Русская линия
Вечерняя Москва Евгений Стрельчик14.12.2005 

Веришь в Бога — женись!

Семья в христианстве

Еще лет десять назад Священный синод Русской православной церкви осудил модную практику молодых священников, призывавших своих духовных чад к пострижению в монашество и уход в монастырь супругов, состоящих в гражданском браке. Было признано недопустимым вмешательство духовных пастырей в вопросы личной и семейной жизни прихожан, которых духовники принуждали к вступлению в нежелательный брак, разводу, к отказу от супружеской жизни в браке или же запрещали сочетаться браком любящим. Потом эти положения были закреплены в «Основах социальной концепции РПЦ» — документе, отражающем официальное отношение Церкви к вопросам современной семьи.

— Идеальная семья, — рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. — Это когда все любят друг друга, это образ Церкви, где отец — священник, мать — дьякон, а дети это народ Божий, который имеет пример в отце, матери и старших братьях и таким образом воспитывается и образовывается в христианском духе, тем самым становясь христианами. Но сегодня расширяется кризис нашего общества.

Уже никто не стесняется того, что был разведен. Семья уже разрушена, а это — смерть человека. Мужчина, женщина, дитя — три ипостаси единого существа человеческого, поэтому когда это все разрушается, разрушается и сам человек.

Церковь настаивает на нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6,9). Развод осуждается Церковью как грех. Единственным допустимым основанием развода Иисус назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности.

А по отношению ко второму браку православная церковь руководствуется словами апостола Павла: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе». Хотя существует целый ряд причин, по которым разрешение на развод дается, при этом церковь не считает второй брак полноценным. Допускается и третий брак.

Но четвертый запрещается категорически, а многоженство — тем более.

Семья в исламе

Брак и семья у мусульман для большинства непосвященных — это нечто причудливое под названием «многоженство», где муж — капризный деспот, распоряжающийся своими женами как собственностью. И все же истинное отношение ислама к браку и семье заметно отличается от расхожего образа. Так, вопреки привычным представлениям мусульманку нельзя выдать замуж без ее желания.

Правда, для заключения брака требуется, как правило, и согласие опекуна. Но если он возражает без достаточных оснований, разрешение на брак может быть получено от судьи.

Юноши должны быть готовы к содержанию семьи и в моральном, и в материальном плане. Мужчина, решивший создать семью, должен быть готовым к воспитанию своих детей. Невесту необходимо искать среди высоконравственных представительниц прекрасного пола, знающих основы шариата и ведущих себя соответственно и на улице, и дома. Коран дает великолепное и тонкое описание естественной связи между мужчиной и женщиной: «Ваши жены для вас — одеяние, а вы — одеяние для них…»

Теперь о многоженстве. На самом деле полигамия в исламе имеет совсем иной смысл: дать женщине больше возможностей иметь свою семью, рожать детей от законного мужа, пользоваться материальной и социальной защитой. С точки зрения ислама, многоженство гуманно и нравственно, поскольку помогает решить проблемы женского одиночества, безотцовщины и проституции. Неслучайно шариат так сурово наказывает за прелюбодеяние. Кроме того, в большинстве случаев полигамия возможна лишь при согласии женщины. Как правило, заключение мужем второго брака дает первой жене право на развод. А социальная сторона проблемы проявляется в том, что муж обязан создать достойные условия жизни всем своим женам, обеспечить все потребности каждой из них.

Семья в еврейской традиции

«И сказал Господь Бог: нехорошо чтобы человек был один; сделаю ему подмогу, соответствующую ему…» (Бытие 2). Эта общеизвестная цитата лежит в основе отношения еврейской философии к семье и браку. Так что создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения повседневных нужд человека, но и как реализация его божественного предназначения. Брак рассматривается в иудаизме не только как сотрудничество или партнерство, но как живое единство между мужем и женой, как это выражено в словах Торы «и будут они единой плотью».

Иудаизм считает, что сексуальные отношения являются важными также и сами по себе, — не только с «прагматической», но и с духовно-религиозной точки зрения. Иудаизм твердо уверен в том, что весь мир во всех своих проявлениях сотворен Всевышним, и его присутствие обитает среди всего сотворенного, в том числе — во влечении одного пола к другому. Таким образом, оно никоим образом не является чем-то низменным по своей природе, но напротив — создано Творцом, и, как и все мироздание, несет в себе потенциал раскрытия святости, позволяет человеку ощутить вкус мира и благодарить творца за совершенство, которое он создал. Но, конечно, как и всякая другая страсть, секс содержит в себе также и потенциал извращения и может оборачиваться стороной низости, когда человек приближается к уровню животного.

http://www.vmdaily.ru/main/viewarticle.php?id=18 872


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru