Страна.Ru | Мария Свешникова | 09.12.2005 |
Банные вертепы
«Вертеп» соответствует латинскому термину «praesepe», означающему в переводе «ясли, кормушка для скота». В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова. В итальянском искусстве он оказался воплощен в разнообразных трехмерных скульптурных композициях. Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени (его основной сюжет может быть перенесен и в современность). Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. Кроме того, вертепом называют театральные постановки на рождественские темы. В Италии распространение этой традиции связывают с именем святого XIII века Франциска Ассизского.«В преддверии Рождества и по поводу завершения года Италии в России очень важно показать, что означает вертеп в итальянской традиции, в обществе, в итальянских семьях, — подчеркнул Клаудио Скайола. — Представленные на выставке экспонаты приехали из разных регионов Италии, они дают представление о нашей культуре и ремесле». На выставке представлены художественные школы Сицилии, Калабрии, Базиликате, Апулии. Посетители экспозиции смогут увидеть фигурки из дерева, глины, а также расписанные вручную изделия из папье-маше, железа, камня, гипса.
Итальянский министр настолько воодушевился собственной речью, что начал говорить о том, что россияне могут увидеть в вертепах «возможность итальянского гения и мир культуры». Ни больше, ни меньше. Принимающая сторона вежливо не решилась остудить пыл итальянца и все вежливо молчали о том, что традиция вертепов в России (правда, почти с вековым послереволюционным перерывом) существует по меньшей мере с XVIII века. Конечно, пришла она с юга Европы, скорее всего из Италии через Украину. Однако невозможно не упомянуть о том, что в Москве вертепами украшали не только дома, но даже и бани.
В московских банях существовал такой обычай: перед Рождеством и в дни Святок раздевальщики поздравляли своих посетителей. Банщики подносили посетителям специально приготовленный макет: на доске были устроены из ваты снежные горы, обсаженные по сторонам елками, восковые фигуры людей сидели на санках и катились с горы. А внизу, под горой, стоял пресловутй вертеп, в котором родился Христос.
Посетители клали чаевые прямо в «снеговые горы» или в вертеп. Банщики знали всех своих клиентов и перед Рождеством ходили поздравлять их на дом. В богатых купеческих домах им выносили на кухню угощение с вином и, опять же, чаевые.
Театр в ящике
Что же касается вертепного театра, его традиция в России уходит еще в средние века. Так, А. Веселовский, со ссылкой на Dictionnaire des Mysteres Маньена пишет, что уже с V-VI столетий начались процессии в память Входа Господня во Иерусалим — чина, известного на Руси как «Хождение на Осляти» и просуществовавшего до XVII века. Равно как и «Пещного действа».Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной Росси в светские театры практически не возили. В течение года рождественские театрики-ящики, вместе с комплектами кукол хранились где-нибудь на чердаке или в сарае. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.
Сам «театр» представлял из себя большой ящик, внутри которого располагалась сцена, чаще всего двухъярусная: в верхнем показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала светская часть представления, на которой детей во всю занимал Петрушка. Из декораций на сцене ставили лишь ясли с младенцем. К задней стенке прислонены две фигуры: одна их них представляет праведного Иосифа с длинной бородой, другая — святую Деву Марию. Хозяин вертепа обычно сам говорил текст и водил кукол. Несколько хористов — мальчишек, певших на службе, распевали рождественские песнопения. А если в труппу входил музыкант, то он сопровождал пение и пляски игрой на своем инструменте.
«Пещное действо»
История «Пещное действо» в течение нескольких веков разыгрывалась принародно в Москве за неделю до Рождества. Это был один из излюбленных сюжетов театрализованных представлений от средневековых мираклей на Руси в XVI — XVII веков и до «Петрушки» Игоря Стравинского. Чин «Пещного действа» древняя и совершенно забытая сейчас традиция Церкви. Совершается он в день памяти пророка Даниила и трех святых отроков, то есть 18 декабря по старому стилю и 30 по новому. И если вертепный театр ставился в основном для детей, то «Пещное действо» не уставали смотреть из года в год все от мала до велика. Исполнители этих рождественских представлений не были профессионалами, они давали заработок тем, кто оставался на зиму без работы. В деревнях это были крестьяне, в городах — любители из мещан.До нас не дошло никаких достоверных источников о том, как в действительности происходило «Пещерное действо». Потому что, если в Западной Церкви подобные мистерии разрешалось разыгрывать непосредственно в самих храмах, то православная традиция на этот счет абсолютно непреклонна: никаких игрищ в храмах не допускается. Более того, не совсем понятно, как какие-либо спектакли вообще, даже на Библейские темы могли разыгрываться накануне Рождества, в дни усиленного поста. Ведь на Великий и Рождественский пост все театры закрывались царским указом. Возможно, эта более поздняя традиция не распространялась на средневековую Русь и так называемый «золотой век», когда по воспоминаниям очевидцев, нравы были чрезвычайно низки.
Можно только предполагать, что в театрах и на ярмарочных площадях представлялась подлинная библейская история. Особенно занимательны были яркие красочные восточные костюмы, обильно украшенные «золотом» и «драгоценными камнями».
Сама сценка была построена строго по библейскому сюжету. За 600 лет до Рождества Христова Иерусалим был завоеван вавилонским царем Навуходоносором. Герои ветхозаветного предания. Иудейские юноши Анания, Мисаил и Азария, товарищи Даниила, вместе с которым они во времена вавилонского пленения были отобраны для службы «в чертогах царских». Будучи представлены ко двору царя вавилонского Навуходоносора, они, в соответствии с обычаем, получили новые имена: Седрах (Сердах), Мисах и Авденаго (истолковываются как нарочито искаженные теофорные аккадские имена). После вещего истолкования Даниилом сна Навуходоносора тот по просьбе Даниила ставит отроков «над делами страны Вавилонской». Навуходоносор, сделавший золотого истукана, требует, чтобы все должностные лица пришли на торжественное открытие истукана и при звуках музыки (неизменно сопровождавшей действо) пали и поклонились ему, «а кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем». Когда отроки, верные своей вере, запрещающей идолопоклонство, отказываются, царь приказывает бросить их в печь, разожженную в семь раз сильнее, чем обычно, но пламя убивает людей, бросавших отроков, сами же они остаются невредимыми. При этом царь замечает, что в печи среди огня ходят не три, а «четыре мужа», «и вид четвертого подобен сыну божьему». Изумленный свершившимся чудом Навуходоносор благословляет Бога, спасшего отроков, которых он возвышает в стране Вавилонской. Русский народ чутко сопереживал «героям», молясь вместе с ними, выкриками поддерживая их не убоятся огня и слезно радуясь их спасению.
Итальянская выставка вертепов будет открыта с 9 декабря по 1 февраля.
http://www.strana.ru/stories/04/12/08/3577/267 457.html