Столетие.Ru | Михаил Антонов | 13.12.2005 |
Сергей Шарапов был один из немногих, кто понимал: Россия, ведомая либералами, оказавшимися близ кормила власти и подталкиваемая извне, стремительно несется к катастрофе. Его альтернативная национальная идея заключалась в том, что есть вполне мирный путь преобразования дворянско-буржуазной России в своего рода «народную монархию». При этом снимался вопрос о революции, которая неминуемо потребовала бы крови и разрушений.
Шарапов первым разгадал механизм финансового и экономического удушения России того времени, который впоследствии был применён к СССР, а затем к нынешней России Международным валютным фондом, Всемирным Банком, Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Если бы образованное общество нашей страны времён «перестройки» и «реформ» было знакомо с трудами Шарапова, либералам не удалось бы так просто увлечь страну пустыми обещаниями процветания.
Один из главных трудов Шарапова — статья «Основы русской денежной системы», позже вышедшая в виде книги «Бумажный рубль, его теория и практика», — проявление самобытной экономической мысли и самое глубокое сочинение про теории финансов того времени. Экономика должна быть основана на христианских началах и соответствовать законам нравственности.
Шарапов подверг критике западную политическую экономию и финансовую науку за бездуховность и пренебрежение нравственной стороной человеческой природы и хозяйственной деятельности. Он был первым, кто осознанно выступил против засилья «экономизма», этого главного врага экономики, и показал, что ни одно крупное народно-хозяйственное решение не является чисто экономическим, оно всегда учитывает политические, военные и нравственные факторы, а потому не может приниматься на основе лишь денежных расчётов.
…По мнению Шарапова, Россия с её самобытной хозяйственной системой и самодержавной властью оставалась единственной страной, которая могла бы не только вырваться из этой навязанной ей кабалы, но и показать остальному миру путь к развитию. Самодержавная власть получила бы возможность, удерживая в гармонии капитал, знания и труд, иметь такое богатство, что это позволило бы не только избавиться от внешних займов, но и отказаться от взимания налогов с населения. Общественно-политическую сущность предлагаемой системы Шарапов выразил фразой: «Капитализму, то есть господству капитала, здесь нет места, а потому нет места и его антитезе — социализму». Россия положила бы предел экспансии спекулятивного и ростовщического капитала; менялся бы «сам характер русского государственного строя, усиливая нравственную сторону бытия и доставляя возможность проведения свободной христианской политики».
Шарапов утверждал, что «для России уже наступил момент перехода от роли хлебного поставщика Европы к совершеннейшей экономической независимости», тогда как доктринёры в правящих сферах проводили политику превращения России в поставщика хлеба и сырья в интересах Запада; на деле означало низведение нашей страны до положения колонии.
Шарапов считал, что возможно в короткий срок поднять государство, не пользуясь внешними займами, а за счёт внутренних ресурсов.
Большинству современников Шарапова казалось, что переход России на золотую валюту при министре финансов Витте — это правильный шаг, свидетельствовавший о крепости российской экономики. Шарапов же показал, что самая замечательная золотая мировая валюта может обогащать одну страну и разорять другую. Страна с сильной экономикой заинтересована в экспансии своей валюты, в проникновении в страну с экономикой слабой.
Тем временем в Россию пошёл иностранный капитал. Среднегодовые темпы роста экономики в России на протяжении 25 лет были самыми высокими в мире. Развивались не только сырьевые отрасли, но и передовые: химия, электротехника, машиностроение, авиастроение. Но это было типичное экономическое развитие колонии. Переход России на золотую валюту повлёк за собой в целом такие же последствия, что и переход ельцинской России под управление Международного валютного фонда. Ту роль, какую в начале ХХ века сыграло золото, ныне играет доллар. И лишь Шарапов вскрыл этот механизм и выработал способы защиты национальных интересов, программу спасения.
В области экономики она предусматривала восстановление традиционной валюты — серебряного рубля и установление его курса в соответствии с состоянием народного хозяйства; введение государственной монополии на добычу и экспорт таких полезных ископаемых, как нефть, ртуть, марганец и платину; создание специального органа, впоследствии известного как Госплан. Тем самым были бы созданы предпосылки для выработки закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, что стало позднее крупнейшим теоретическим достижением.
В области сельского хозяйства Шарапов предложил его перестройку на началах, разработанных им в своём имении. Чтобы уничтожить противоположность интересов помещика и крестьян, Шарапов организовал своего рода кооператив или «колхоз во главе с помещиком», что позволило повысить культуру земледелия и перейти к интенсивному хозяйствованию с применением правильных севооборотов и искусственных удобрений. Это и был, по его представлениям, русский путь в действии.
В социальной области Шарапов предложил сделать церковный приход основной административной единицей и единицей местного самоуправления.
Для популяризации своих взглядов Шарапов создал особый жанр «политических фантазий», в которых показывал, как он, будь в его руках государственная власть, действовал бы в критических ситуациях.
02.12.2005