Независимая газета | Зоя Машковцева | 13.12.2005 |
Шопка с Украины
Точно неизвестно, как первые рождественские вертепы появились собственно на Руси. Традиционно считается, что это итальянское изобретение пришло к нам через Польшу. Впрочем, сто лет назад Иван Франко доказательно изложил, что на самом деле вертепами мы обязаны Украине, и никто пока его доводов решительно не опроверг. На Украине, как и в Белоруссии, вертеп именовали бетлейкой или батлейкой (от слова Вифлеем), а также на польский манер шопкой.Как бы то ни было, первые достоверные сведения о русском вертепе относятся к XVI веку — в селе Ставищи был найден вертепный ящик, датированный этим временем. Он походил на небольшой шкаф с двумя створками, а внутри, за ними, во время Святок разыгрывались мистерии на тему Рождества.
Три яруса чудо-ящика
В отличие от итальянских наши куклы шевелились: они крепились на специальных стержнях и двигались по специальным прорезям так ловко, что зрителям казалось, будто игрушки все делают сами. От количества и конфигурации этих прорезей зависел и характер мизансцен, и количество героев, которых можно одновременно вывести на сцену.О том, сколько было ярусов в чудо-ящике, спорят до сих пор. Белорусская батлейка, по мнению исследователей, точно была двухъярусной, а русский вертеп одноярусным — из-за этого все действа происходили в одних и тех же декорациях. С другой стороны, сохранились свидетельства, что дошедшие до нас экземпляры — всего лишь редуцированная форма. А изначально ярусов было три. На верхний помещались Вифлеемская звезда и ангел, на среднем происходило основное действие, а в нижнем располагались ад и дворец царя Ирода. В одноярусном вертепе символика выстроена по горизонтали: Святое семейство — справа, ад — слева.
Скороход и бандура
Центральное представление вертепного театра — рождественская мистерия, в которой также участвовали ангел со свечой и странная кукла «Три царя»: три коронованные особы соединены вместе и передвигаются, как бульдозер. Внизу разыгрывались сценки про царя Ирода, а также про царя Максимилиана. После окончания мистерии публике демонстрировались сценки из бытовой жизни, где главными героями были пастушок Антипка, крестьянин, скороход, а также Смерть и Бес. Действо проходило под аккомпанемент сопелок, барабанов, бубнов и бандуры. Позднее прибавилась еще и скрипка.Но все же главной задачей ящика были рождественские представления, и лишь потом допускались различные веселости. Поэтому приплетать сюда еще и Петрушку с балаганным театром — не совсем верно.
Мистерия больше основывалась на религиозном чувстве, на стремлении прикоснуться к тайне. Здесь игра озвучивавших представление актеров была не так уж важна, тем более что куклы находились на стержнях и были довольно-таки статичны. А Петрушка — уже профессиональный лицедей, кукла, которая должна постоянно двигаться. Чтобы управлять им, одних эмоций было недостаточно, требовались еще и серьезные навыки кукловода.