадрасе, на побережье Индийского океана, в двухстах метрах от моря, святой апостол Фома своими руками построил храм. В этом городе прошли последние четыре года его апостольского служения с 68 по 72 год. Проповедь его там была успешна: многие из местного населения обратились в христианство, что и стало поводом к зависти одного индуистского брахмана, нанявшего воинов убить его. Под этим храмом после мученической кончины апостола погребли его ученики.

Это место описывается в исторических записках Марко Поло (XII в.). Позже Васко да Гама вспоминает, что даже мусульмане, жившие в Мадрасе, воспринимали апостола как святого, почитали его могилу. Сейчас здесь католическая базилика святого апостола Фомы. Господь сподобил меня совершить православную божественную литургию на могиле апостола Фомы в склепе базилики для наших православных сограждан, сотрудников консульства, которое, кстати, находится в пяти минутах ходьбы от могилы святого апостола. Туда приходит очень много индийцев — и индуистов, и христиан. При базилике есть музей, где в реликварии (СНОСКА: Реликварий (позднелат. reliquarium) — вместилище для хранения реликвий.) хранится копье, которым был убит святой апостол Фома.

Надо сказать, что мощи святого апостола разошлись по частичкам по всему миру: в Италии, по преданию, находится святая голова апостола. В саму базилику частичка мощей вернулась только в XIX веке.

Мне удалось посетить и две горы, где апостол укрывался от преследования воинов брахмана. На Малой горе у апостола была своя пещера, где он и проповедовал. А рядом находится источник воды, который, по преданию, Господь сотворил по молитве святого Фомы, для того чтобы ученики в условиях столь жаркого климата могли как можно дольше находится с апостолом. Когда же апостол, обнаруженный воинами, вынужден был бежать из пещеры, Господь совершил чудо: образовалась расщелина в скале, через которую святой смог выбраться. Он бежал с Малой горы на Большую гору. Надо сказать, что все святые места, связанные с апостолом Фомой, принадлежат сейчас Католической Церкви. На склоне Большой горы находится женский монастырь. С этого святого места открывается вид на весь город. Именно тут во время молитвы один из воинов убил со спины апостола, пронзив его копьем, наконечник которого, как я уже сказал, хранится в музее базилики.

— А что сейчас находится на самом месте убийства апостола Фомы?

— На этом месте расположен сейчас католический храм, который был построен в XVI веке португальцами. В нем находится крест святого апостола Фомы. Он вырезал его собственноручно на камне, и именно перед ним апостол молился перед своей мученической кончиной.

Святой апостол принес с собой в Мадрас икону Божией Матери, написанной, по преданию, апостолом Лукой. Если вспомнить, что и Владимирскую икону Божией Матери написал апостол Лука, то становится ясно, откуда такое сходство в расположении рук Младенца и Богородицы, Их взаимном расположении на этих иконах. Но, естественно, время вынудило обновлять краски, и получились лики младенца и Пресвятой Богородицы с более русскими или более индийскими чертами в зависимости от иконы. Там эта икона очень почитается.

— Пострадал ли Мадрас от цунами, обрушившегося на побережье Индии? Вы ведь оказались там сразу после катастрофы?

— Да, безусловно, Мадрас существенно пострадал от цунами. Как я уже сказал, наше консульство находится на побережье в ста метрах от базилики Святого апостола Фомы. Я, встревоженный известием о цунами, позвонил туда накануне приезда, но узнал, что волна дошла ровно до ворот консульства и базилики и… остановилась! Хотя, если проехать 500 метров от базилики, можно было увидеть разрушительную мощь волны на том же расстоянии от моря. Безусловно, произошло чудо по предстательству святого апостола Фомы. Кстати, духовенство и прихожане базилики оказали большую помощь пострадавшим. Каждую ночь в течение недели после трагедии, до того как правительство смогло всем помочь, на территории базилики находили ночлег и пищу до тысячи лишенных крова.

За Божественной литургией на гробе апостола, о которой я уже упомянул, мы молились о сохранении места сего, града, страны от глада, потопа на русском и английском языках, так как у гроба собралось достаточно много индийцев, также усердно молившихся о сохранении их земли по молитвам святого апостола Фомы.

— Что Вы обрели из этих поездок?

— Для меня это очень сложная страна. Но я благодарен Богу за то, что Он даровал мне прикоснуться к святыням, связанным с именем Своего ученика, апостола Фомы, и его святое предстательство. Он дал мне возможность служить Божественную литургию в стране языческой, нести здесь свет Православия, ведь наше богослужение — это самая лучшая проповедь Христа в мир. И даст Бог, придет время, когда здесь воссияет золотым куполом хотя бы один православный храм в этом южноазиатском регионе во свидетельство и сохранение нашей веры православной!

Беседовала Юлия БЛАТУН

Материал опубликован в 5 (28)-м номере «Фомы» 2005 г.

http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=66&article=1398


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru