Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Кирилл Мартынов07.12.2005 

74 года назад был взорван Храм Христа Спасителя

Общенациональный патриотический подъем, которым сопровождалась Отечественная война 1812 года, победа русской армии над Наполеоном, стали причиной начала строительства в Москве грандиозного Храма Христа Спасителя. В 1883 году храм был освящен, а 5 декабря 1931 года по решению правительства СССР взорван.

Мотивы, лежащие в основе такого шага советского правительства, не являются тайной. На месте второй после Кремля доминанты центральной части Москвы предполагалось построить грандиозный ансамбль Дворца Советов, вершину которого венчала бы гигантская статуя Ленина.

Этот шаг, разумеется, преследовал не только архитектурные цели: радикальная идеологическая установка на построение новой Москвы не могла мириться с существованием в самом центре мировой коммунистической столицы рассадника религиозного «опиума народа». В этом контексте и было принято абсолютно варварское решение о сносе Храма Христа Спасителя, который представлял собой не только «культовое сооружение», но и памятник Отечественной войны, не говоря уже о его статусе как объекта культуры мирового значения.

Решение о взрыве было принято постановлением Президиума ЦИК СССР «О закрытии и сносе храма Христа Спасителя в городе Москве» от 13 июня 1931 года. Текст постановления сообщал: «Принимая во внимание, что участок, на котором находится здание храма Христа Спасителя, подлежит застройке домом съездов, руководствуясь Постановлением ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года (о религиозных объединениях), указанную церковь закрыть, а здание снести…» Техническая подготовка к взрыву велась втайне от населения. В целях сохранения конфиденциальности подготовительных мероприятий у сотрудников треста «Дворецстрой» брали письменные обязательства — «не разглашать содержание работ, а в случае нарушения обязательства» виновный подлежал «суровой ответственности во внесудебном порядке, согласно секретному Постановления Президиума ЦИК СССР».

Взрыв храма фиксировался на кинопленку, и уже при Горбачеве эта запись была продана иностранцам, вызвав настоящую сенсацию. Существуют воспоминания москвичей о том декабрьском дне. Все они сходятся в одном: несмотря на ожесточенную газетную кампанию, направленную против «религиозной опухоли на теле столицы», практически все свидетели взрыва воспринимали его как подлинную трагедию.

Главных храм России имеет длинную историю. 25 декабря 1812 года Император Александр I издал манифест, в котором дал обет построить в честь этого события храм, посвящённый Рождеству Христову. В манифесте говорилось: «В сохранение вечной памяти и того беспримерного усердия, верности и любви к вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа».

Автором первого проекта, одобренным Императором Александром, был великий русский архитектор Александр Витберг. Изначально храм предполагалась строить на Воробьевых горах, в районе нынешнего здания Университета. Проект Витберга предполагал строительство ансамбля из трех храмов — Воплощения, Преображения и Воскресения, неразрывно связанных друг с другом. В нижнем храме, который оканчивался бы мрачными катакомбами, предполагалось похоронить тела павших в 1812 году. В 1817 году состоялась торжественная закладка храма на Воробьёвых горах, но дальше земляных работ дело не пошло, проект был признан неосуществимым. Император Александр умер и проект был окончательно свернут. Судьба Витберга была печальной: обвиненный в растрате казенных средств он был отправлен в ссылку. Описание встреч с этим удивительным человеком, который и в ссылке продолжал работать над проектом, можно найти на страницах «Былого и дум» Александра Герцена.

В 1832 году Император Николай I утвердил новый проект Храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Закладка нового храма была совершена в 1839 году святителем Московским Филаретом в присутствии Государя на месте, лично им выбранном. Величественный храм на берегу реки Москвы, на Волхонке, строился более 40 лет.

В 1860 году наружные леса были разобраны и храм, открытый со всех сторон, впервые явил москвичам своё величие. 13 декабря 1880 года новому храму присвоено было наименование кафедрального во имя Христа Спасителя собора.

К 1881 году закончились работы по устройству набережной и площади возле храма, подошли к концу и работы по внутренней росписи. Наконец, в праздник Вознесения Господня, 26 мая 1883 года, с необыкновенной торжественностью, невиданной ранее в Москве, в присутствии Императора Александра III и всей Императорской Семьи совершено было освящение храма митрополитом Московским Иоанникием. Специально ко дню освящения П.И. Чайковский написал вдохновенную увертюру «1812 год», исполненную храмовым хором.

Храм стал памятником русской воинской доблести. На стенах храма были изображены военные события, установлены 177 мраморных плит с описанием сражений и именами награжденных орденом св. Георгия, увековечена была и память воинов, проливших кровь за веру и Отечество.

Снаружи храм имел богатое скульптурное убранство, а внутри — росписи. В плане собор представляет равноконечный крест. Здание венчают пять глав. Вокруг всего храма внутри — коридор-галерея. Толщина кирпичных стен — 3 м. 20 см. Внешняя часть украшалась двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери, числом 12, выполнены из бронзы, и украшающие их изображения святых были отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф.П. Толстого. Вся внутренняя облицовка выполнялась из двух сортов русских камней — лабрадора и шошкинского порфира и пяти сортов итальянских мраморов. Лучшие русские живописцы — В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской — украшали Храм. Роспись главного купола — Господь Саваоф, сидящий и благословляющий, с Сыном Божиим и Духом Святым, в виде голубя — выполнил профессор Марков. Храм стал самой большой постройкой Москвы, он мог вместить около 10 тыс человек…

Стоит отметить, что судьба Дворца Советов оказалась весьма печальной. Постройку гигантского объекта прервала война, теперь уже Великая Отечественная. Восстанавливающаяся страна-победитель на время забыла о планах по возведению Дворца. А после смерти Сталина и сам проект оказался забытым: он не соответствовал новым представлениям о советской архитектуре, принятым во время хрущевской борьбы с «украшательством». На фундаменте Дворца в 1960 году был построен открытый плавательный бассейн Москва, просуществовавший до 1994 года. Почему-то кажется, что если бы Храм не был взорван до 1941 года, после новой Отечественной войны он уже не смог бы никому помешать.

У дальней стены московского Донского монастыря, за старым кладбищем, многие годы стояли отдельные, чудом сохранившиеся барельефы, снятые перед взрывом с храма. Они были живым укором всем нам, живущим на нашей земле.

19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, Святейший Патриарх Алексий совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя…

Несмотря на все идеологические разногласия, терзающие сегодня Россию, разногласия, разделяющие наших соотечественников, мы не должны допустить повторения событий, подобных взрыву Храма Христа Спасителя. Общенациональные культурные ценности нуждаются в защите вне зависимости от идеологии.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=15 600


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru