Правда севера | Светлана Петрова | 06.12.2005 |
Пресс-секретарь Архангельской и Холмогорской епархии отец Валерий подчеркнул: «Те люди, которые недавно объявились в Архангельске и проводят сеансы исцеления именем святых, благословения церкви на то не получили. Православная церковь к их деятельности вообще не имеет никакого отношения».
Инопланетяне ищут адептов
Речь идет о некоем центре «Аштар». У православных священников есть причины, чтобы столь решительно от него отмежеваться.Схема, по которой разного толка центры и движения множатся, как грибы после дождя, проста: объявляется некий гуру, проповедник, мастер, якобы мистическим образом получивший ответы на все житейские и вечные вопросы. «Учитель» вроде скандально известного Виссариона или Владимира Мегре создает якобы новое святое писание, в котором бесспорные истины перемешаны с вздорными суждениями, явные фантазии — с рассказами «за жизнь», а оккультные практики подкреплены авторитетом традиционных религий.
«Аштар» — детище некой Людмилы Шувановой, бывшей официантки, якобы повстречавшей инопланетянина, именем которого и назван центр. Добрые и всемогущие инопланетяне почему-то не запрещали госпоже Шувановой обсчитывать клиентов, они наделили ее исключительными способностями целительницы. Духовно прозревшая наставница написала и издала многотомный труд под названием «Люди, вы нас слышите?», создала круг посвященных и с головой окунулась в проповедническую и целительскую деятельность. До глубокой старости основательница новой религии, как ей было предсказано ее друзьями-инопланетянами, не дожила, но дело ее процветает.
Сообщения о исцелениях по методике Людмилы Шувановой самых безнадежных больных соседствуют в Интернете с предостережениями: у адептов секты отмечаются случаи психических расстройств. И православная церковь прямо предостерегает от общения с богопротивными сущностями, к которым апеллируют последователи центра на своих так называемых оздоровительных сеансах.
Директор испугался
И куда же подалась организация со столь сомнительной репутацией у нас в Архангельске, чтобы устроить сборища и радения? В темную подворотню? На конспиративную квартиру? Ничуть не бывало. «Аштаряне» пришли в школы.Директор одной из архангельских школ рассказывает:
— Я принял этих людей по рекомендации коллеги, директора одной из элитных архангельских гимназий. Однако когда понял, с кем имею дело, с ними распрощался.
По словам руководителя учреждения образования, выпроводил незваных гостей он вежливо. Дескать, коль скоро вы — религиозная организация православного толка, заручитесь официальной поддержкой церкви. На это визитеры заявили, что таковая поддержка у них имеется, но соответствующей бумаги так и не предъявили. Директор был тверд: вопросы аренды школьных помещений для проведения мероприятий людьми со стороны решают муниципальные власти. Туда и следует обращаться.
Поклонницы мистического Аштара, получив от ворот поворот, ушли не сразу. Блестя глазами, женщины сказали, что директора, настроенного слишком уж по- деловому, якобы коснется ангел, ведь они посланы высшими силами. Тут-то директор всерьез испугался: сеанс гипноза на рабочем месте в его планы не входил.
По некотором данным, последователи центра приехали из Саратова, города, где берет начало деятельность «Аштара». Особо афишировать свои планы и намерения «аштаряне» не стали, по-видимому, не слишком рассчитывая на радушный прием. Рекламы их сеансов в прессе не было никакой. Однако в архангельские школы они наведались.
С руководством школ представители центра отношения пытались строить таким образом: вы нам — помещение, а мы оплатим некоторые ваши счета в благодарность. Чиновники в департаменте образования в курсе этих событий, но считают, что вопросы аренды школьных классов и залов — в компетенции учредителя. Власти кого попало в школы не пустят, да и директора учреждений образования — люди компетентные и отвественные. Но гарантии, что все директора устояли перед посулами сектантов, нет.
По некоторым объективным данным, «Аштар» превращается в коммерческое предприятие. Плата за сеансы, по утверждению целителей, добровольная, но, находясь в стрессовом или по крайней мере неуравновешенном состоянии, с энной суммой расстаются практически все исцеляемые.
Мой собеседник предпочел утаить от широкой публики свое имя и номер школы. «Да, я опасаюсь, — сказал он. — Думаю, не случайно после того, как я выставил за порог этих… странных личностей, в школе за три недели разбили 28 окон. И опасаюсь я не только за себя. Ведь в случае конфликта могут пострадать и ученики».
Жнут, где не сеяли
Причины для опасений есть. Деструктивные центры и объединения бросают вызов всем: все плохие, они одни знают бесспорную истину и бескорыстно ведут людей к свету. Любое свидетельсво бывшего адепта, вырвавшегося из сектантской паутины, по утверждению сектантов, — злонамеренная ложь перебежчика, любое заключение экспертов — клевета и подтасовка фактов. При этом на открытую полемику сектанты не идут, это не в их интересах. По отношению к критикам «непогрешимых» учений адепты деструктивных центров применяют старую тактику запугивания. С их стороны возможны как мелкие пакости, так и проклятия до седьмого колена.А ведь сами по себе, без прикрас и прикрытия, иные секты совершенно не привлекательны. Кого прельстят расхожие рассуждения и сомнительной достоверности рассказы? Прикрытием для сектантов становятся заимствованные идеи и в буквальном смысле чужая крыша.
Доводилось видеть, как муниты распространяли свои снадобья в больницах, «богородичники» продавали брошюры в фойе одного культурного учреждения, а религиозная организация, совмещающая проповедь восточной религии и западных «размытых» моральных норм, за 50 рублей просвещала желающих на лекции в музее. Совсем не случайно прагматичные проповедники стремятся в уважаемые учреждения, где людей учат, лечат, просвещают.
На уровне подсознания мы уверены: в школе сеют разумное, доброе, вечное, в музее мракобесию — не место. Удивляет другое: иные достойные структуры и организации, выходит, готовы делиться своим бесспорным авторитетом с первыми встречными за невеликое, в сущности, вознаграждение.
Традиционные конфессии не устают открещиваться от всех, кто их именем пускает легковерным пыль в глаза. Ведь такие центры, как «Аштар», которым без году неделя, примазываясь к многовековой практике и веро-учению христианства, что называется, жнут, где не сеяли.
Люди-то порой и не понимают, кому они доверяются на самом деле. В их затуманенном непонятными ритуалами сознании мешается все: прикосновения ангелов, инопланетяне на летающей тарелке, как в расхожей компьютерной игре, неведомый науке вирус «С-убийца». И как свидетельство святости и благообразия всей этой мешанины — целитель Пантелеимон на иконе.
Опубликовано на сайте Пресса Архангельской области
http://www.arhpress.ru/ps/2005/12/6/13.shtml