Фонд «Русская Цивилизация» | Александр Елисеев | 07.12.2005 |
Можно, конечно, долго возмущаться этим высказыванием, но стоит обратить внимание на другое. В принципе, аргументация этого господина вполне обоснована в светском, демократическом государстве. Действительно, если государство светское, то зачем же использовать в его символике какие либо религиозные элементы?
И здесь не помогут ссылки на историческую традицию российской государственности, которая теснейшим образом связана с Православием. Скажут — а причем тут Православие? Вон — Казань, оказывается, еще и подревнее Москвы будет. И ничего не докажешь — ведь РФ не считается русским государством, следовательно, любая русская символика может быть подвергнута сомнению в качестве официальной.
Вот и приходится многим экспертам старательно искать аргументы, которые больше напоминают оправдания. Так, главный герольдмейстер Григорий Вилинбахов заявил: «На государственном гербе России нет православной символики, православный крест — крест восьмиконечный, а на гербе — равноконечные кресты с расширяющимися концами, которые являются общекультурными знаками, связанными с солярным культом». Но тут возникает уже такой вопрос — а если государство светское, то насколько оправданы ссылки на какие-то там «солярные культы»? Ведь они тоже, небось, к религии относятся?
Мне очень не хотелось бы переводить разговор в плоскость полемики с исламом. Российские мусульмане, за исключением некоторых личностей — это люди, вполне лояльные к Российскому государству. Уверен, что большинство их и не думают менять исторически сложившуюся символику. И не удивлюсь, если за всем этими инициативами стоят силы, находящиеся вне России. Причем, даже и вне исламского мира как такового. Обратим внимание, г-н Аширов ссылается на мнение правозащитников. Вот это уже теплее, знаем мы, на кого равняются многие наши правозащитники! Уж не доносится ли до нас ветерок с «просвещенного» Запада, который очень бы хотел ослабить России еще больше? Ему явно не по нутру пусть и робкие, но все же заметные попытки вернуться к исторической России, чьи государственные традиции насчитывает много сотен лет. И понятно, что удар по российской символике будет мощнейшим ударом и по самой государственности. Ну и, конечно, требование изменить герб может вызвать серьезное раздражение у многих русских людей, что негативно скажется и на отношениях между народами России. Понимают ли это авторы громких заявлений?
Любопытно мнение академика РАЕН, переводчика Корана Валерия Порохова: «В российском гербе восстановлена монархическая символика Российской империи. В современности Россия — светское государство, и наличие христианских символов в гербе, конечно же, не может не задевать чувств граждан российского общества, в частности мусульман». Интересно, а вот не допускает ли г-н Порохов, что его указания на связь между российским гербом и монархической традицией наведут русских людей на мысль о том, что свои святыни он может сохранить только при монархии? То есть при наследственном правлении Русских Православных Царей, в условиях христианской государственности. А ведь давно пора бы об этом задуматься. Пока еще не поздно.
Вот и еще один «критик» российского герба Гейдар Джемаль обращается к теме нашего православно-имперского прошлого: «Я бы предложил заменить настоящий герб, потому что это — герб Римской Империи, и он соответствует совершенно другой духовной реальности… Давно уже устарели слова «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать"… Играть в «Третий Рим», смешивать это с красно-белой ностальгией сегодня убого и фарсово».
И в самом деле, г-н Джемаль прав — наш герб явно указывает на идею Третьего Рима, которая есть идея Православная, Монархическая, Имперская. Другое дело — - устарела ли духовная реальность Русского Мира. И об этом тоже стоило бы задуматься русским людям.