Итоги | Василий Дятлов | 06.12.2005 |
Видение у родника
27 августа 2002 года около четырех часов дня девятилетняя Алена и восьмилетняя Марьяна пошли в урочище за родниковой водой. Дальше, по их свидетельствам, произошло нечто необычное. Над источником появилась фигура женщины в белом. Дети испугались и поспешили домой. Но явление сопровождало их до окраины села, как говорят девочки, «будто плыло на тучке». Подруги договорились никому не рассказывать об увиденном, и все же младшая проболталась родителям. Отец Марьяны, священник, посоветовал: «Если это вдруг повторится, обязательно спросите: «Кто ты? Зачем пришла?» Другого раза долго ждать не пришлось. Вечером того же дня Алена и Марьяна снова пришли в урочище, и странное видение вновь возникло перед ними. На этот раз девчонки не сробели. Они перекрестили образ и поинтересовались: «Кто вы?» Одной послышалось: «Я — пресвятая Богородица». Другой: «Я — пресвятая Дева Мария». После этого еще в течение месяца на одном и том же месте, возле родника, подружки неоднократно видели Богородицу то одну, то вместе с младенцем Иисусом на руках, то с двумя ангелами, а также святого Иосифа. Однако чудо не ограничивалось исключительно зрительными эффектами. Дети сообщили родителям о трех посланиях Девы Марии. По их словам, Богородица явилась на землю для того, чтобы, во-первых, соединить разделенную церковь, во-вторых, поднять авторитет священников и, в-третьих, объединить разобщенные народы.По указанию свыше
Весть о случившемся быстро вышла за пределы села. Прослышав о чуде, в Ольховку устремились паломники. Церковным властям надо было как-то реагировать на происходящее. Представители духовенства провели тщательную проверку событий, изложенных детьми. Их подробно расспрашивали вместе и врозь. Епископ Грекокатолической епархии Закарпатья, преосвященный владыка Иван Маргитич подолгу беседовал с каждой из отроковиц, и их рассказы совпадали в деталях. Затем девочек отправили на медицинское обследование. Прежде всего специалистов интересовало их психическое состояние. Медики лишь развели руками: «Если бы все дети были такими здоровыми и трезвомыслящими, нам нечего было бы делать». Действительно, Алена и Марьяна — самые обычные детишки, ничем не отличающиеся от сверстников. В школе и та и другая как учились, так и учатся посредственно.Одним из тех, кто участвовал в проверке девочек, был иеромонах Атанасий Чейпеш. «Когда у нас уже практически не оставалось сомнений в их правдивости, — рассказывает священнослужитель, — мы в очередной раз пришли вместе с девочками на место явления, начали молиться. Вскоре дети сказали, что они видят Богородицу. Мы попросили их окропить видение святой водой. Они сделали это, и, по их словам, Богородица перекрестилась, а на устах у нее появилась улыбка. Мы поняли главное: это не от дьявола».
После того как факт чуда признала местная церковь, Джублик окончательно превратился в центр паломничества. За три года в урочище была проделана огромная работа. Здесь выстроили симпатичную часовню, выложили каменные дорожки, ведущие к исповедальням. Из двух деревьев, указанных Аленой, местный скульптор изготовил статуи Девы Марии и Иисуса Христа. Удивительно, но на месте расположения сердца у той и другой фигуры вдруг проступили трещины в форме креста. Мастера попросили ничего не исправлять.
«В принципе все, что здесь делается, делается под руководством Богородицы, — утверждает один из местных священнослужителей отец Атанасий. — Если что-то хотим предпринять, сначала спрашиваем ее изволения. Поступаем в соответствии с тем, что она говорит. Конечно, мы ее не слышим, и потому делаем то, что передает нам Алена».
Напротив часовни, опять же по совету Богородицы (или Алены?), поставили крест с распятием. Через некоторое время крест начал истекать загадочной темной жидкостью. Собрав небольшое ее количество, отец Атанасий отправился к военным судмедэкспертам во Львов. Те сделали вывод: то, что течет по кресту, имеет в себе элементы крови. Распятие кровоточило не единожды, причем независимо от церковных праздников.
А однажды Алена обратилась к отцу Атанасию, состоявшему на тот момент в монашеском ордене, со странной просьбой: покинуть орден и заняться организацией в Джублике монастыря. «Я абсолютно не был к этому готов, — рассказывает он. — Я сказал, что никогда этого не сделаю, если не буду сам видеть пресвятую Богородицу и она сама не скажет мне этого. И тогда Алена сказала: „Ну так увидите“. В ту же ночь я лицезрел Богородицу, которая надо мной молилась. Наутро я спросил Алену: „Что это было?“ Она ответила: „Как что? Вы же хотели видеть Богородицу? Вы ее видели“. Я сел и написал заявление об уходе из ордена. Для меня это было окончательным убеждением, что ребенок ничего не придумывает».
Земельный вопрос
Спорить с верующими о том, бывают ли на свете чудеса, — занятие бесполезное. В Джублике сам был свидетелем того, как несколько человек, приставив ладони к глазам, смотрели куда-то поверх верхушек деревьев, которых едва касался яркий солнечный свет. «Что они высматривают?» — поинтересовался я у одного из монахов. «Говорят, — сказал он, возведя очи горе, — что, если так долго смотреть на солнечный диск над вершиной холма, он начинает вращаться. Прихожане видят в этом чудесное проявление». Так что ты или веришь в чудо, или не веришь в него… Но есть моменты, которые все же заставляют задуматься о некоторых… скажем так, земных аспектах случившегося.— Если отбросить религию в сторону, — замечает начальник отдела культуры районной администрации Василий Кузан, — то расклад получается очень простой. Туда (в Джублик. — «Итоги») идут люди, а значит, идут деньги. К примеру, неподалеку есть монастырь, дорогу в который весной размыло паводком. Людям стало сложно туда добраться, и у монастыря сразу начались финансовые трудности. А в Джублик порой приезжают до пятидесяти автобусов одновременно. И несмотря на то что эта земля принадлежит сельсовету, за пользование ею священники не платят. Как-то неправильно с них деньги брать, а надо бы.
— Я отношусь к этому (деятельности церкви в Джублике. — «Итоги») нейтрально, — говорит глава района Юрий Фельцан. — Сейчас у нас отношения со священниками, пришедшими сюда, нормальные. А поначалу они вели себя довольно агрессивно. Напирали: дайте нам землю, будем строиться. Мы пошли им навстречу. Хотя, честно говоря, меня несколько оттолкнуло то, что на это дело начали смотреть как на прибыльное. А оно, безусловно, прибыльное.
Таким образом, «внушенная» Богородицей идея строительства в урочище нового монастыря предстает в несколько ином свете. Кстати, помните — Деву Марию вроде бы видели две девочки, но регулярно «общается» с Богоматерью и транслирует ее наставления и указания только одна — Алена. А что же Марьяна? Отец Марьяны, как мы уже говорили, священник. И это дало повод скептикам утверждать, что именно он подсказал девочкам «нужные слова» и, собственно, помог раскрутить всю чудесную историю. Именно он в августе — сентябре 2002 года поднял небывалую шумиху вокруг знаменательного события и заставил девочек в микрофон вещать о своих видениях перед толпой верующих. Зачем? Ну хотя бы для того, чтобы, воспользовавшись ситуацией, продвинуться по карьерной лестнице и стать настоятелем нового монастыря на месте Джублика. Отец Марьяны решил было установить возле своего дома массивную статую Девы Марии. Но коллеги посоветовали ему этого не делать, поскольку, мол, если и ставить статую, то в урочище, там, где Богородица являлась детям. Да и вообще, мол, это не только его личное дело. Одним словом, священника постепенно оттеснили. Непонятно, какие чувства взыграли в душе родителя — то ли ревность, то ли обида, но после этого он сам перестал появляться в Джублике и категорически запретил дочери показываться там и разговаривать с кем-либо о чуде.
Это был, так сказать, «местный срез», а есть еще и глобальный. Ведь чудо случилось не где-нибудь, а на Украине, ставшей в последние годы ареной борьбы католицизма и православия. В условиях усиления экспансии Ватикана чудо в Джублике должно послужить укреплению авторитета католической церкви. Униаты — украинские грекокатолики — усиливаются с каждым годом. В 90-х годах на Западной Украине они громили православные приходы, затем перенесли резиденцию своего главы из Львова в Киев, в перспективе не исключено создание Киевского патриархата грекокатолической церкви. И потому не выглядит удивительным, что на чудеса в Джублике очень быстро обратили внимание в Ватикане. Так, в 2003 году Алену и Марьяну вдруг решили отправить в Рим. Небольшая украинская делегация попала на общую мессу. «Мы в Ватикане абсолютно никого не знали. Просто взяли и поехали, словно это было предрешено свыше, — рассказывает отец Атанасий. — Каково же было наше удивление, когда Иоанн Павел II обратился к нам на украинском языке, а вскоре нас запросили к нему на подиум. Он благословил детей. Мы оставили документы о проверке факта явления Богородицы и видеозаписи о Джублике». После этого в Закарпатье была направлена специальная комиссия из Ватикана, которая быстро подтвердила истинность чудесных явлений.
Между тем жизнь в Джублике идет своим чередом. В администрации района по этому поводу говорят: «Были там чудеса или нет, не нам судить…» Монастырь строится, верующие едут, девочка Алена продолжает общаться с Богородицей. Очередная паломница берет Алену за локоток и начинает вполголоса ей что-то рассказывать. Девочка, опустив глаза, внимательно слушает, и только быстро брошенный в сторону, едва уловимый, по-детски хитрый взгляд выдает: она знает что-то такое, чего мы так и не поняли.
Закарпатская область — Москва
http://www.itogi.ru/Paper2005.nsf/Article/Itogi_200512_0415_3305.html