Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация»13.12.2005 

Закон божий для детей

Каждый год нарядные первоклассники с букетиками ярких цветов начинают свое путешествие в школьную «страну знаний». И каждый раз родители первоклашек задают себе вопрос, что будут представлять из себя их дети, когда им вручат документ об окончании средней школы?

Нашим детям выпало жить в эпоху, когда многие и многие средства массовой информации вовлечены в самую широкую пропаганду блуда и разврата, насилия и противоестественных пороков. Нашим детям предстоит жить в эпоху кошмара «массовой культуры», подвергающей христианские идеалы чистоты и целомудрия систематическому и кощунственному осмеянию; в эпоху агрессивной экспансии псевдочеловеческих ценностей, разлагающих юную душу, буквально разрывающую ее на части.

Каждый раз, когда мы видим сексуально раскованных или пьющих девочек и мальчиков, мы спрашиваем себя: какие у них будут дети? И будут ли вообще? Кто будет воспитывать этих детей, которые наверняка станут тяжким бременем для всего общества? Больницы? Органы соцобеспечения, милиция, тюрьмы?

Если случается эпидемия, то, делают прививку. Можем ли мы сформировать в наших детях духовно-нравственный иммунитет, который сделал бы их невосприимчивыми к вопиющей безнравственности, заполнившей нашу жизнь до краев?

Когда православный священник встречается с детьми в местах заключения, они говорят: «Батюшка, если бы мы раньше узнали о Боге, разве бы мы попали сюда?» Неужели нужно загнать детей в тюрьму, чтобы они получили возможность узнать о Боге?..

История школьного образования свидетельствует, что педагогическая мысль всего мира всегда считала нравственное воспитание основой формирования личности ребенка. Такие педагоги, как Ян Каменский, Иоанн Песталоцци, Николай Иванович Пирогов, Константин Дмитриевич Ушинский и другие, утверждали, что быть человеком — значит воспитать в себе лучшее, высшее, то, что делает человека венцом творения, образом и подобием Божиим.

Сегодня, когда стремительно растет детская преступность, крайне необходимо сотрудничество Церкви и школы. Накануне 2002 года Правительством России утверждена Концепция модернизации российского образования, в которой воспитание рассматривается «как первостепенный приоритет в образовании». Правительство отказывается «слепо копировать какие-то западные модели образования», признавая, что «нельзя разрушать многовековые, благотворные традиции отечественной школы, сложившейся в том числе, и даже во многом, под благотворным влиянием Русской Православной Церкви». «Мы на горьком опыте убедились, — говорит министр образования Российской Федерации М.В. Филиппов, что без духовно-нравственной составляющей образования и всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука. Как оказалось, без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии».

Если мы желаем иметь школу, воспитывающую подлинного гражданина нашей Родины, подлинного семьянина и подлинного труженика, то в этом случае, православное начало должно стать определяющим началом школьного образования. По словам Святейшего Патриарха Алексия II, «школа, выпавшая из традиции, школа, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты». И вот конкретный пример.

Уже несколько лет Русская Православная Церковь борется против курса сексуального воспитания и планирования семьи в школах, который проталкивается печально известной Российской Ассоциацией Планирования Семьи, финансируемой иностранными абортивными организациями. Государственная Дума не пропустила законопроект, вводящий этот курс, однако, сегодня уроки по пропаганде «безопасного» секса вошли уже в другие школьные предметы. Чтобы убедиться в этом, откройте хотя бы учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) для 11-го класса.

Если в школе ОБЖ преподается по более приличному учебнику, то в этом случае о сексуальных потребностях школьников «позаботятся» на уроках валеологии, усилиями Церкви не допущенной в федеральный компонент образования, однако спокойно присутствующей в школах в качестве школьного компонента.

Раздачей 12-летним школьникам буклетиков под названием «Мой друг — презерватив» озабочена программа «Изменения», обучение по которой может осуществляться только с письменного согласия родителей, и которая вводится сейчас в целом ряде российских школ без ведома родителей, грубо нарушая законодательство.

Другой вариант подобного обучения — лекции в городских центрах планирования семьи, что может делаться также только с согласия родителей. Не безумие ли — в вымирающей стране обучать в школе технологиям уничтожения детей? Каким образом, дети, растленные с малолетства, сумеют создать впоследствии полноценную семью и воспитать собственных чад? Весь мир отшатнется от нас, как от безумцев, которые предают своих детей, если мы будем позволять кому угодно их воспитывать.

Учебный план лимитирован, а в него стараются втиснуть все новые и новые предметы. Нашлись часы на формирование толерантного сознания, нашлись часы на ОБЖ и валеологию, а на духовно-нравственное воспитание часов как не было, так и нет. В то же время, по мнению православных психологов, перегрузки в ходе учебных занятий, при отсутствии даже минимума духовного содержания уроков, травмируют детей, давят на них, приводят к усталости души и к постоянной жажде развлечений, к необъяснимым вспышкам насилия.

Миллионы молодых и совершенно деградированных людей влачат свое страшное существование на Российской земле. Для многих из них основным занятием стало пьянство, наркомания, а то и преступность. А ведь эти молодые люди, получи они хорошее воспитание, могли стать нормальными гражданами, трудиться, иметь семьи, а вместо этого они стали ненужными самим себе и настоящим ужасом для окружающих.

«Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно, — говорит Святейший Патриарх Алексий II, — и каждому придется сделать выбор: чему служить — добру или злу?» Из века в век Церковь говорит о простейшей истине: «без Бога, без исполнения Его заповедей, без нравственных приоритетов никакое внешнее благополучие, никакие знания и технологии, никакие вещи и деньги, никакая власть и сила не способны дать человеку подлинного счастья».

«Основы православной культуры» — не только и не столько уроки религии и по религии, сколько формирование национального самосознания, стремление построить воспитательный процесс на национальных духовных основах, ибо исповедание православной веры исконно для России. Цель курса заключается в том, чтобы внести знания о Православии в основы образования.

Законодательство нашей страны позволяет вводить данный предмет в рамках национально-регионального компонента основной образовательной программы или в рамках ее школьного компонента. Напрасны опасения, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов. Ведь достижения русской православной культуры являются неотъемлемой частью мировой духовной сокровищницы, а тем более нашего образа мысли и жизни, веками объединяющего народ. Русская Православная Церковь положила основание и уже тысячу лет поддерживает российскую государственность. В преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Российская Федерация признает «особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Кроме того, российское законодательство позволяет традиционным религиозным конфессиям также осуществлять добровольное религиозное обучение в школах. И если они воспользуются этой возможностью, это можно только приветствовать.

Проводившиеся в последние годы социологические исследования показывают, что почти половина населения России поддерживает идею введения добровольного религиозного образования; школа призвана, как и в цивилизованных европейских странах, дать всем ученикам начальное представление о религии, причем в согласии с теми вероучениями или убеждениями, которых придерживаются в семье.

Закон об образовании гласит, что образование в нашей стране должно иметь «светский характер». «Светский» не значит атеистический, а значит — неклерикальный. Присутствие Церкви в системе государственного образования нисколько не нарушает ее светский характер, поскольку этим не устанавливается обязательное исповедание и отправление религиозного культа. Цель обучения религии в стенах светской школы — приобщить учащихся к духовным и культурным ценностям той или иной духовной традиции, ее нравственному потенциалу.

Наибольшая часть налогоплательщиков Российской Федерации, финансирующих государственную систему образования, принадлежит к той или иной традиционной для России культурообразующей религии. Спрашивается, почему их дети против их желания в государственной школе должны в обязательном порядке получать атеистическое образование и воспитание?

Точно так же Закон об образовании не запрещает преподавать основные гуманитарные предметы таким образом, чтобы они давали объективно-научное, а не тенденциозно-атеистическое описание места и значения религии в истории и культуре.

Изучение основ православной культуры в школе — это,

во-первых, знакомство с культурой нашей страны, которая основана на Православии. Дети должны знать духовную историю своего народа и своей земли. Хрестоматийный пример: стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» — о чем оно? Для большинства учителей литературы этот вопрос до сих пор остается непроясненным.

Во-вторых, преподавание «Основ православной культуры» имеет глубокий нравственный смысл. Ибо те правила, которые предлагаются в здоровом обществе, сами по себе непонятны до конца, пока дети не познают учения Христова. Только тогда нравственные заповеди становятся духовно наполненными, связующими с Богом, и только тогда они могут прижиться.

В-третьих, — духовная безопасность. Ведь огромное число самых что ни на есть «обычных» россиян, «выпавших» из своей тысячелетней религии и культуры, лишены внутреннего иммунитета даже к самым очевидным псевдорелигиозным «вирусам». И взрослые, и дети попадают в секты и оккультные объединения, теряют здоровье и смысл жизни, уходят в тьму наркотической зависимости.

И наконец, дети должны знать о том, что в минуты отчаяния или страха именно храм Божий будет их надеждой и поддержкой. На фоне нынешней статистики суицидов в России этого не нужно долго объяснять.

В настоящее время «Основы православной культуры» вводятся в школах 30 российских регионов, в 10 вузах утвержден стандарт по теологии, то есть фактически вводятся богословские предметы. Недавно Министерством образования утверждена специализация «Основы православной культуры» в рамках педагогической специальности, что дает законную возможность давать такую специализацию выпускникам педвузов с тем, чтобы они могли преподавать эту дисциплину в государственных учебных заведениях. Издательским Домом «Покров» выпущены первые учебники по «Основам православной культуры».

Благодаря усилиям митрополита Смоленского КИРИЛЛА в каждом учебном заведении, в каждой государственной школе Смоленской области преподают основы православной этики и культуры. «Основы православной культуры» преподаются и в более чем в 300 школах Курской области, финансирование идет из государственного бюджета. В Белгороде, Тюмени, Самаре, Волгограде также оживает замороженное в бездуховности образование.

Опыт показывает, что дети, при хорошей постановке дела, принимают этот курс на «ура». Меняется атмосфера в классах, соприкасающихся с православной культурой: детей уже не привлекают безнравственные поступки, уменьшается агрессивность. Педагоги находят ответ на свой вопрос: «На какую же ценностную систему должно опираться образование?»

Кроме того, у школьников открываются источники сострадания, милосердия к ближним. Поучительный пример из жизни класса: в одной школе состоялось мероприятие — сбор макулатуры. За это были получены денежные средства, и в школе прошел «Огонек», застолье. Но школьники, знакомые с основами Православия, поступили иначе. На вырученные деньги была подарена радость нуждающимся — куплены игрушки в детский дом.

Иногда возникают школьные проблемы с преподавателем биологии, когда речь заходит о происхождении человека. Однако, новые данные науки не противоречат факту сотворения человека Богом. Доступ к этим сведениям ныне открыт — научные исследования, научно-популярные издания, — учителям стоит самим проявить интерес.

Преподавателями Основ православной культуры должны быть люди, духовно ориентированные, те, кто готов к духовной работе. В российской школе есть такие люди. Проблему их обучения можно решить с помощью Церкви.

Религиозное образование и воспитание молодежи важно прежде всего для государственной школы, которая, к сожалению, не справляется с задачей морального, правового и патриотического воспитания. Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным отмечено: «Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и о национальном суверенитете».

Школьники — граждане России, которые, согласно Конституции, имеют право на религиозный выбор. Человек, учащийся в школе, не должен быть огражден стенами учреждения от общего принципа свободы совести, который заложен в Основном Законе нашей страны.

(по материалам православной прессы)

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=15 772


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru