Новые Известия | Анастасия Берсенева | 09.12.2005 |
Уроки кройки и битья
Центр «Пересвет» — одна из достопримечательностей лавры. Чтобы сюда попасть, нужно найти дверь, ведущую в Пивную башню. Здесь, на верхних ярусах, занимаются пересветовцы — мальчишки и девчонки от 10 до 18 лет. Они кроят и шьют себе форму, учатся маршировать и выполнять военные команды. Из специфических занятий — военная топография, инженерная и разведподготовка, парашютное дело, бокс и рукопашный бой. Преподаватели центра сами прошли через войны в Чечне, Афганистане и даже через Великую Отечественную. Специально для занятий руководство центра приобрело 30 макетов автоматов. Практически настоящие «калашниковы», если не считать того, что у оружия спилены бойки и запаяны дула.«Ну что вы все про автоматы, — морщится отец Димитрий. — Читатель прочитает и подумает, что мы тут боевиков растим. Но ведь у нас не только военно-патриотическое воспитание. Ребята яйца раскрашивают, изучают основы православия и игры на гитаре, девочки учатся шить и готовить. А вообще мы все против войны. Но мы знаем, что дети пойдут в армию, может быть, попадут в „горячую точку“. И главное, чтобы они в будущем смогли защитить себя».
Самый почетный учитель центра — 84-летний полковник Георгий Корнеев — приводит пример из своей жизни: «Я в 15 лет пошел в артиллерийскую школу, учился, а потом началась Великая Отечественная война. Я знал военно-патриотические основы, знал, как обращаться с оружием, и поэтому уцелел. А из сотни моего призыва вернулись только трое».
Православный монах-воин
В лавре среди верующих ходит интересная легенда. Говорят, что как-то в лавру приехал человек. Он был на Тибете. В одном из монастырей к нему подошел монах и спросил, знает ли русский, кем был Челубей? Тот самый печенегский богатырь, которого Золотая Орда выдвинула на поединок с Пересветом, воином Дмитрия Донского в Куликовскую битву. Нет, говорит монах, не печенегом он был, а был тибетским монахом-поединщиком. Никто не мог его победить. Когда пришло известие о его смерти, тибетцы начали выяснять, кто же его поразил. Узнали — православный монах Пересвет.«В картине Васнецова нарушена правда — Александр Пересвет вышел на бой не в монашеском одеянии, а в доспехах, — утверждает отец Димитрий. — И вполне вероятно, что раньше все православные монахи изучали и воинское искусство».
Это не только легенда, но и история названия детского центра. История самого центра века, конечно, не охватывает, ограничиваясь пока десятилетием. «Когда-то жил Виктор Афонченко, спецназовец, водолаз, — вспоминает отец Димитрий. — Погружался в Баренцевом море, но, застудив почки, был отправлен в отставку. Основал клуб «Маугли» и учил детей тому, что умел сам — прыгать с парашютом, биться в рукопашной. Но после перестройки подростки ушли туда, где они могли приложить свои силы, — одно поколение стало бандитами, другое — коммерсантами. Понял Виктор, что нет у детей внутренней идеи, а у клуба нет денег, чтобы их чем-то заинтересовать. Тогда он пришел в лавру и попросил взять его клуб. Это было в 1995 году. Тогда-то и возник «Пересвет».
Пост будущих солдат
Центр при лавре считается элитным среди жителей Сергиева Посада. Но дело не в деньгах — занятия бесплатны. Просто слишком уж необычно сочетание веры и воинского искусства. Да и к новичкам предъявляются особые требования. Здесь нужно соблюдать пост, читать молитвы, не материться и не курить. «У нас были ребята других национальностей — татары и армянин, — говорит отец Димитрий. — Мы можем принять даже мусульман, но каждому такому ребенку я говорю, что мы исповедуем другую веру, и ему тоже придется выполнять наши правила».Православная вера стала духовным стержнем для пересветовцев. Но все-таки детей привлекает не церковь, а военная романтика. 14-летнему Коле Задорину про «Пересвет» рассказал друг — мол, там лагеря, автоматы. Церковные правила не пугали пацана. «Я крещеный, — говорит Коля. — Молюсь Богу, прошу, чтобы в семье было хорошо». Теперь «лагерей и автоматов» Коле хватает. Прошлый Новый год он и еще 12 ребят вместе с учителями центра встречали в лесу. Маршрут был серьезный — около ста километров по Тверской области. Пройти его полностью не получилось — подвели лыжные крепления. 31 декабря мальчишки выбрали подходящую елку, нарядили ее и так встретили Новый год.
16-летняя Наташа тоже любит возиться с автоматом и говорит, что хочет стать милиционером. И тоже любит лагеря, только летние. На несколько недель пересветовцы выезжают в лес, ставят две огромные армейские палатки и учатся выживать. Рядом учителя, которые подскажут, как соорудить мягкую кровать из двух палок и веревок, как не дать дождю залить палатку. Эта жизнь напоминает военно-спортивную игру «Зарница», вот только в лагере ежедневно звучит молитва, а за выкуренную тайком сигарету или матерное слово назначается порка.
В десантную часть — со своим уставом
Военно-патриотическое воспитание дает свои плоды. Все пересветовцы утверждают, что хотят пойти служить в армию. И непременно — в десант. На предпочтении рода войск сказалась парашютная секция. Сперва ребята изучали теорию, а затем ехали в воинскую часть на парашютную вышку.Разговоры об армии не пустые слова. Выпускники «Пересвета» уже отдают долг родине, и большинство, как и хотели, попали в ВДВ. «Один парень сейчас на Сахалине служит, — говорит отец Димитрий. — Я удивляюсь — раньше он мне каждое воскресенье писал объяснительную, почему на литургию не ходил. А теперь пишет письма с просьбами выслать ему молитвослов, Евангелие».
Как ни странно, но после армии пересветовцы возвращаются в лавру — семинаристами, учителями. Возвращаются, чтобы научить новое поколение мальчишек и девчонок жизни.