НГ-Религии | Гамэр Баутдинов | 07.12.2005 |
Кордовские минареты
После смерти пророка Мухаммеда в 632 году и последующего правления четырех «праведных халифов» власть в Арабском халифате в 661 году перешла к династии Омейядов (по названию рода омейя из арабского племени курайш). При Омейядах пределы халифата со столицей в Дамаске расширились от Средней Азии до берегов Атлантики. Именно они завоевали Северную Африку (Магриб), обратив в ислам значительную часть проживавших там берберов. Здесь они основали государство Ифрикия с центром в Кайруане (нынешний Тунис), а затем двинулись к полуострову Гибралтар, или Геркулесовым столпам.Кстати, название «Гибралтар» (от арабского «Джебель-аль-Тарик» — «Гора Тарика») дали полуострову именно арабы в честь полководца Тарика ибн Сеида. Именно он в 711 году переправился с арабо-берберскими войсками через Геркулесовы столпы и высадился на Пиренейском полуострове. В первом же сражении войска Тарика разбили вестготов, которые ранее создали здесь, на развалинах древнеримской провинции, собственное государство с центром в Толедо. Однако вестготы, не имея серьезной поддержки среди местного населения, не смогли оказать достойного сопротивления противнику. Более того, их правящую верхушку раздирали внутренние противоречия. Арабы заняли Севилью и Кордову, затем Толедо и Барселону, а через два-три года к халифату был присоединен почти весь Пиренейский полуостров за исключением гористых районов Галисии и Астурии.
В 750 году власть в халифате перешла к Аббасидам, и это событие оказало огромное влияние на последующее развитие ситуации в мусульманской Испании. Аббасиды разбили Омейядов, а уцелевшие представители поверженной династии бежали из Дамаска. Среди беглецов оказался и внук халифа Хишама юный Абд ар-Рахман (Абдаррахман), который вместе со своими приближенными добрался до испанской Кордовы и основал государство, известное как Кордовский эмират, или Аль-Андалус, как называли его мусульмане. Это произошло в 756 году.
В Испании арабы столкнулись с проблемой сосуществования различных этнических и религиозных групп. Дело в том, что основная часть населения Пиренейского полуострова еще до прихода арабов приняла христианство. В Испании проживало и значительное число евреев, исповедовавших иудаизм. Во времена господства вестготов положение как христиан, так и иудеев было отягощено непосильным бременем социально-экономических проблем и изменилось в лучшую сторону при арабах.
Известно, что мусульмане относят христиан и иудеев к так называемым «людям Писания», или приверженцам таухида (единобожия), и в связи с этим прибывшие на Пиренеи арабы не заставляли их принимать ислам. Сохраняя прежнюю веру, христиане и иудеи могли даже занимать административные должности и делать карьеру, освобождались от несения военной службы и получали защиту и покровительство со стороны государства, выплачивая вид подушного налога — «джизьи» (часть, доля). Мусульмане тоже платили соответствующие налоги, хотя и в меньших размерах. Однако джизья была не столь обременительной, как многочисленные подати, взимавшиеся в христианских странах средневековой Европы (успех турецких завоеваний на Балканах в последующие века тоже был обусловлен во многом этим налоговым фактором).
В условиях относительной религиозной терпимости, характерной для средневекового ислама, соседство мечетей, церквей и синагог в Кордове и других городах эмирата стало вполне обыденным явлением. При этом каждая религиозная община сохранила свой традиционный язык. В то же время переход в ислам, не будучи обязательным для последователей христианства и иудаизма, мог принести существенные выгоды. В связи с этим некоторые христиане и иудеи становились мусульманами, рассчитывая на социальные и экономические льготы. Что касается рабов, то они, приняв ислам, вообще становились свободными людьми.
Переход христиан и иудеев в ислам породил новые термины: принявших новую религию стали называть «мусалимами» (замиренными), а их потомков — «мувалладами» (урожденными). Появился и такой термин, как «мосарабы», то есть «арабизированные». Так назывались сохранившие свою веру христиане, которые во всем, кроме веры, следовали арабскому образу жизни: изучали язык и культуру.
От эмирата к халифату
В истории мусульманской Испании открылась новая страница. Столица эмирата Кордова стала одним из самых больших, богатых и благоустроенных городов Европы с населением в несколько сотен тысяч человек. В центре города по приказу эмира Абдаррахмана была построена Соборная мечеть, впоследствии реконструированная и сохранившаяся до наших дней. Мощное развитие в Кордове и других городах Аль-Андалуса получили наука и ремесла, искусство и культура. Здесь выделывали тонкую кожу, изготовляли изящные ткани и цветную керамику, отсюда тянулись торговые пути в разные концы Средиземноморья. Много нового привнесли арабы в сельское хозяйство Испании: более продуктивные методы обработки земли, ирригационные системы, ранее не известные культуры (цитрусовые, сахарный тростник, рис, хлопчатник и т. д.). Началось разведение шелковицы, и по производству и экспорту шелка страна заняла ведущее место в Европе.Были созданы астрономические и медицинские центры, обширные библиотеки, велась работа по переводу и комментированию греческих философских текстов, почти забытых европейцами. Благодаря арабам средневековый мир смог познакомиться с рядом ранее не известных сочинений Платона, Аристотеля, Евклида и Гиппократа. В то же время арабы практически не уделяли внимание античной поэзии, предпочитая ей собственную, отличную от греческой и римской по тональности и ритмике. Поэтическим даром не был обделен и сам эмир Абдаррахман, написавший, например, такие строки:
В Кордове, в царских садах,
увидал я зеленую
Пальму-изгнанницу,
с родиной пальм разлученную.
«Жребии наши, — сказал я
изгнаннице, — схожи.
С милыми сердцу расстаться
судилось мне тоже.
Оба, утратив отчизну,
уехали вдаль мы.
Ты чужестранкой росла:
здесь чужбина для пальмы…»
(Перевод В. Потаповой)
В конечном счете прогресс в строительстве и укреплении государства Аль-Андалус привел к тому, что в 929 году при Абдаррахмане III эмират был преобразован в халифат. Это означало, что испанские Омейяды, не смирившись с властью Аббасидов в Арабском халифате, теперь могли в равной степени с ними претендовать и на первенство в исламском мире. Современники называли мусульманскую Испанию «украшением мира», а благодаря путешественникам Ибн Хаукалу, Абу Хамиду аль-Гарнати, Ибн Джузайру, аль-Идриси, Ибн Баттуте сообщения о «богатой и славной» стране циркулировали в течение нескольких веков по всем странам Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. Весть о ней дошла даже до берегов Каспия. Дело в том, что у кордовского халифа Абдаррахмана III визирем (первым министром) был еврей Хасдай ибн Шафрут, который заинтересовался сообщением прибывших в Испанию купцов о существовании в восточных степях «царства иудеев». Речь шла о Хазарии, где правители и аристократия исповедовали иудаизм. Хасдай обратился с письмом к хазарскому кагану Иосифу с просьбой рассказать о своем государстве подробнее, и ответное послание кагана сохранилось по сей день.
Пожалуй, самым ярким представителем Кордовского халифата из числа евреев был философ и врач Моше бен Маймон (1135−1204), больше известный как Маймонид. Он родился и воспитывался в Кордове, а закончил свои дни в Каире, где служил личным врачом у знаменитого султана Салах ад-Дина (Саладина), победителя крестоносцев. В свою очередь, учителем Маймонида был знаменитый арабский философ Абу-ль-Валид ибн Рушд (1126−1198), или Аверроэс, чьи рационалистические идеи оказали большое влияние на развитие европейской философии.
Широкую известность приобрело также имя Ибн аль-Араби, крупнейшего мусульманского философа-мистика, «величайшего учителя», как именовали его последователи-суфии. К числу «великих андалузцев» относят и Ибн Халдуна, одного из самых значимых арабских философов и историков, которого можно считать предтечей современной социологии. Список выдающихся деятелей науки и культуры, которых дал миру Кордовский халифат, включает десятки имен. Многие из них обладали энциклопедическими знаниями и сумели проявить себя на разных поприщах. Можно сказать больше: «великие андалузцы» во многом способствовали возрождению европейской цивилизации.
Роковые поступки аль-Мансура
Понятие «Реконкиста», имеющее особое значение в испанском историческом лексиконе, происходит от «reconquistar», что означает «отвоевать, вернуть утраченное». В данном случае имеется в виду освобождение испанских территорий от «мавров».Когда же фактически началась Реконкиста? Мнения историков по этому поводу расходятся. Одной из начальных дат называется обычно 718 год, когда христианские войска одержали первую, пусть и незначительную победу над арабами. Однако последующие три века прошли под знаком несомненного военного превосходства последних, которое увенчалось рядом побед знаменитого андалузского полководца аль-Мансура (Альмансора) над войсками христианских государств, образовавшихся на севере Пиренейского полуострова. Но вместе с тем именно аль-Мансур совершил роковой поступок, который едва ли может быть оправдан религиозными или политическими мотивами. Его войска, добравшись в 997 году до Сантьяго-де-Компостела в Галисии, сожгли базилику, где, по преданию, хранились мощи апостола Иакова, с именем которого связывают распространение христианства в Испании. Это дало повод для усиления выступлений против «мавров» и сплочения христиан против мусульман.
Аль-Мансур, занимавший должность хаджиба (камергера) при халифе, в 976 году фактически захватил власть в халифате, изолировав законного правителя страны. Это заложило основу государственного кризиса, и после смерти аль-Мансура все противоречия, накапливавшиеся в недрах андалузского общества, выплеснулись наружу. Развернулась борьба между разными группировками, и к тому же углубились расхождения между арабами и берберами.
Между тем набирали силу христианские государства. И если войска аль-Мансура в 985 году опустошили Барселону, то уже через 25 лет войска христиан подступили к Кордове и разграбили ее. Дальше — больше. В 1031 году прекратила существование династия испанских Омейядов, и власть перешла к Аббасидам, утвердившимся в Севилье. Но это тоже не спасло положение. В 1085 году христианские войска взяли Толедо, позже Сарагосу и ряд других городов в центральной и восточной частях полуострова.
Однако, несмотря на междоусобицу, культурная жизнь в различных регионах Испании не затухала. Подлинного расцвета в этом плане достигла Севилья, которая — и не только она — заслуживает отдельного рассказа. С нею по праву конкурировал город Толедо, ставший своеобразным окном для передачи европейцам культурных ценностей, накопленных арабами. Здесь была создана целая коллегия, занимавшаяся переводами на латынь работ арабских авторов и произведений греческих философов. Именно в Толедо примерно в 1142 году был сделан самый первый, хотя далеко не совершенный перевод на латинский язык текста Корана. Здесь же была подготовлена основа для «Толедского сборника» — свода материалов об исламе, с которых, собственно, и началось его изучение в Европе.
Между тем в отчаянной попытке остановить противника испанские «мавры» призвали на помощь своих африканских единоверцев-берберов из Марокко. Ими были подданные Аббасидского халифата Альморавидов (от «ал-мурабитин», что означает «конные отряды»). Прибывшие в Андалусию союзники вскоре стали его властителями, но затем у них появился новый соперник — муваххиды, завладевшие почти всеми мусульманским землями в Северной Африке вплоть до Египта. В 1145 году они высадились на Пиренейский полуостров, где находились в течение 90 лет, пока их не разбили христианские войска. Одной из причин их поражения явилось и то, что они, будучи радикально настроенными, потребовали от христиан и евреев обращения в ислам.
В 1235 году под ударами христианских войск пала Кордова, затем Валенсия и Севилья. Карта Испании представляла собой мозаику, составленную из множества разных государств, мусульманских и христианских. При этом они враждовали не только между собой, но и друг с другом. Довольно пестро выглядел этнический состав населения разных городов и селений, в которых нередко мусульманские правители управляли христианами, а христианские — мусульманами, получившими свое наименование — «мудехары».
Заметим попутно, что Реконкиста коснулась и Португалии, но период пребывания здесь «мавров» был существенно короче. Уже в 1095 году было создано графство Португалия, ставшее в 1139—1143 гг. независимым королевством.
На фоне продолжавшихся междоусобиц между различными княжествами и эмиратами на территории Испании островком благополучия, культуры и просвещенности выглядел эмират Гранады (1232−1492), в котором правила династия Насридов. Именно Насриды построили дворцовый замок Альгамбра, который много веков спустя так восхитил Вашингтона Ирвинга. Великолепие Гранадского двора словно напоминало о былой славе и мощи Кордовского эмирата времен великого халифа Абдаррахмана III и хаджиба аль-Мансура.
Но это была лебединая песнь некогда процветавшей мусульманской Испании. Ибо нашлась сила, способная полностью вытеснить «мавров» с Пиренейского полуострова. Этой силой явилось самое крупное государство, созданное здесь в результате династического брака между будущими его правителями — королевой Кастилии Изабеллой и королем Арагона Фердинандом. Войска объединенной Испании подступили к Гранаде и вынудили к капитуляции ее последнего правителя — Мухаммада XI, известного также под именем Боабдил. Но королева Изабелла не остановилась на этом. Поддержанная инквизицией, которую возглавлял знаменитый Томас Торквемада, она повелела выселить из Испании всех «мавров», а также евреев.
Изгнанники нашли приют в Турецкой империи Османов. А тех, кто не успел или не смог покинуть Испанию, стали насильственно обращать в христианство. Крещеные «мавры» получили новое название — «мориски», а крещеных евреев стали называть «марранами». Морискам запретили говорить на арабском языке и придерживаться своих обычаев, на что они ответили рядом восстаний. Дело кончилось тем, что в начале XVI века их тоже изгнали из Испании. А когда в 1605 году великий Сервантес опубликовал первую часть романа «Дон Кихот», то внимательный читатель не мог не увидеть в его пятой и шестой главах прозрачных намеков на сожжение книг, созданных в мусульманской Испании.
Однако память о многовековом мавританском периоде в истории этой страны сохранилась навсегда: благодаря замечательным памятникам архитектуры и искусства, богатейшему фольклорному наследию, поэзии и музыке, кулинарии и испанскому языку, в котором до сих пор немало арабизмов. А некогда огромная страна Аль-Андалус оставила свое название нынешней области Андалусия.
Об авторе: Гамэр Анварович Баутдинов — публицист, член Союза журналистов России