Правая.Ru | Священник Димитрий Познанский | 14.12.2005 |
Окончание президентских выборов 2004 — 2005 года стало началом чреды острых религиозно-политических событий.
В январе 2005 года едва назначенный министром по гуманитарным вопросам Николай Томенко обратился с резким, откровенно грубым письмом к митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, в котором обвинил Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата в русском национализме, отрицании украинского народа и грязной агитации во время избирательной кампании.
В марте 2005 года тогдашний госсекретарь Александр Зинченко нанес визит к Константинопольскому патриарху Варфоломею (Архондарису) в его резиденции в Фанаре и без согласования с Киевским митрополитом Владимиром пригласил его в Киев. Лично в Киев патриарх Варфоломей не поехал, однако вместо него в Украину приехали два иностранных епископа юрисдикции Константинопольского Патриархата. На встрече с Виктором Ющенко один из епископов — Всеволод (Майданский), несущий служение в США и относящийся к раскольнической юрисдикции, незаконно принятой в каноническое общение п. Варфоломеем в 90-х годах, — сделал резонансное заявление о том, что Константинопольский Патриархат не признает подчинения Киевской митрополии Московскому Патриархату, а границы последнего считает каноническими в пределах существовавших до 1686 года. Учитывая, что на протяжении сотен лет весь православный мир и в том числе Константинопольские патриархи признавали существующий канонический строй Киевской Митрополии, а также то, что до 1686 года территория Киевской митрополии кардинально отличалась от ее теперешней территории, заявление Всеволода Майданского было воспринято как неадекватное и несоответствующее официальной позиции Фанара.
Однако, несмотря на все последующие запросы, в том числе священноначалия УПЦ, РПЦ и православных общественных организаций в Константинопольский Патриархат, патриарх Варфоломей высказывания своих клириков никак не прокомментировал, что на языке церковной дипломатии означает полную солидарность с их заявлением.
В последствии подобные заявления повторялись и другими клириками патриарха Варфоломея, и в частности выходцем из Украины епископом Илларионом Рудником — возможной кандидатурой на предполагаемую Киевскую кафедру Константинополя.
Проект вмешательства Константинопольского Патриархата на территорию Украины осложнялся отсутствием единства и обилием личных амбиций среди лидеров неканонических юрисдикций Украины — УПЦ КП и УАПЦ. Так, отлученный от Церкви бывший митрополит, лидер Киевского Патриархата — Михаил Денисенко (Филарет) видит роль Фанара исключительно в признании Киевского Патриархата и самого Филарета как его главы. В тоже время, сам патриарх Варфоломей неоднократно признавал неканоничность Денисенко в 1990-х годах, а в планы Константинопольского Патриархата входит в первую очередь подчинение Украины Фанару, а не наделение ее автокефалией, предоставление которой, особенно в нынешних условиях, является длительным и сложным процессом. Включение же в свою юрисдикцию приходов УАПЦ — малочисленных по сравнению с общим числом украинских приходов — приведет к резкому конфликту, в котором против Фанара будет выступать уже не только УПЦ МП, но и Киевский Патриархат как наиболее многочисленная неканоническая структура. Попытки объединения, инициированные духовенством УПЦ КП и УАПЦ, полностью провалились, т.к. Филарет видел этот процесс исключительно как присоединение УАПЦ к Киевскому Патриархату, а в УАПЦ отношение к Филарету самое негативное, причем УАПЦ признает полностью справедливой анафему Русской Церкви на Денисенко и сильно опасается какого-либо подчинения Филарету. Таким образом, фигура Денисенко стала своеобразным фактором, препятствующим осуществлению политического проекта по созданию так называемой «единой украинской поместной церкви».
В этой ситуации у фанариотов и украинских политиков созревает проект создания в Украине «подворий Константинополя», которые могли бы играть роль стратегической базы для объединения клириков и верных УПАЦ, УПЦ КП и УПЦ МП, настроенных антимосковски, но желающих иметь формально канонический статус. Формально, потому что, согласно каноническому праву Церкви, ни один епископ не имеет права заниматься церковными делами на территории другого епископа, и любое сакральное действие нарушившего это правило вменяется как не бывшее.
В Украинских СМИ появляются многочисленные статьи и выступления общественных и политических деятелей, посвященные исторической роли Константинопольского Патриархата на Украине и негативным последствиям пребывания Украинской Церкви в подчинении РПЦ, а в сентябре 2005 г. представители Киевского Патриархата и УАПЦ выступают с инициативой предоставления части своих храмов для подворий Фанара.
Группа клириков и мирян УПЦ Московского Патриархата, полугласно сотрудничавших с избирательным штабом Ющенко и госсекретариатом Украины, поддерживают действия власти по проекту «единой украинской поместной церкви», а архиепископ Черкасский и Каневский Софроний в июне 2005 г. выступает с открытым письмом к архиереям УПЦ МП, в котором призывает епископат, опираясь на поддержку Ющенко, Тимошенко и силовых министров, обратиться к Москве и Константинополю с целью создания Украинской Автокефальной Церкви на канонической основе.
В ноябре 2005 года патриарх Варфоломей приглашает в Стамбул директора Института Экуменических Студий (ИЭС) Антуана Аржаковского.
Институт существует при Украинском Католическом Университете во Львове и патронируется УГКЦ. В почетный комитет ИЭС входят представители УПЦ Константинопольского Патриархата в США, Немецкой Евангелической Церкви, Римо-Католической Церкви и УГКЦ. Одним из последних изданий ИЭС стала иллюстрированная книга-альбом посвященная «оранжевой революции» — «Революция Духа».
Патриарх Варфоломей благословил деятельность ИЭС и поддержал представленные им проекты. Одним из них — проект «Киевской Церкви», судя по всему, и являющийся квазиуниатским проектом «единой украинской церкви в общении с Ватиканом», озвученным главой УГКЦ Любомиром Гузаром.
Одновременно с этим Филарет, пользуясь поддержкой новых чиновников, начинает более уверено демонстрировать свои лидерские амбиции, что сопровождается массовой поддержкой украинских СМИ и масштабной уличной рекламой в городах Украины. Филарет, ранее регистрировавший параллельные общины на все существующие храмы УПЦ МП, выдвигает претензии на передачу большинства этих храмов в юрисдикцию Киевского Патриархата, выступает за наделение УПЦ КП статусом «единой поместной украинской церкви» и сведение статуса УПЦ МП к экзархату Русской Православной Церкви с небольшим числом храмов, преимущественно в восточных регионах страны. Возобновляются попытки силовых захватов храмов УПЦ МП активистами «киевского патриархата» в Киевской, Полтавской, Тернопольской, Ровенской и других областях Украины. Попытки силовых захватов проходят при поддержке местных администраций и милиции.
Параллельно с этими событиями лидер Украинской греко-католической церкви кардинал Любомир Гузар заявляет о благоприятных обстоятельствах для перенесения кафедры УГКЦ из Львова в Киев и присвоения УГКЦ статуса Патриархата. Учитывая, что 85% униатских приходов находится в Галиции (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области), и еще 10% - в Закарпатье (причем закарпатские униаты не входят в юрисдикцию УГКЦ, а подчиняются Словацкому епископу), действия Гузара по искусственному переносу кафедры из Львова в Киев обусловлены желанием сменить региональный статус на всеукраинский, а именование «патриархата» использовать для придания УГКЦ статуса независимой украинской церкви.
В тоже время, в отличие от Православной Церкви, статус «патриархата» в католицизме никогда не означал независимости.
Не взирая на то, что униатский собор и резиденция Гузара на Левом берегу Днепра в Киеве еще не достроены, 21 августа 2005 г. кардинал переезжает в Киев и на торжественной церемонии, проходящей на улице, с участием украинского околополитического бомонда объявляет о своем новом титуле архиепископа Киевского и Галицкого. Спустя месяц, Любомир Гузар уже именуется «патриархом» и заявляет о намерении создать единую украинскую поместную церковь в общении с Римом на базе УГКЦ.
На протяжении всего года Институт философии НАН Украины поддерживает все антироссийские религиозные проекты, директор института регулярно выступает в СМИ, давая негативные оценки деятельности Московского Патриархата, а замдиректора — Анатолий Колодный — занимается разработкой антироссийской религиозной идеологии.
Все вышеуказанные события привели не только к возобновлению и обострению межконфессиональной розни в государстве, не только к тому, что чиновники-политики настроили против себя верующих самой крупной в Украине конфессии, но и привели к противоположному желаемому результату. Используя накопившийся за годы независимости опыт, перед лицом новой угрозы православные начали масштабную консолидацию и осознали необходимость защиты своих прав на всех уровнях. Если в 90-х годах насильственные захваты православных храмов проходили не только безнаказанно, но и успешно, то за последний период большинство попыток захватов были предотвращены скоординированными усилиями верующих. Впрочем, виновники насилия до сих пор остаются безнаказанными, а часть храмов канонической Церкви опечатана, видимо, в ожидании результатов парламентских выборов.
Замалчивающийся до сего времени факт масштабных нарушений прав верующих на Украине получил огласку на международном уровне, в том числе на Конференции Европейских Церквей в Брюсселе. Случаи притеснения Православной Церкви рассматриваются в Верховном Совете Украины, назначаются парламентские комиссии по расследованию этих фактов.
Наличие религиозной нестабильности становится важным фактором ухудшения украино-российских отношений.
Таким образом, можно констатировать, что если отношение власти к канонической Церкви на Украине в корне не изменится, то это приведет как ко внутреннему кризису в государстве, так и к значительной дискредитации и ухудшению положения страны в мировом сообществе.