Православная газета г. Екатеринбург | 08.12.2005 |
Климент, между тем, воспитывался в Риме и достиг совершенного возраста. Часто приходило ему на ум, где отец его, где мать, где братья; нередко он оплакивал их, как умерших. Забавы, развлечения перестали занимать его; он сделался серьезным и сосредоточенным. В таких обстоятельствах познакомился он с одним христианином и узнал от него главные истины христианского учения. Тогда Климент решился посетить места земной жизни Иисуса Христа и отплыл в Иудею, оставив в Риме дом и все имение. Поднявшаяся во время плавания буря принесла корабль к Александрии, где в то время проповедовал апостол Варнава. Климент слушал некоторое время его учение, затем отправился в Кесарию и там принял Крещение от апостола Петра, в числе учеников которого увидел своих братьев, но не узнал их, как и они его, ибо братья расстались еще в младенчестве. Апостол Петр направлялся в Сирию, за ним последовал и Климент, а Фавстин и Фавстиниан были посланы туда наперед. Дорогою апостол расспрашивал нового своего ученика о его прежней жизни. Климент рассказал ему все бывшее с ним и с его родными, и этот рассказ глубоко тронул апостола Петра. На пути корабль, в котором плыли они, пристал к тому острову, где жила мать Климента, Матфидия. Апостол Петр сошел с корабля; недалеко от берега, в близлежащем селении, он увидел женщину, просившую милостыню, вступил с нею в беседу и из рассказа ее узнал печальную историю ее жизни. Он спросил имя ее — это была Матфидия. «Я знаю младшего сына твоего, Климента, — сказал ей апостол, — он находится теперь со мной», — и повел ее к кораблю. Климент, встретив мать свою, не узнал ее: так изменилась она за время их разлуки. Матфидия же, вглядевшись пристальнее в Климента, вскоре узнала в нем своего сына, ибо Климент имел большое сходство с отцом своим Фавстом. Велика была радость матери и сына, так неожиданно встретившихся после многих лет разлуки. Матфидия вошла на корабль и продолжала путь вместе с апостолом Петром и Климентом. Она спрашивала сына об отце и узнала, что уже двадцать лет о нем нет вести. В Лаодикии путники встретили Фавстина и Фавстиниана; последние спросили Климента, кто сопровождает его. Климент отвечал, что это его мать, найденная им на чужой стороне, и затем рассказал по порядку всю судьбу матери, сколько времени он не видался с нею, и как она вышла из Рима с двумя сыновьями своими. Тогда Фавстин и Фавстиниан узнали в нем родного брата, а в Матфидии — мать свою. Благодаря Бога за спасение детей, Матфидия пожелала стать, как и они, христианкой, и приняла Крещение от апостола Петра.
Вскоре пришлось и Фавсту увидеться с своим семейством. В своих странствованиях Фавст, уже потерявший надежду найти жену и детей, дошел до Лаодикии и здесь встретил апостола Петра. Доведенный до отчаяния Фавст потерял веру в языческих богов, которым усердно молился все время о возвращении ему жены и детей. Петр, узнавший из рассказа Фавста, что он — муж Матфидии, повел его туда, где была она с детьми. Несмотря на долгую разлуку, супруги вскоре узнали друг друга, и отец узнал детей. Все прежние несчастия были забыты. Фавст уверовал в истинного Бога и принял Крещение от апостола Петра. Фавст и Матфидия провели остальное время жизни в Риме, жили благочестиво и скончались в преклонных летах. По кончине их дети продолжали проповедание Слова Божия. Особенно ревностен в деле проповеди был Климент, неотлучный спутник апостола Петра, деливший со своим великим учителем труды и лишения. Перед своею кончиною апостол Петр рукоположил Климента в епископа Римского. Но уже наступали трудные времена для христианства. Язычники стали жаловаться гражданским властям, что Климент искореняет почитание богов, порицает язычество и не уважает храмов богов. По повелению императора Трояна Климент был сослан в Херсон, где его потопили в море.
Слыша житие священномученика Климента, возблагоговеем, братия, пред непостижимым Промыслом Божиим, вначале разъединившим все семейство святого для того, чтобы после воссоединить его и просветить светом истинной веры.
Поистине, братия, благоговейное, с верой и упованием соединенное, помышление о Боге, премудром и всеблагом Всепромыслителе, и о благотворности Его промышления для нас есть сколько долг справедливости в отношении к Нему, столько же и наша собственная потребность для нашего блага и спокойствия.