Русская линия
Правая.RuСвященник Димитрий Познанский13.12.2005 

О субботах и Воскресенье

Одним из наиболее частых обвинений в отношении Спасителя со стороны иудеев, было обвинение в нарушении субботы. Это обвинение встречаем мы и в сегодняшнем евангельском чтении. Узрев, имеющую духа немощи скорченную женщину, Господь подозвал ее и исцелил возложением рук.

Но такое чудо ничуть не смутило начальника синагоги, который сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Действовал ли он в соответствии с заповедью Божьей?

Господь сказал: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20; 8−11).

Из этих слов следует, что день субботний не предназначен для упразднения вообще, а для упразднения от дел земных ради Господа. В православной традиции седьмой день — суббота связывается с исихией — священнобезмолвием, упокоением ума в Боге. Также этот день посвящен поминовению усопших, отошедших от всех земных дел и упокоившихся в ожидании дня Воскресения — одновременно первого дня нового творения и восьмого дня, венчающего творение вечностью.

Однако, зададим себе вопрос: в шесть дней сотворив мир и почив от дел Своих, устранился ли Бог от действия в мире? Положительный ответ на этот вопрос давало лжеучение деистов, утверждавших, что после сотворения мира Господь полностью устранился от него, оставив мир, подобно самодействующему механизму, существовать независимо.

Однако, Писание учит нас другому. Бог не только промышляет о мире так, что без Его ведома и волос с голов наших не может пропасть, но Им мы живем и движемся и существуем, — как сказал Павел афинянам.

Бог постоянно промышляет о мире, поэтому Иисус и говорил на обвинения иудеев: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Причем не только Своею Божественной властью Господь мог исцелять в субботу.

Закон о субботе предусматривал определенные допустимые действия, и даже сегодня вряд ли какой иудейский раввин поспорит со словами: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Закон даже позволял иудею отвязывать свой скот, чтобы напоить его водой, или вытащить его из колодца, если животное по неосторожности упало в него. Поэтому Господь сказал начальнику синагоги: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Cию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его».

Перенесемся же в наше время. Интересные вещи порой приходится наблюдать. Подходят женщины ко священнику:

— Батюшка, правда что завтра праздник? Значит работать нельзя?

— А Вы что, верующие?

— Да! Мы праздники всегда соблюдаем!

— И что же вы тогда делаете?

— Ну, телевизор смотрим, в карты играем, работы не касаемся. Нас так и родители учили — грех это. Ну, выпьем по рюмочке — в праздник не грех.

— Уж лучше бы вы работали.

Или другой вариант:

— Батюшка, я в воскресенье стирала. Согрешила сильно! Но в другой день времени нет. Простите.

— Так у тебя же муж и четверо детей! Им что же, грязным ходить?

Чтобы не возникало каких-либо искажений в понимании проведения своего времени в православные праздники, следует руководствоваться определенной иерархией принципов.

Праздник предполагает упразднение от дел ради посвящения свободного времени Господу. В этот день следует посетить богослужение, по-возможности причаститься Святых Христовых Таин. Если нет возможности посетить богослужение ввиду рабочей дисциплины, греха в этом нет, т.к. работа — это послушание, и пропуск богослужения происходит не по своей воле.

Другое дело, когда из-за своей собственной алчности человек работает столько, что у него не остается времени на Церковь. Здесь виноват только он сам. Времяпровождение после богослужения может быть разным, в зависимости от духовного устроения человека. Это может быть богоугодное общение с ближними, о котором нам заповедует апостол (Евр. 13, 16). Это может быть изучение Писания или творений святых отцев. Паломничество ко святыне, благотворение ближним или уединение для молитвы.

«Достоит в субботы добро творити» — вот главный принцип проведения праздников, открытый нам Господом. Стоит лишь помнить, что сначала стоит добро совершенное — богообщение, а потом уже прочие добродетели.

http://www.pravaya.ru/news/5834


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика