Русская линия
Парламентская газета Николай Никоноров15.12.2005 

Страсти по Валааму

Светских жителей на Валааме сегодня около четырёхсот. Но единого мнения насчёт «уезжать — не уезжать» у них и по сей день нет. Часть валаамцев уже добровольно переселилась в материковую Сортавалу. Другая часть ещё живёт на острове, но желает переселиться. Наконец, третьи не хотят уезжать с Валаама ни при каких условиях.

Когда-то сюда, на далёкий труднодоступный остров, сослали безногих и безруких инвалидов Отечественной войны. Сегодня потомкам этих принудительных переселенцев предлагают освободить Валаам, ставший их родиной.

Предыстория сегодняшнего положения дел на острове, без которой невозможно в нем разобраться, такова. Этот кусочек суши посреди Ладожского озера словно создан для отшельничества. Суровый климат. Скалистые берега, поросшие жесткой еловой бородой. И самое главное — отъединенность от мира. Этот «русский Афон» славился суровым монашеством. Строители светлого будущего в 1939 году решили разогнать этот источник «опиума для народа». И, как рассказывают, валаамские монахи, прихватив иконостас, бежали прямо по льду в Финляндию. Впрочем, остров не долго пустовал. После Отечественной войны инвалиды в одночасье были удалены из городов. Одним из мест их ссылки и стал остров Валаам.

Но русский человек выживет везде. Изгнанные инвалиды на острове прижились, занялись хозяйством, создавали семьи, рожали детей, которые уже сами выросли и сами родили детей — настоящих коренных островитян. Но словно какой-то рок преследует этих людей. Еще в 1991 году Верховный Совет Республики Карелия поддержал предложение РПЦ о передаче Валаамского архипелага в собственность монастыря. С тех самых пор и встал вопрос о переселении цивильных «островитян» на материк.

Тем не менее вот уже больше десяти лет переселенческий «воз» и ныне там. Как ни странно, но в данной ситуации такая замедленность исполнения закона и принятых решений — показатель того, что мы все и наше государство стали человечнее и внимательнее к своим гражданам. Закон о передаче церкви в собственность объектов религиозного значения не в состоянии перечеркнуть Жилищный кодекс РФ и саму Конституцию, где всем российским гражданам, вне зависимости от того, где они проживают, даны одинаковые права. Поэтому если житель Валаама не желает покидать свою родину, привык к здешней жизни, прикипел к своему огородику и квартирке-келейке, никто не вправе его вышвыривать из нее. Да никто этого и не собирается делать.

— Мне кажется, сейчас просто нагнетается обстановка, — считает директор Карельского республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Владимир Дыбин. — Хотя согласно Концепции развития монастыря, которая была утверждена в правительстве РК, новое строительство зданий на Валааме не предусмотрено, но все службы — как светские, так и монастырские — будут размещены в уже существующих зданиях. Например, на территории монастыря будет воссоздаваться двухэтажный хлебный амбар и там предусматривается помещение для школы на 60 мест. Будет восстанавливаться утраченный странноприимный дом, и там будет медицинский центр. То есть существует целая социальная программа по развитию именно местного поселка.

Почему же в последнее время поднято столько шума вокруг переселения людей с острова? Объясняется это легко: там, где речь идет о переходе значительной собственности из рук в руки, там и шум. Заинтересованных в исполнении или неисполнении закона сторон в этом деле достаточно: это и жители, и церковь, и сортавальская власть, и валаамские предприниматели, и остатки туристического бизнеса, успешно вытесненного церковной паломнической службой.

Светских жителей на Валааме сегодня около четырехсот. Но единого мнения насчет «уезжать — не уезжать» у них и по сей день нет. Часть валаамцев уже добровольно переселилась в материковую Сортавалу, где специально для них было выстроено два 60-квартирных дома: один за счет местного бюджета, а другой — церковью. Другая часть еще живет на острове, но желает переселиться. Наконец, третьи не хотят уезжать с Валаама ни при каких условиях. Но и нежелающие имеют весьма разные причины. Это местная интеллигенция, в первую очередь бывшие работники музея-заповедника, подлинные знатоки Валаама, которые живут надеждами на то, что здесь вновь будет организован то ли заповедник, то ли национальный парк, где пригодятся их знания и опыт. Это и пенсионеры, которые привыкли к специфической валаамской жизни и боятся изменений.

— Раньше я тоже считала, что людей надо переселять, предоставить всё монастырю — у него возможностей побольше. Но теперь стала немного по-другому представлять интересы жителей Валаама и понимаю, насколько трудно заставить человека сменить место жительства, — говорит Светлана Токарева, депутат Законодательного собрания Республики Карелия по Валаамскому избирательному округу. — Многие, получив благоустроенную квартиру в Сортавале, не могут жить в условиях города. Да просто не могут платить за квартиру. Прошлой зимой отопление там стоило 24 руб.16 коп. за кв. метр (для сравнения, в Петрозаводске — 8р.17коп.). Это когда мазут был 3700 тонна, а в этом году — уже 7300 руб. за тонну. А на Валааме — никаких удобств, зато люди платят за жилье копейки.

Если быть уж до конца откровенными, многие из оставшихся на острове — люди пьющие. Есть категория местных жителей, для которой Валаам — доходное место. На туристических услугах делают бизнес. Кто-то торгует сувенирами своего производства — глиняными колокольчиками, картинками, панно. Кто-то возит туристов на катерах, по самому острову — на «Газелях». Есть здесь и хозяин единственного светского магазинчика, единственного конкурента монастырскому магазину. Предприниматели даже подали в Верховный суд в попытке сделать Валаам самостоятельным сельским поселением. Но суд оставил в силе решение республиканских депутатов о том, что остров будет входить в городское поселение Сортавала.

А делить, прямо сказать, есть что. Только в этом году, по предварительным официальным данным, остров посетили 95 тысяч туристов и паломников. На самом же деле намного больше, потому что учитываются лишь организованные группы, а люди сами по себе стекаются на «святой остров» со всех уголков не только России, но и мира. Туризм — это бизнес. Сегодня основной туристический бизнес проходит через паломническую службу монастыря.

Конечно, активная туристическая деятельность церкви, а в конечном счете все-таки монастыря — это нонсенс. Монастырь, община людей, которые удалили себя от мира, не может заниматься светскими проблемами. Разумеется, Валаамский монастырь делает на острове очень многое. Благодаря ему здесь восстановлены многие памятники истории и архитектуры. Ежегодно на эти цели он вкладывал (с привлечением внебюджетных средств) более 30 миллионов рублей, в этом году сумма составила уже более 60 млн. рублей. Монастырь отремонтировал детсад, клуб, школу, построил на острове очистные сооружения, содержит целый флот грузовых и пассажирских судов.

— Я уверен, что монастырь и не хотел бы эту территорию взять в собственность, — считает историк, исследователь Валаама Олег Яровой. — Во-первых, законодательство РФ не позволяет этого. Но если бы законодательство позволяло взять ему землю, лесной фонд в собственность и монастырь решился бы на это, то монастырь был бы погублен очень скоро. Дело в том, что сравнивать современный Валаамский монастырь с монастырем в Российской империи невозможно. В то время церковь являлась государственной, царь являлся главой церкви и монастыри находились, как сейчас говорят, на «бюджетном финансировании» из госказны. Сейчас это невозможно — церковь отделена от государства. И Валаамскому монастырю, если он получит территорию в собственность, придется стать мощным хозяйствующим субъектом и иметь такое количество средств, в том числе трудовых ресурсов, чтобы эту территорию охранять, защищать, использовать и т. д. А это означает, что монастырю придется иметь такие подразделения, как лесхоз, дорожный участок, ЖКХ… Это просто невероятно. Без помощи государства монастырь не сможет обойтись. И я уверен, что в монастыре отдают отчет этому.

Мудрый выход из создавшегося положения между тем был предложен именно самим Валаамским монастырем и поддержан Патриархом всея Руси Алексием II. В докладе на международной конференции, которую собрал Валаамский монастырь, епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамского монастыря, говорил о необходимости образования на Валааме национального парка и сетовал на то, что региональная власть относится отрицательно к этому явлению, желая оставить лишь природный парк. В этом начинании церковь поддерживают и ученые.

— Сейчас Валаам не имеет никакого статуса, — говорит Олег Яровой. — Нет статуса охраняемой территории. Вместе с тем Валаам — явление не уникальное, не оригинальное, не специфическое, а феноменальное, историческое и природное. Поэтому эти ценные территории должны охраняться. Нужно руководствоваться Законом 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Одна из новаций этого закона в том, что культурные ландшафты являются памятниками. Важно, чтобы парк на Валааме был парком исторических, культурных ландшафтов. Вот тогда проблема охраны ценностей, адекватного использования в интересах монастыря, государства и местного населения будет решена.

СПРАВКА «ПГ»

Валаам (Bileam) — в Библии месопотамский волхв, который хотел проклясть народ израильский, но вместо этого произнес величественное благословение. По преданию, когда пророк собирался проклинать израильтян, его обличила собственная ослица, вдруг заговорившая человеческим голосом. Погиб при истреблении моавитян.

Валаамский архипелаг, состоящий из более чем 50 островов, расположен в северной части Ладожского озера, в 40 км от материка. По преданию, в I веке Андрей Первозванный прошел водным путем до Валаама, где разрушил языческие капища местных племен и воздвиг на диких скалах каменный крест.

Спасо-Преображенский мужской монастырь, по преданию, был основан на острове Валаам в X веке преподобными Сергием и Германом, хотя некоторые источники указывают другую дату — XIV век. Они трансформировали финское «varama» (высокая земля) или «valo» (свет, клятва) в название, созвучное имени пророка Валаама. Монастырь неоднократно разорялся шведами, последний раз в 1611 году и был возобновлен по Указу Петра I в 1715 году. Обитель была известна строгим уставом и порой использовалась как монастырская тюрьма.

С 1918-го по 1940 год Валаам был за пределами России. На острове рядом с православным монастырем размещается Финский военный гарнизон. С 1940 года в монастыре находилась школа юнг, с 1949 года — совхоз, с 1952-го по 1984 год — дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. С 1989 года на Валааме возобновилась монашеская жизнь.

http://www.pnp.ru/archive/18 390 139.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика