Росбалт | Евгений Качаев | 08.12.2005 |
Рисунок полного герба России (в щите) был исполнен геральдическим художником Р.И.Маланичевым в конце 1993 — начале 1994 года — вскоре после официального утверждения Государственного герба РФ.
Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О Государственном гербе Российской Федерации» в первой статье точно описывает государственный герб России:
«…Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».
Как видно из описания, никаких религиозных символов в государственном гербе России даже не упоминается.
На груди орла, как следует из закона, находится всадник, поражающий дракона. Символизм этой сцены вполне понятен — человек борется со злом. Данная символика не противоречит ни одной религии.
Если же все-таки отойти от буквы закона и воспринимать всадника на современном российском гербе как Cвятого Георгия Победоносца (как следует из традиции), то выявляется несколько любопытных фактов из жизни воина-победителя.
Георгий жил в самом конце III века. До возникновения ислама оставалось еще более трехсот лет. Даже христианство было в самом начале своего развития — Миланский эдикт 313 года, который прекратил гонения на христиан, еще не издан. Да и христианство еще едино — до раскола церквей на православную и католическую еще более 750 лет (1054 год).
Крест еще не воспринимался как главный символ христианской веры. В первые годы христианства приверженцы Иисуса испытывали глубокое, непреодолимое отвращение к крестному знамению. Несмотря на то, что уже апостол Павел в своей христологии сделал крест символом спасения человечества через жертвенную смерть Иисуса, и тем самым — символом окончательной победы христианства, крест долго ещё оставался в восприятии верующих воплощением чудовищного унижения и смерти. Им трудно было привыкнуть к нему как к символу спасения и новой жизни, поскольку в повседневной действительности он был им знаком как жуткое орудие пытки, как символ смерти, а не торжества. Об этом свидетельствуют, в частности, фрески в римских катакомбах. Там изображены как символы Иисуса добрый пастырь, жертвенный агнец (в соответствии с пророчеством Исаии-3:7 и Иеремии- 11:19), чаще всего — знак рыбы, креста же нет нигде.
Крест как символ Христа получает распространение только в V—VI вв., то есть спустя сто с лишним лет после отмены Константином Великим смертной казни через распятие.
Итак, Георгий был очень способным военачальником и совершил немало ратных подвигов. Был причислен к лику святых за то, что не отказался от христианской веры по требованию императора Диоклетиана, за что и был обезглавлен в 303 году.
Из многих подвигов, совершенных Георгием, наиболее известный запечатлен в иконографии. Это поражение змея, обитавшего в озере у подножья Ливанских гор, близ Бейрута, и пожиравшего людей. Убив змея, Георгий избавил от верной гибели царскую дочь, которой надлежало стать очередной жертвой змея. Но христианами Георгий признан святым только за то, что не склонился к язычеству и принял мученическую смерть за веру. Почему же Георгий не может почитаться как воин, защитник своей земли?
Примечательно, что Георгия Победоносца, как воплощение воинской доблести и преданности долгу, чтят не только христиане. Мусульмане почитают его под именем Джурджис и приписывают ему совершение подвигов, в том числе и на территории нынешнего Дагестана, где, по мнению некоторых историков, расположена могила Георгия. А в Российской империи орден Георгия Победоносца (высшая награда для солдат) существовал в двух разных формах: кресты — для воинов-христиан и восьмиугольные щиты — для воинов-мусульман.
В мае 1453 года пал Константинополь, а вместе с ним была уничтожена Византийская империя. Последний византийский император Константин XI Палеолог был убит на стенах своей столицы. Некоторые Палеологи сумели бежать от турок. Софья (Зоя) Палеолог, племянница Константина XI, позднее вышла замуж за великого князя московского Ивана III и привезла с собой изображение двуглавого орла.
В самой Византийской империи двуглавый орел не был государственным гербом, лишь у династии Палеологов он становится родовым знаком. Но на печатях Ивана III орел появляется только через 25 лет после женитьбы на Софье Палеолог.
Позднее, в XVI веке, возникла политическая теория «Москва — третий Рим», обосновывавшая всемирно-историческое значение Москвы как политического и церковного центра. Теория утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй является Московская Русь — «третий Рим» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти»).
Двуглавый орел стал олицетворять начинавшую складываться Российскую империю.
Использование двуглавого орла, как императорского в Священной Римской империи (попытка оспорить первенство) и как родового в Византии (наличие законных прав) могло лишь подтолкнуть Ивана III к мысли принять его как государственный символ Московской Руси.
При Иване IV Грозном государственный символ окончательно закрепился как двуглавый орел со щитом на груди, где изображен всадник с копьем, поражающий змея. Менялись только форма орла (поднятые или опущенные крылья), его цвет (с золотого на черный), положение всадника (иногда был повернут влево от зрителя), количество корон (две, одна, три) и некоторые детали.
Современный золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов XV—XVII вв.ека.
Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона.
Орел — один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.
Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
Кстати, поскольку в Российской империи во всех орденских знаках присутствовало изображение православных святых, чтобы не задевать религиозные чувства мусульман, по рескрипту Николая I от 1844 г. было указано на всех орденских знаках, жалуемых мусульманам, вместо изображений святых помещать изображение императорского орла…