Православная газета г. Екатеринбург | 06.12.2005 |
Из многих уроков, которые представляет нам жизнь святого благоверного князя Александра Невского, возьмем только два: первый — тот, что мы должны, по примеру святого царственного угодника Божия, всегда помнить о смерти, второй — тот, что, когда смерть приближается, мы должны всемерно стараться, очистив свою душу покаянием, причаститься Святых Христовых Таин, как залога жизни вечной.
Великое и душеспасительное дело — помнить свой смертный час.
Рассказывают, что один узник, услышав с вечера, что его в следующее утро предадут смерти, от чрезвычайного страха сделался совершенно седым в продолжение ночи. Что же должно случиться при смерти с худым христианином, который слышал о гневе Божием, о неумолимом правосудии, о страшном суде Божием, о лютейших и вечных муках, когда совесть, как по списку, станет считать все его прежние поступки, когда представится очам его целая жизнь, подобно привидениям явятся — распутство, невоздержание, своеволие, гордость, дерзость, бесстыдная похотливость, буйная веселость, пьянство, развратные сообщества, сквернословие, скверные замыслы? И вот, за все это его уже призывают на суд, — менее минуты осталось для приготовления, смерть у порога, а вместе с ней — правосудие Божие!.. Мысль, что чрез час, чрез два, на самом опыте откроется, справедливо ли говорили, что есть ад и что должно предстать на суд Божий, — эта мысль как молотом ударяет в сердце. Тогда несчастный человек увидит себя стоящим между временем и вечностью, увидит быстро улетающее время и с такою же быстротою наступающую бесконечную вечность. Тогда он узнает, что чрез несколько часов последует то определение, которым навсегда решится судьба его. Тогда станут тесниться в беспокойном уме его разные мысли и представления. Каким явится ему грозный Судия? На каком престоле? Какие существа окружают Его? С каким гневом и в каких словах изречет Он определение Свое? Какой при этом будет страх? Какой трепет проникнет сердце? Какое беспокойство возмутит разум! Какой мрак покроет очи! — Но у кого достанет слов к описанию сего ужаса? Поистине, его и представить невозможно. Праведники, которые часто ожидают смерти как спокойного пристанища, так иногда бывают поражены размышлением о Страшном Суде и Божием правосудии, что смерть, вообще для них вожделенная, представляется им даже горькою и страшною.
Слепцы! Доколе же мы станем нерадеть о себе? Доколе станем обманывать себя самих пустою надеждою жизни долговременной? Знайте же, что, кто отлагает покаяние к концу своей жизни, тот никогда не достигнет своей цели; а кто, будучи еще здоров, очистит оскверненную грехами совесть святою исповедью, тяжким воздыханием, горькими слезами, тот, без сомнения, сподобится благого конца своей жизни, спокойной смерти и нескончаемого Царствия Небесного, чего всем истинно верующим христианам нельзя не пожелать от всей души.
Очистив душу свою христианскою исповедью, каждый умирающий должен возжелать всеми силами своей души причаститься Святых Христовых и животворящих Таин.
Но помни, что покаяние твое должно быть истинное, сердечное, от глубины всей души.
Моисей со страхом подходил к горящей купине, в которой был Сам Бог. С тем же страхом и трепетом отверзай и ты свои уста к принятию Святого Причащения. И ты говори: верую, Господи, что Ты — Бог; исповедую, что я — трава иссохшая… Недостоин я по грехам моим приступать к Богу, дабы не потерпеть мучения, сено — коснуться огня, чтоб не сгореть. Но Ты Сам зовешь меня, Сам призываешь: итак, иду я, нечистый, чтобы получить очищение от Тебя — источника святыни; иду немощный, чтобы получить исцеление от Тебя — врача душевного и телесного; иду мертвый, чтобы получить воскрешение от Тебя, хлеба жизни. Я иду освятиться и просветиться, — потому более и иду, что я грешен и недостоин… Иду к Тебе, чтобы не удаляться от Тебя, чтобы враг совсем не завладел душой моей. И паки исповедую, что я недостоин, потому что я грешен. Но Ты ведь и пришел на землю затем, чтобы грешников спасти! О, Господи, спаси же! Благословен грядый во имя Господне!
С такими чувствами и помышлениями приступай ко Св. Причащению, и тогда это великое таинство не будет тебе во осуждение.
Брат-христианин! Когда ты причастишься Святых Христовых Таин, то берегись, как бы не потерять то, что получил. Веди себя осторожно, чтобы не выпал у тебя сей драгоценный камень. Охраняй себя отовсюду, чтобы не выхватил его лукавый из души твоей. Освятился ты святыней этой: живи же теперь, как подобает святому.
Братия христиане! Сыны Православной Церкви! Не пропустим этих слов мимо нашего сердца, но напечатлеем их в глубине своей души на всю жизнь.