Русская линия
РадонежИгумен Игнатий (Душеин)06.12.2005 

Малоярославецкий стихийный плебисцит

Жители Малоярославца собрали подписи против строительства на въезде в город мечети.

Что стоит за этим фактом?

Мерзость пред Господом — неодинаковые гири,
и неверные весы — не добро

Притч. 20; 23.

Есть у некоторых людей особенность мышления, иногда называемая «двойной стандарт»: то, что они считают естественным по отношению к себе, воспринимается с точностью до наоборот, когда вопрос касается других, в особенности не одобряемых ими людей, организаций, религиозных конфессий. Именно этот двойной стандарт явственно обнаруживается в реакции некоторых исламских СМИ на события в Малоярославце.

Не будем ворошить болезненную историю взаимоотношений ислама и христианства: ислам с самого своего начала распространялся путем завоевания христианских территорий, христиане, дескать, отвечали «крестовыми походами» и т. п., заметим только: христианство — религия мира и прощения. Всякий человек, во что бы он ни верил и как бы низко не пал — возлюбленное чадо Господне; Божия любовь безгранична, человек же ограничен мерой личной устремленности ко Христу; однако всякий читавший Евангелие знает его императив: любовь даже к врагам. Именно поэтому политиканам любой масти, с какой бы целью они ни усиливались спровоцировать конфликт христиан и мусульман, никогда не удавалось вызвать у христиан адекватную реакцию злобы и ненависти.

Отнюдь не желая обострять сложные межконфессиональные отношения, скажем все-таки несколько слов о причинах событий, взбаламутивших общественное мнение.

А как у них?

Можно ли представить, чтобы в мусульманской стране, скажем, в Турции, строили по городам христианские храмы, да еще задумали бы миссионерский проект под названием «турецкое христианство»? Как известно, турецкие христиане — этнические греки — давно борются за открытие в Халки[1] православного богословского учебного заведения, конечно для греков, а не для турок. А вздумай они открыть какие-нибудь христианские курсы для турок — тут уж фантазия замирает!

Но можно ее, фантазию, стимулировать историческими аналогиями: в XIX веке, подавляя восстание греков, турки повесили их Патриарха на вратах Константинополя (ныне Стамбул) и сотнями уничтожали священнослужителей; в XX веке взрыв на территории посольства Турции в Салониках был отмщен разгромом десятков христианских храмов.

В некоторых исламских странах обращение мусульманина в христианство влечет за собой смерть; впрочем, в двухстах километрах от Москвы ситуация немногим лучше, чему свидетель автор этих строк, в свое время крестивший этнического таджика: местная кавказская диаспора ополчилась на «отступника», его жестоко истязали, срывали крест и убили бы, если б он не скрылся от бывших единоверцев[2]. Это происходило, повторим, не в Марокко или Арабских Эмиратах, а в центре России, традиционно христианской страны, 80 процентов жителей которой при статистических опросах называют себя православными. Именно в России почему-то позволительно разрабатывать провокационный проект «Русский ислам» и строить мечети, не считаясь с мнением большинства жителей, не желающих слышать с утра пораньше азан[3] с минаретов. Всякое их возражение расценивается как экстремизм и ксенофобия, а уж если свое мнение выскажет православный священник… машину, как во Франции, пока может, и не сожгут — пока — но пресса «задымит» обязательно!

Кто же провокатор?

И вот уже бывший обнинский батюшка, ныне сотрудник Совета муфтиев России Али Вячеслав Полосин, выступает с лицемерным «сожалением», на самом деле пользуясь случаем обвинить «официального священника РПЦ МП» в призывах «к криминальному развитию событий вокруг строительства мечети в Малоярославце» и назвать его провокатором. Цель очевидна: во-первых, вызвать ответную реакцию православной общественности, которую затем опять же обвинить в агрессивной нетерпимости, во-вторых, нарисовать в общественном сознании отрицательный образ православного христианина: узколобого экстремиста (да еще и в рясе), шовиниста и националиста, вопящего «Россия — для русских», избивающего невинных деток, и сжигающего мечети[4].

Ссорить — давнишнее хобби Али Полосина: «Промежуточным итогом… деятельности Полосина стало резкое ухудшение отношений между Советом муфтиев России и РПЦ. В конце 2001 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл направил муфтию Равилю Гайнутдину письмо с просьбой прокомментировать кощунственные антихристианские выпады официального представителя Совета муфтиев и настоятельно рекомендовал воздержаться от активной рекламы новообращенных мусульман, поскольку она противоречит базовым принципам межрелигиозного диалога».[5]

Люди просто боятся…

Упомянутый Полосиным «официальный священник» о. Игорь в данном случае всего лишь не уклонился выступить от лица тысяч «темных» и «неполиткорректных» жителей Малоярославца, протестующих против строительства мечети в родном городе. Ну не хотят они такого соседства, основываясь на печальном опыте человечества кроме упомянутой Греции: недавно Косово, теперь Франция. Имеют ли тысячи людей право выразить свое нежелание дожить до времен, когда в своем городе страшно будет вечером выйти на улицу или оставить под окном машину? Вроде бы у нас демократия, т. е. власть народа, выраженная волей большинства; так принимаются законы, и было бы абсурдом обвинять голосовавшее большинство в игнорировании интересов других депутатов. В Малоярославце мнение высказало большинство жителей города.

Как показала история, любые национальные меньшинства прекрасно уживаются в среде русского народа; пресловутые еврейские погромы начала XX века происходили на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Зато если в меньшинстве оказываются русские, их бытие превращается в ад; вспомним трагедию окраин СССР после его развала: настоящий геноцид «русскоязычных»! Беженцы из Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, которых немало в наших краях, рассказывают об убийствах, изнасилованиях, ограблениях при полном попустительстве местных властей; люди пропадали средь бела дня, дети утром уходили в школу и никогда не возвращались…

Причем тут ислам?

Мусульманские идеологи, как всегда, гневно скажут: «Ислам тут не при чем!». Пока может и ни причем. Но нынешние незаконные и законные иммигранты — меньшинство — быстро обживаются на нашей земле, рожают детей, их воспитывают исламские религиозные деятели (для этого и нужна мечеть), с помощью которых контингент, возможно, скоро привыкнет сознавать себя не частью российского общества, а особым национальным и религиозным большинством, а тогда законы шариата станут обязательными для всех[6].

Христиане не требуют в Великий Пост убрать мясо с рынков: а мусульмане в период Рамазана просто закроют рынки, магазины и рестораны на светлое время суток, как давно практикуется в иммигрантских кварталах Европы. Христиане не побивают камнями «легко» одетых женщин: а мусульмане просто заставят всех одеваться согласно их правилам. Христиане смиренно терпят плевки в адрес своего Бога, грязные «Последние искушения» и «Коды да Винчи»: а мусульмане… известна участь режиссера Тео Ван Гога, зверски убитого на улице бельгийской столицы[7].

Далеко не все понимают разницу между церковью и мечетью. Религиозная жизнь христианина оказывает влияние на его общественную и политическую деятельность лишь с точки зрения личной нравственности самого человека; в исламе иначе. Процитируем авторитетного лидера, ректора Нижегородского исламского института, руководителя аппарата духовного управления мусульман Нижнего Новгорода Дамир-хазрата Мужетдинова: «… ислам в отличие от всех других религий неотделим от политики, экономики, частной, семейной и общественной жизни. Это в православии Богу Богово, а кесарю кесарево"[8]. На практике означенный принцип делает мечеть средоточием «политики, экономики… и общественной жизни» мусульман.

Мечеть запланирована как религиозный центр местной татарской общины, но кто может предсказать, какой станет эта община лет через двадцать? Для нас мечеть просто мусульманское культовое сооружение. Но ведь ислам имеет более пятидесяти (!) направлений! Какое будет в Малоярославце: традиционный ханафитский масхаб, другое из суннитских течений, шиитское, салафитское, или самое знаменитое ваххабитское? Известно, и ярко проявляется в Ираке, что мечети взрывают сами же мусульмане, но мусульмане другого толка и названия; нам у себя дома только этого и не хватало.

Итак, на вопрос, нужен ли городу общественно-политический и центр с непредсказуемой (или, напротив, весьма предсказуемой) перспективой жители Малоярославца ответили: нет! Нетерпимые ксенофобы и экстремисты? Ну, может быть не так толерантны, как правители Франции, нервно ищущие выхода из тупика политкорректности; но хотят жить в согласии с обычаями своего отечества, как все нормальные люди.

Слово «официальному священнику РПЦ МП»

Священник Игорь Сильченко, главный обвиняемый со стороны Али Полосина, согласился ответить на наши вопросы.

— Как Вы оцениваете статью в «Комсомольской правде»?

— К сожалению, автор публикации явно преследовал цель родить сенсацию. Акценты расставлены так, чтобы искусственно обострить проблему.

— Так проблема все же существует?

— Но не в том виде, как ее подает автор статьи Дмитрий Стешин: «религиозные страсти» и прочее. Исламские СМИ воспользовались этим материалом, чтобы в очередной раз подняли шум о «православном экстремизме».

На самом деле вопрос о строительстве мечети рассматривался на «круглом столе» в администрации города, с участием властей и представителей всех зарегистрированных в Малоярославце религиозных конфессий города, включая, конечно, мусульманскую. Единогласно приняли решение вынести проблему на обсуждение населения, поскольку речь идет о первой в Калужской области мечети, которую почему-то желают возвести в древнем русском городе со сложившимися духовными, культурными и архитектурными традициями, в городе, где татарская диаспора согласно всероссийской переписи населения составляет менее одного процента.

— То есть всенародное обсуждение и названо в исламских СМИ «сбором подписей против законных конституционных требований мусульман»?

— Бизбах Сабитович, представившийся мусульманским муллой, также одобрил плебисцит, может быть не ожидая такого единодушия жителей Малоярославца: против строительства мечети, даже по словам автора статьи в КП, высказалось до 10 тысяч жителей, примерно половина взрослого населения.

— Это большой процент! Подписи собирали православные священники?

— Православные священники, и я в том числе, никаких подписей не собирали, это примитивная ложь; в том-то и дело, что люди сами приходили в администрацию и приносили подписи. Но обвинять в «антиисламских настроениях» весь наш народ вроде как преждевременно, поэтому идеологи ислама нашли для претензий «официального священника РПЦ МП».

— В статье говорится, что Вы не понаслышке знакомы с истинным лицом экстремизма…

— Действительно, я служил в Ставрополье, в местностях, которые буквально на глазах становились «зонами компактного проживания» выходцев с Кавказа. Последствия известны; конец 90-х: убийство священника Петра Сухоносова в некогда русской станице Слепцовской; Пасха 2000-го года: убийство прямо в храме священника Игоря Розина — упоминаем только священников, только в одном регионе, традиционно русском…

— Али Вячеслав Полосин истолковал ваши слова о «десятке пострадавших за веру мужиков» как призыв к криминальному решению спора…

— Кому-кому, а бывшему протоирею Полосину должно быть известно: в православной традиции пострадать за веру означает исповедовать и защищать ее даже до смерти, преодолевая естественный страх; в данном случае речь шла только о публичном выражении протеста; излишне доказывать, что к насилию или незаконным методам борьбы никто не призывал. Возможно, Али Полосин вложил в эти слова соответствующее его новому положению понимание. Некоторые идеологи ислама страстно хотят разглядеть экстремизм в православии, где его не может быть по определению. Может, следовало бы искать в другом месте?

* * *

Имидж ислама весьма подпорчен не СМИ, а слишком активными его приверженцами; если в обозримом будущем сторонники этой веры личным примером подтвердят тезис «ислам — религия мира», в сознании людей сформируется положительный образ мусульманина. Но пока мы имеем «Малоярославецкий плебисцит». Что дальше?

Игумен Игнатий (Душеин) «Церковный листок (из глубинки)» N11 (72) 2005 г.



[1] пригород Стамбула — бывшего Константинополя — столицы православной Византии.

[2] Заметим также, что перебежчики из христианства вроде бывшего протоиерея Вячеслава Полосина никаким преследованиям со стороны христиан никогда не подвергались, вполне свободно и открыто ведут антихристианскую деятельность и не стесняются оскорбить религиозные чувства православных.

[3] призыв мусульман на молитву.

[4] Погром, учиненный маргиналами в молельном доме мусульман Сергиева Посада, тут же объявили «звеном одной цепи» и отнесли на счет православных, хотя, судя по наличию судимости у некоторых погромщиков, их принадлежность к православию очень сомнительна.

[5] Роман Силантьев. Новейшая история исламского сообщества России: Роль новообращенных мусульман в расколах.

[6] Из сводки новостей: «По всей Малайзии вводится единый шариатский свод законов» Мусульмане составляют около 60 процентов от 26-миллионного населения Малайзии.
[7] Еще из новостей: Глава англиканской Церкви архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс призвал руководство Пакистана тщательно проанализировать суровый закон о богохульстве, предусматривающий смертную казнь; который часто используется против христиан и представителей других религиозных меньшинств в стране… Недавно в одной из деревень под Лахором были разгромлены две христианские церкви".

[8] «Ислам-Инфо». Иван Сухов. «Время новостей».

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1447


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика