Труд | Валерий Коновалов | 12.12.2005 |
Ничего подобного в практике Межрелигиозного совета России за семь лет его существования не было. Эта весьма влиятельная и важная для нашего общества организация объединяет духовных лидеров и представителей четырех традиционных конфессий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Чтобы внести разлад в их сотрудничество, казалось бы, нужен очень серьезный повод. Трудно обнаружить таковой в научной монографии, которая содержит историю сообщества российских мусульман за последние 15 лет, анализ исламского фактора в отдельных регионах и взаимоотношений между различными исламскими структурами. Конечно, какие-то выводы могут показаться спорными, какие-то цитаты слабо прокомментированы. Но это тот случай, когда оценка книги зависит не столько от ее содержания, сколько от того, кто автор. А написал монографию на основе собственной диссертации Роман Силантьев, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России. Он достаточно авторитетный эксперт в сфере межрелигиозных отношений, выступал в этом качестве и в нашей газете. Однако возникла ситуация, когда роли ученого-эксперта и официального чиновника вступили в противоречие. В предисловии книги Силантьев специально подчеркнул, что излагает свою личную точку зрения и выступает в качестве независимого исследователя, а не представителя какой-либо организации. Но ведь он при этом остается и высокопоставленным сотрудником Межрелигиозного совета, и представителем Русской православной церкви в этом совете. А потому некоторые выводы и оценки ученого были восприняты как нечто большее.
В связи с этим Совет муфтиев настаивает на созыве внеочередного заседания Межрелигиозного совета, чтобы обсудить деятельность исполнительного секретаря совета и «ознакомиться с официальной позицией Русской православной церкви в отношении российских мусульман». В ближайшее время на заседании президиума Межрелигиозного совета ситуация вокруг книги Р. Силантьева будет рассмотрена.
Впрочем, позиция Русской православной церкви уже прозвучала. Служба коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступила с заявлением по этому поводу.
«Мы заявляем, что эта книга не соответствует позиции Русской православной церкви в отношении ислама, и ее нужно воспринимать как выражение личного мнения и личных оценок автора, — говорится в этом документе. — Полагаем, что прежде всего нам необходимо улучшать культуру межрелигиозных отношений. Ибо время от времени и в адрес Русской православной церкви раздавались и раздаются высказывания, вызывающие горечь и недоумение. Однако мы никогда не связывали подобные частные заявления с позицией ислама в целом. Как православные, так и мусульмане должны нести ответственность за свои слова, понимать, насколько деликатной и хрупкой является межрелигиозная сфера, насколько продуманными должны быть заявления официальных лиц. Позиция Русской православной церкви предполагает неизменное уважение к тысячелетней исламской традиции на территории России. Мы высоко ценим и уважаем тот вклад, который мусульмане внесли в историю и культуру нашей страны. На протяжении веков наши собратья-мусульмане вместе с православными и представителями других традиционных религий России защищали Родину и преумножали ее богатства. Сегодня они активно выступают против терроризма и экстремизма. В нашей стране сложились мирные и взаимоуважительные отношения между религиями. И никому не позволено посягать на многовековые традиции межрелигиозного сотрудничества».
Сам автор книги сообщил, что не ожидал такой реакции на свой труд и считает, что его неправильно поняли. Он заявил, что сожалеет о случившемся, поскольку, независимо от его намерений, происходящие вокруг книги события наносят урон христианско-мусульманскому диалогу и усиливают позиции экстремистов. Роман Силантьев попросил президиум Межрелигиозного совета России освободить его от должности исполнительного секретаря и провести независимую экспертизу его книги об исламе.